Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-399/2012 ~ М-2714/2011 от 28.12.2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2012 года суд Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи Зайцевой И.Н.,

старшего помощника прокурора Пригородного района Свердловской области Парадеева Е.Ю.,

при секретаре Лошкаревой Н.Н.,

истца Гвоздевой А.Ю.,

представителя ответчика Администрации Горноуральского городского округа Свердловской области -заместителя начальника жилищно-коммунального отдела администрации Ермаковой Е.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-399/2012 по иску прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах Гвоздевой А.Ю. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и Администрации Горноуральского городского округа Свердловской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ прокурор Пригородного района Свердловской области в интересах Гвоздевой А.Ю. обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и Администрации Горноуральского городского округа Свердловской области о возложении на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанности приобрести жилое помещение для Гвоздевой А.Ю. не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления- администрацией Горноуральского городского округа Свердловской области; распределить приобретенное жилое помещение Гвоздевой А.Ю.; безвозмездно передать его в муниципальную собственность Горноуральского городского округа Свердловской области; обязать Администрацию Горноуральского городского округа Свердловской области предоставить переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области для Гвоздевой А.Ю. жилое помещение ей по договору социального найма.

В обоснование требований прокурор указал, что Гвоздева А.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрирована <...>.

ДД.ММ.ГГГГ решением Ленинского районного суда г.Н.Тагил Гвоздева О.С. лишена родительских прав в отношении дочери А.Ю., решением Ленинского районного суда г. Н.Тагил от ДД.ММ.ГГГГ отец истицы -Гвоздев Ю.П. лишен родительских прав в отношении истца, после чего Гвоздева А.Ю. помещена в <...> на полное государственное обеспечение. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывалась в <...>

Жилое помещение за Гвоздевой А.Ю. не закреплялось.

ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа главы Покровской территориальной администрации Горноуральского городского округа истица принята на учет для улучшения жилищных условий. Собственного жилья она не имеет, что подтверждено справками из БТИ и УФРС. Проживает в арендуемой квартире по адресу: <адрес>.

Администрация Горноуральского городского округа Свердловской области направила в <...> - являющееся получателем бюджетных средств от распорядителя средств областного бюджета в целях приобретения жилья для детей сирот - Министерства строительства и архитектуры области, список на лиц, имеющих статус детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по Горноуральскому городскому округу состоящих в очереди на предоставление жилья, в том числе и в отношении Гвоздевой А.Ю., однако жилье не приобретено и не распределено до настоящего времени, что длительное время нарушается жилищные права социально незащищенных граждан.

До настоящего времени Гвоздевой А.Ю. жилое помещение Министерством строительства и архитектуры Свердловской области не приобретено и по договору социального найма администрацией Горноуральского городского округа не предоставлено.

В соответствии со ст. 38 Конституции РФ, детство и семья находятся под защитой государства.

Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Частью 1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой «попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях.

Дополнительные гарантии для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Порядок предоставления жилых помещений определен постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 года № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилья, за счет средств областного бюджета», которым установлено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления. Согласно данного нормативно-правового акта обеспечение жилыми помещениями лиц такой категории осуществляется за счет средств областного бюджета (п.2).Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и главным распорядителем средств областного бюджета на эти цели является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области (п.3). Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (п.8).

Главным распорядителем в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 года № 1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которое в силу ст.ст.6,158 БК РФ распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Правительство Свердловской области в соответствии с действующим законодательством обеспечивает составление проекта областного бюджета, представляет в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области отчет об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год (ст. 13 Областного закона от 04.11.1995 г. № 31-03 «О Правительстве Свердловской области»).

Согласно закону Свердловской области от 10.04.1995 г № 9-03 «Об управлении государственной собственностью Свердловской области» уполномоченный орган по управлению средствами областного бюджета выступает от имени Свердловской области в качестве истца и ответчика в суде при рассмотрении споров, связанных с использованием средств областного бюджета, если иное не установлено федеральными законами, принимает меры по изъятию средств, выделенных из областного бюджета в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства Свердловской области от 27.03.2007г. № 241-ПП «Об утверждении Положения о министерстве финансов Свердловской области», Министерство в соответствии с возложенными на него задачами выполняет функций по организации исполнения бюджета в соответствии с бюджетным законодательством, ведет бюджетный учет, готовит отчет об исполнении областного и консолидированного бюджетов Свердловской области, осуществляет доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета показателей сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.

Согласно Областному закону от 10.04.1995 г. № 9-03 «Об управлении государственной собственностью Свердловской области» основной уполномоченный орган по управлению государственным имуществом Свердловской области осуществляет в порядке, предусмотренном федеральными и областными законами, передачу объектов государственной собственности Свердловской области в государственную собственность Российской Федерации и в муниципальную собственность (п.п.4 п.3 ст. 12).

В соответствии с практикой Европейского суда по правам человека, недостаточность средств не может служить основанием для неисполнения государством принятых на себя обязательств по обеспечению прав граждан.

В силу п.1 ст.46 и п.1 ст.48 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита, а также право на получение квалифицированной юридической помощи.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в том числе в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Неисполнение требований действующего законодательства, направленного на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает право Гвоздевой А.Ю. на жилье, предусмотренное ст.40 Конституции РФ.

Старший помощник прокурора Пригородного района Свердловской области Парадеев Е.Ю. и истец Гвоздева А.Ю. в судебном заседании заявленные требования, основание и предмет иска поддержали.

Истец Гвоздева А.Ю. суду пояснила, что ее родители были лишены родительских прав, когда ей было 15 лет, проживает от них отдельно. В собственности и закрепленного за ней жилья не имеет, снимает комнату в общежитии по <адрес> за <...> руб., проживает совместно с тремя несовершеннолетними детьми. С отцом детей в браке не состоит. Доход семьи около <...> руб. в том числе с дотацией на детей. На данный момент оформляет удостоверение многодетной матери. Имеет регистрацию в <адрес>, данный дом принадлежит ее знакомым Ч., которые по ее просьбе прописали ее. <...> поставили ее на учет, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В очереди стоит под сотым номером.

Представитель ответчика Администрации Горноуральского городского округа Свердловской области Ермакова Е.В. в судебном заседании исковые требования в части предоставления истцу по договору социального найма жилого помещения, приобретенного и распределенного ей и переданного в муниципальную собственность в установленном законом порядке признала. В обоснование своей позиции указала, что обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Возможность передачи указанных полномочий органам местного самоуправления без принятия закона субъекта Российской Федерации не допускается. Администрацией выполнены свои обязанности в рамках полномочий, установленных федеральным и областным законодательством, ДД.ММ.ГГГГ истец принята на учет, как лицо, относящееся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список учета для внеочередного предоставления жилого помещения, список направлен в соответствующий орган. Право на получение жилья у истца возникло с ДД.ММ.ГГГГ. Приобретение жилья для истца подлежит за счет средств областного бюджета, возможности выделить жилье за счет средств бюджета Горноуральского городского округа не имеется.

Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, (л.д.46-48), направил в суд письменный отзыв на исковое заявление в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В обоснование своей позиции по делу указал, что Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возражает против заявленных требований и просит в удовлетворении требований отказать по следующим основаниям.

Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Далее - Закон № 159-ФЗ) в абз. 2 п. 1 ст. 8 указывает в качестве основания для возникновения права на обеспечение жилыми помещениями вне очереди органами исполнительной власти за счет средств субъекта Российской Федерации отсутствие закрепленного жилого помещения.

Факт наличия закрепленного жилого помещения закон не связывает исключительно с наличием права собственности на жилое помещение. Жилое помещение предоставлено лицу для постоянного проживания также и в случае наличия у него права пользования данным жилым помещением как у члена семьи собственника в соответствии с ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) либо как у члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в соответствии с ч. 2 ст. 69 ЖК РФ.

Как следует из представленного заочного решения Ленинского районного суда г. Нижний Тагил от 17.04.2008 г. Гвоздев Ю.П. лишен родительских прав в отношении Гвоздевой А.Ю. Между тем, в соответствии с ч. 4 ст. 71 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства. В соответствии со ст. 47 СК РФ права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей. Соответственно, право ребенка на пользование жилым помещением родителей не утрачивается после лишения родителей родительских прав и по достижении совершеннолетия, так как не утрачивается родственная связь, на основании которой данное право возникло.

Истцом не представлено каких-либо доказательств отсутствия у Гвоздевой А.Ю. прав в отношении жилого помещения по адресу <адрес> где она проживала ранее с отцом.

Истец требует возложить на Министерство как обязанность приобрести и распределить жилое помещение Гвоздевой А.Ю., так и обязанность безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность. Однако истцом не указаны какие-либо нормативно-правовые акты, которыми Министерство -главный распорядитель бюджетных средств, направляемых на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, наделено полномочиями по распоряжению имуществом, находящимся в собственности Свердловской области, в частности по передаче жилых помещений, приобретенных (построенных) за счет средств областного бюджета в муниципальную собственность.

Процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентирована в настоящее время «Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденным постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП от 08.02.2011 г. (далее - Порядок обеспечения). Пунктом 2 Порядка обеспечения предусмотрено, что Министерство действительно является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения детей-сирот. Однако полномочия главного распорядителя бюджетных средств, как органа государственной власти, имеющего право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, регламентированы нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -БК РФ), в частности ст. 158 БК РФ. Данные полномочия предоставляют Министерству возможность направления выделенных бюджетных средств на строительство (приобретение) жилых помещений для предоставления детям-сиротам. Пунктом 12 вышеназванного Порядка обеспечения Министерству также предоставлено полномочие по распределению приказом министра строительства и архитектуры Свердловской области построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений детям-сиротам.

Пунктом 8 Порядка обеспечения предусмотрено, что после распределения построенных (приобретенных) жилых помещений детям-сиротам, они в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления детям-сиротам по договорам социального найма. Подп. 4 п. 3 ст. 12 Областного закона Свердловской области от 10.04.1995 г. № 9-03 «Об управлении государственной собственностью Свердловской области» устанавливает, что основной уполномоченный орган по управлению государственным имуществом Свердловской области осуществляет в порядке, предусмотренном федеральными и областными законами, передачу объектов государственной собственности Свердловской области в государственную собственность Российской Федерации и в муниципальную собственность. В соответствии с п. 1, пп. 16 п. 8 «Положения о Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области» (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 4 мая 2010 г. N 714-1111, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области является основным уполномоченным органом по управлению государственным имуществом Свердловской области и осуществляет передачу объектов государственной собственности Свердловской области в государственную собственность Российской Федерации и в муниципальную собственность. Действие указанных пунктов Положения приостановлено Постановлением Правительства Свердловской области от 23.12.2011 N 1778-ПП, однако пунктом 5 данного постановления установлено, что Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области осуществляет полномочия основного уполномоченного органа по управлению государственным имуществом Свердловской области, уполномоченного органа по управлению государственным казенным имуществом Свердловской области, указанные в пункте 3 статьи 12, пункте 3 статьи 13 и статье 67 Областного закона от 10.04.1995 г. N 9-03 «Об управлении государственной собственностью Свердловской области».

Заслушав стороны, огласив отзыв ответчика-Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 38, частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 года № 163-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» и Законом Свердловской области от 26 ноября 2010 года № 100-ФЗ «Об областном бюджете на 2011 год» функции главного распорядителя средств областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета.

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

В соответствии с указанным Порядком получателем бюджетных средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, осуществляющий размещение государственного заказа на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключение государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений.

Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.

Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из общей площади жилого помещения до 45 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, но не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области.

Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Списки нуждающихся в жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований.

Для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади.

Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в течение 10 рабочих дней с даты получения адресного перечня жилых помещений представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам. Предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам предварительно согласуются с территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.

Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.

Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней с даты получения от Фонда сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.

Приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений.

В судебном заседании установлено, что на основании заочного решения Ленинского районного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-12), Гвоздева О.С. <...> года рождения лишена родительских прав в отношении Гвоздевой А.Ю.; заочным решением от ДД.ММ.ГГГГ, вступившем в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-17), Гвоздев Ю.П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения лишен родительских прав в отношении Гвоздевой А.Ю..

Из сведений Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Тагилстроевского района г.Н.Тагил следует, что Гвоздева А.Ю. действительно является ребенком, оставшимся без попечения родителей: мать и отец девочки лишены родительских прав. Гвоздева А.Ю. находится на полном государственном обеспечении <...> имеет регистрацию по адресу: <адрес>, которое не подлежит закреплению в соответствии со ст. 31 ЖК РФ (л.д. 21).

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20) Гвоздева А.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась воспитанницей <...> с ДД.ММ.ГГГГ, как оставшаяся без попечения родителей.

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ Гвоздева А.Ю. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий для включения в список внеочередников по Покровской администрации, не являющейся нанимателем жилого помещения по договору социального найма, не имеющую жилья на праве собственности (л.д. 23).

Согласно приказа ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24) Гвоздева А.Ю. передана на воспитание в семью без сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, Ивлев С.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения назначен попечителем, исполняющим свои обязанности безвозмездно.

Судом установлено, что истец Гвоздева А.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит в списке нуждающихся в получении жилья по территориальным администрациям Горноуральского городского округа (детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40).

Из справки СОГУП «Областной центр недвижимости» филиал «Горноуральское БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведений о наличии недвижимости за Гвоздевой А.Ю. ДД.ММ.ГГГГ рождения не зарегистрированы (л.д. 26).

Согласно сведений из Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25 сведения о правах Гвоздевой А.Ю. ДД.ММ.ГГГГ рождения на имеющееся у нее объекты недвижимости не могут быт представлены, поскольку в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав отсутствуют.

ДД.ММ.ГГГГ за , ДД.ММ.ГГГГ администрация Горноуральского городского округа направила список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес директора СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», документы получены ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени истец не обеспечена жилым помещением (л.д. 36-37).

ДД.ММ.ГГГГ администрация Горноуральского городского округа направила список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на ДД.ММ.ГГГГ по судебным решениям, в адрес директора СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», документы получены ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец достигла возраста 18 лет, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения. В силу вышеприведенных норм права истец имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органом местного самоуправления истец правомерно включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по Горноуральскому городскому округу. Список во исполнение Порядка обеспечения в 2011 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, передан в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в целях распределения построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета, жилых помещений. Однако до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечена, чем нарушены гарантированные государством права истца на внеочередное обеспечение жилой площадью, как меры социальной поддержки.

Ссылки представителя ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области на то, что не представлено доказательств отсутствия у Гвоздевой А.Ю. жилого помещения по адресу: <адрес> где она проживала с отцом до лишения его родительских прав не могут быть приняты во внимание, т.к. истец по данному адресу регистрации не имела, уже в ДД.ММ.ГГГГ квартира требовала капитального ремонта, данное жилое помещение за ней не закреплялось.

Доводы представителя ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области о том, что истец должна быть обеспечена жилым помещением в порядке очередности, а не в срок связанный с датой приятия судом соответствующего решения не могут быть приняты во внимание т.к., право на обеспечение жилым помещением у истца возникло ДД.ММ.ГГГГ, после прекращения опеки, как основания возникновения права на обеспечение жилье, законодательно закреплено в пункте 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Порядке обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденном Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года № 84-ПП. Российская Федерация, являясь социальным государством, что закреплено в части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации, провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государство и его органы, принявшее на себя обязательство по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны исполнять данные обязательства и недостаточность денежных средств не может служить основанием для неисполнения государством и его органами принятых на себя обязательств. Исходя буквального толкования статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников.

В судебном заседании установлено, что право истца на обеспечение жильем социального использования нарушено, то соответственно на ответчиков, в том числе и на Администрацию Горноуральского городского округа должна быть возложена обязанность по участию в процедуре предоставления жилья истице, установленной Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, принятого во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Руководствуясь статьями 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Пригородного района города Свердловской области в интересах Гвоздевой А.Ю. удовлетворить.

Во исполнение Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возложить обязанность на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области построить (приобрести) жилое помещение за счет средств областного бюджета Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования Горноуральского городского округа, для Гвоздевой А.Ю. безвозмездно передать построенное (приобретенное) жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования Горноуральского городского округа для целевого распределения его Гвоздевой А.Ю..

Обязать Администрацию Горноуральского городского округа оформить в муниципальную собственность жилое помещение, переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области построенное (приобретенное) для лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Гвоздевой А.Ю. и заключить с Гвоздевой А.Ю. договор социального найма жилого помещения.

На решение суда может быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил.

Судья -          И.Н.Зайцева.

Мотивированный текст решения изготовлен 02 апреля 2012 года.

Судья -          И.Н.Зайцева.

2-399/2012 ~ М-2714/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Пригородного района в интер Гвоздевой А.Ю.
Гвоздева Анастасия Юрьевна
Ответчики
Министерство строительства и архитектуры по Свердловской области
Администрация Пригородного района
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Зайцева И.Н.
Дело на странице суда
leninskytag--svd.sudrf.ru
28.12.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.12.2011Передача материалов судье
10.01.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.02.2012Судебное заседание
24.05.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее