Дело №2-20/2024
10RS0014-01-2023-001127-09
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 марта 2024 года посёлок Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Прохорова А.Ю., с участием представителя истца Трифоновой М.А. – Калинина В.С., представителя ответчика Шалимовой Т.А. – Лапиной О.Л., при секретаре Борововой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трифоновой М. А. к Администрации Пряжинского городского поселения, Администрации Пряжинского национального муниципального района, Аникиной В. С., Шалимовой Т. А. о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Трифонова М.А. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе производства по делу, по тем основаниям, что 29.10.2010 скончалась её бабушка Г. После её смерти открылось наследство, состоящее, в том числе, из 1/6 доли в праве собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. На основании изложенных в иске обстоятельств просит суд включить указанное имущество в состав наследства и признать за ней право собственности на это имущество.
Представитель истца Калинин В.С. в судебном заседании поддержал исковые требования с учетом их уточнения.
Представитель ответчика Шалимовой Т.А. – Лапина О.Л. в судебном заседании исковые требования полагала необоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы дела, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
Жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в настоящее время находится в собственности ответчиков Шалимовой Т.А. (1/4 доля) и Аникиной В.С. (1/4 + 1/6 доля, л.д. 31-32).
Согласно справке муниципального архива от 6 февраля 2014 года №, 1/3 дома № в <адрес> принадлежит П.
Как следует из свидетельства о праве на наследство от 26 марта 1987 года, наследниками П., умершего 1 августа 1982 года, являются Т. (дед истца) и З.. Наследственное имущество состоит из 1/3 доли жилого дома, находящегося в <адрес>, общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м.
После смерти Т. его имущество унаследовала супруга Г., бабушка истца, скончавшаяся 29 октября 2010 года. Указанное обстоятельство подтверждается показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей Л. и Н.
Наследниками к её имуществу являлись истец – наследник первой очереди по праву представления после смерти отца А., умершего 9 июля 2009 года, и В. (сын), скончавшийся в 2012 году.
Из материалов дела следует, что в пределах установленного пунктом 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) шестимесячного срока (30.03.2011) истец Трифонова М.А. обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства Г.
Согласно пункту 2 статьи 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Исходя из взаимосвязанных положений статей 218, 1112, 1141-1142, 1152-1154 ГК РФ, с учетом установленных судом обстоятельств, Трифонова М.А. своевременно и надлежащим образом приняла наследство умершей бабушки, направив нотариусу соответствующее заявление.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что 1/3 доля жилого дома принадлежала Г. на праве собственности, которую она при жизни в установленном законом порядке не зарегистрировала, 1/2 доля указанного имущества подлежит включению в наследственную массу, на которую следует признать право собственности истца.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, – также требования о признании права собственности в порядке наследования.
С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», судебные расходы с ответчиков в пользу истца не возмещаются.
Иных исковых требований стороной истца не заявлено, предусмотренных федеральными законами оснований выйти за их пределы по настоящему делу не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Трифоновой М. А. (СНИЛС №) к Администрации Пряжинского национального муниципального района (ИНН 1021180042), Администрации Пряжинского городского поселения (ИНН 1021504113), Аникиной В. С. (СНИЛС №), Шалимовой Т. А. (СНИЛС №) удовлетворить.
Включить в состав наследства, открывшегося после смерти Г., умершей 29.10.2010, 1/6 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Признать право собственности Трифоновой М. А. на 1/6 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Ю. Прохоров
Мотивированное решение составлено 26 апреля 2024 года, последний день для подачи апелляционной жалобы – 27 мая 2024 года