УИД 91RS0014-01-2023-001128-18
Дело №12-70/2023
Р Е Ш Е Н И Е
10 августа 2023 года г. Керчь
Судья Керченского городского суда Республики Крым Киселевич А.А., с участием председателя Уваровского сельского совета – главы Администрации Уваровского сельского поселения <адрес> Республики Крым ФИО1, представителя территориального отдела Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и городу федерального значения Севастополю по Восточному Крыму – ФИО2, действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя Уваровского сельского совета – главы Администрации Уваровского сельского поселения <адрес> Республики Крым ФИО1 на постановление заместителя начальника территориального отдела Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и городу федерального значения Севастополю по Восточному Крыму – заместителя главного государственного санитарного врача по городским округам Керчь, Феодосия, Судак, по Кировскому и <адрес>м Республики Крым ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Уваровского сельского поселения ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника территориального отдела Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и городу федерального значения Севастополю по Восточному Крыму – заместителя главного государственного санитарного врача по городским округам Керчь, Феодосия, Судак, по Кировскому и <адрес>м Республики Крым ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Уваровского сельского поселения ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с данными постановлением должностного лица председатель Уваровского сельского совета – глава Администрации Уваровского сельского поселения <адрес> Республики Крым ФИО1 обратился в Ленинский районный суд Республики Крым с жалобой, в которой просит изменить постановление заместителя начальника территориального отдела Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и городу федерального значения Севастополю по Восточному Крыму – заместителя главного государственного санитарного врача по городским округам Керчь, Феодосия, Судак, по Кировскому и <адрес>м Республики Крым ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ, заменив административное наказание в виде административного штрафа на административное наказание в виде предупреждения. Жалоба мотивирована тем, что при вынесении обжалуемого постановления должностным лицом не учтены положения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяющие должностном лицу при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Определением судьи Ленинского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ жалоба председателя Уваровского сельского совета – главы Администрации Уваровского сельского поселения <адрес> Республики Крым ФИО1 на постановление заместителя начальника территориального отдела Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и городу федерального значения Севастополю по Восточному Крыму от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, со всеми материалами дела переданы в Керченский городской суд Республики Крым.
В судебном заседании 10 августа 2023 года председатель Уваровского сельского совета – глава Администрации Уваровского сельского поселения <адрес> Республики Крым ФИО1 поддержал доводы жалобы, просил ее удовлетворить. Дополнительно пояснил, что к административной ответственности он привлекается впервые, при этом несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления не оказало негативного воздействия на окружающую среду и не причинило ущерба охраняемым законом правам и интересам граждан, кроме того после поступления денежных средств в бюджет муниципального образования, который является дотационным, будут устранены выявленные нарушения.
В судебном заседании 10 августа 2023 года представитель территориального отдела Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и городу федерального значения Севастополю по Восточному Крыму – Синяговский С.С., действующий на основании доверенности, возражал против доводов жалобы, полагал, что обжалуемое постановление вынесено законно, оснований для его изменения не имеется. Дополнительно пояснил, что при вынесении постановления о привлечении ФИО1 к административной ответственности невозможно было заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение, поскольку в рассматриваемом случае возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей и окружающей среде, что исключает возможность применение при назначении наказания положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
<адрес> Республики Крым о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлена надлежаще, явку своего представителя в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не обеспечила, о причинах неявки суду не сообщила.
Проверив доводы жалобы, заслушав пояснения председателя Уваровского сельского совета – главы Администрации Уваровского сельского поселения <адрес> Республики Крым ФИО1, представителя территориального отдела Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и городу федерального значения Севастополю по Восточному Крыму – ФИО2, действующего на основании доверенности, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административная ответственность по части 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.
В силу положений статей 41, 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон №52-ФЗ) (статья 4 Федерального закона №52-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона №52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон №89-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона №89-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с положениями статьи 13 Федерального закона №89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктами 1 и 3 статьи 13.4 Федерального закона №89-ФЗ определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона №89-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года №1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее – Правила №1039).
Согласно пунктам 1-3 Правил №1039, настоящие Правила определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года №3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее – СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно пункту 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения должностного лица – главы администрации Уваровского сельского поселения ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили установленные в ходе проведения выездного обследования муниципального образования Уваровского сельского поселения <адрес> Республики Крым обстоятельства того, что находящиеся в собственности контейнерные площадки, расположенные по адресам: <адрес>, Кугатова, Шевченко, Садовая, не соответствуют требованиям действующего законодательства, поскольку в нарушение СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 не имеют твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения главы администрации Уваровского сельского поселения ФИО1 постановлением заместителя начальника территориального отдела Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и городу федерального значения Севастополю по Восточному Крыму – заместителя главного государственного санитарного врача по городским округам Керчь, Феодосия, Судак, по Кировскому и <адрес>м Республики Крым ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу и проверенными в судебном заседании доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; письменными объяснениями главы Администрации Уваровского сельского поселения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ; представлением заместителя прокурора <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований природоохранного законодательства; письменным ответом главы администрации Уваровского сельского поселения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и другими материалами дела об административном правонарушении, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Не доверять указанным доказательствам оснований не имеется, поскольку каких-либо нарушений требований закона при их получении не допущено.
Проверив собранные доказательства и дав им надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель начальника территориального отдела Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и городу федерального значения Севастополю по Восточному Крыму установил обстоятельства дела и обоснованно пришел к выводу наличии в действиях главы администрации Уваровского сельского поселения ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальные нарушение, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении, в ходе рассмотрения жалобы не установлены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом характера совершенного правонарушения, степени общественной опасности, конкретных обстоятельств, соответствует принципам справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями, назначено в пределах срока привлечения к административной ответственности.
Довод жалобы заявителя о том, что при вынесении обжалуемого постановления должностным лицом не учтены положения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяющие должностном лицу при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение, нахожу несостоятельным, в силу нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.
Административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относится к административным правонарушениям, посягающим на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, при этом объектом охраны являются конституционные права на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, что указывает на высокую степень общественной опасности правонарушения, затрагивающего интересы государства в данной сфере.
Указанные обстоятельства исключают возможность применения при назначении наказания положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, поскольку при разрешении жалобы не установлено существенного нарушения должностным лицом процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившего всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, оснований для отмены обжалуемого постановления не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья –
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника территориального отдела Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и городу федерального значения Севастополю по Восточному Крыму – заместителя главного государственного санитарного врача по городским округам Керчь, Феодосия, Судак, по Кировскому и <адрес>м Республики Крым ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу председателя Уваровского сельского совета – главы Администрации Уваровского сельского поселения <адрес> Республики Крым ФИО1 – без удовлетворения.
Жалоба на решение может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Крым или через Керченский городской суд Республики Крым в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.А. Киселевич