Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2536/2024 ~ М-1700/2024 от 02.04.2024

Дело № 2-2536/2024

                                 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июля 2024 года г. Хабаровск                                

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Белоусовой О.С.

с участием законного представителя несовершеннолетней Рощенко Т.А., представителя ответчика – Кондратюк К.В., при секретаре судебного заседания Романской О.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Комсомольска-на-Амуре в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Министерству здравоохранения Хабаровского края о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

    <адрес> обратился в суд в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Министерству здравоохранения <адрес> о возложении обязанности обеспечения лекарственным препаратом.

В обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой проведена проверка по обращению законного представителя Рощенко Т.А. о необходимости обеспечения ее дочери ФИО1 лекарственным препаратом. В результате проверки выявлены нарушения законных прав и интересов несовершеннолетней, поскольку лекарственным препаратом, рекомендованным врачебной комиссией с торговым наименованием Ново Рапид, несовершеннолетнюю не обеспечивают. Применение инсулина, неподходящего к установленной ФИО1 помпе может привести к жизнеугрожающим для нее последствиям, что является нарушением конституционных принципов приоритета и высшей ценности прав и свобод человека, не допускающих ставить жизнь пациента под непосредственную угрозу и зависимость только лишь от управленческих решений уполномоченных на лекарственное обеспечение органов публичной власти, даже в случае формального соответствия действий последних установленных для них регламентов и иных руководящих документов, поскольку иное противоречит социальной природе и гуманитарной основе государства в целом, а также ведет к несоблюдению международных обязательств.

Просит возложить на Министерство здравоохранения <адрес> обязанность предоставлять ежемесячно назначенный ФИО1 лекарственный препарат инсулин Аспарт по торговому наименованию «НовоРапид» бесплатно в необходимой и назначенной врачом дозировке до конца инсулинотерапии.

В судебное заседание, проведенной посредством ВКС, процессуальный истец, третье лицо КГБУЗ «Городская больница им. М.И.Шевчука» не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с законом. Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Законный представитель несовершеннолетней Рощенко Т.А. исковые требования поддержала, пояснив, что действительно, после подачи в суд иска и до настоящего времени, её ребенка обеспечивают инсулином с торговым наименованием «НовоРапид» в количестве рекомендованных 14 упаковок. Вместе с тем, дозировка в настоящее время увеличилась по рекомендации врача и она опасается за то, что в дальнейшем может возникнуть с обеспечением и она желает подкрепить свое право судебным решением.

Представитель ответчика Кондратюк К.В., исковые требования не признала, пояснив, что в настоящее время несовершеннолетняя обеспечена в полном объеме инсулином в объеме, рекомендованном врачебной комиссией. Инсулин в настоящее время закуплен и имеется в необходимом объеме для обеспечения несовершеннолетней. При условии увеличения потребности в количестве инсулина по жизненным показаниям, имеется возможность предоставления инсулина в необходимом количестве по потребностям.

Выслушав стороны, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему:

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ).

В силу положений п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья, приоритет охраны здоровья детей.

Согласно ст.10 Федерального закона от 24.07.1998 N124-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

Как установлено судом и следует из материалов дела, родителями ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является отец ФИО5, мать – Рощенко Т.А.

ФИО1 является ребенком-инвалидом, что следует из справки МСЭ-2018 , инвалидность установлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ. дата очередного освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В Перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е14).

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года N 2406-р в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входят препараты для лечения сахарного диабета.

Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в том числе с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р утвержден перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, в который входят: иглы инсулиновые; тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови; шприц-ручка.

Согласно распоряжению, медицинские изделия, включенные в перечень, отпускаются по рецептам категориям граждан, имеющим право на получение набора социальных услуг в соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», к которым, в том числе, относятся инвалиды.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается социальная услуга: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов».

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 № 2505 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 г.

Разделом V Программы определено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечение которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

Согласно разделу VII Программы территориальная программе государственных гарантий в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи определенным категориям граждан установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», предусматривающим в качестве одного из видов государственной социальной помощи детям-инвалидам предоставление набора социальных услуг, в состав которого включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (п.9 ст.6.1, п.1 ч.1. ст. 6.2).

Правительство РФ утверждает перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (ч.2 ст. 6.2 приведенного федерального закона).

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи», в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входят препараты для лечения сахарного диабета, в том числе инсулин аспарт короткого действия и их аналоги для инъекционного введения (код А10АВ).

Согласно пункту 3 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно важных лекарственных препаратов, в случаях из замены из-ха индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан.

Из содержания указанных положений следует, что инсулин «Аспарт» относится к числу лекарственных препаратов, которые должны быть предоставлены ребенку в рамках оказания медицинской помощи бесплатно.

ФИО1 включена в региональный сегмент Федерального регистра льготного лекарственного обеспечения, наблюдается в детской поликлинике КГБУЗ «Городская больница» им.М.И.Шевчука Министерства здравоохранения <адрес>.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на лечении в КГБУЗ «<адрес>вая клиническая больница» им. А.К.Пиотровича Министерства здравоохранения <адрес>, по результатам обследования ФИО1 назначена, в том числе инсулинотерапия по интенсифицированной схеме в составе НовоРапид (аспарт) Левемир (Детемир). Согласно схемы в течение дня в зависимости от приема пищи 2,0 – 3,0 – 2,0 ед., суточная потребность в инсулине – 0,4 ед/кг/сут.

Из медицинской карты стационарного больного следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 даны рекомендации Гларгин (Лантус) 22.0 п/к 3 ед, Аспарт (НовоРапид) завтра 1 ед, обед 1 ед, ужин 1 ед., с мая 2020 ФИО1 получает рекомендованный врачами инсулин по торговому наименованию «НовоРапид».

В 2021 г. ФИО1 установлена инсулиновая помпа Medtronic MiniMed 640G, в дальнейшем в 2022 г. рекомендован инсулин НовоРапит.

Согласно рецепту серии 08-23 от ДД.ММ.ГГГГ НовоРапид в аптеке не выдали, предложив Росинсулин, в связи с чем, законным представителем организован созыв врачебной комиссии.

Согласно заключению врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , по жизненным показаниям ребенок нуждается в проведении терапии лекарственным препаратом по торговому наименованию Новорапид по 57Ед в сутки, с потребностью на 1 месяц 100Ед/мл – 1,1 уп., на 12 месяцев 100Ед/мл – 14 упаковок.

Таким образом, заключением врачебной комиссии подтверждена нуждаемость несовершеннолетней, лекарственным препаратом с торговым наименованием «НовоРапид», который ей должен быть предоставлен бесплатно.

Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых "сахарный диабет", бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. К такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием "сахарный диабет", за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относится заместительная инсулиновая терапия системами постоянной подкожной инфузии - инсулиновая помпа с системой круглосуточного мониторинга гликемии. При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как инсулиновая помпа, невозможно без расходных материалов к ней (инфузионной системы, резервуара и сенсоров), являющихся неотъемлемой частью системы инсулиновой помпы и требующих периодической замены. Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Вместе с тем, если гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования установлена инсулиновая помпа, то обеспечение его расходными материалами к инсулиновой помпе, без которых функционирование этой помпы и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Таким образом, в процессе рассмотрения дела, установлено очевидное нарушение прав несовершеннолетней по обеспечению бесплатно лекарственным препаратом, необходимым ей по жизненным показаниям.

Вместе с тем, в процессе рассмотрения спора установлено, что льготное обеспечение несовершеннолетней на момент рассмотрения спора, возобновлено, предоставлено 14 упаковок лекарственного препарата по торговому наименованию Новорапид, что соответствует заключению врачебной комиссии, соответственно, отсутствуют основания принудительного обеспечения несовершеннолетней указанным лекарственным препаратом.

Каких-либо иных нарушений прав несовершеннолетней в части обеспечения лекарственным препаратом, в процессе рассмотрения спора не установлено, а доводы материального истца о необходимости защиты прав ребенка со ссылкой на возможные нарушения её прав в будущем, сами по себе, основанием для удовлетворения требований, не являются.

Увеличение количества лекарственного препарата, необходимого несовершеннолетней по медицинским показаниям, при фактическом обеспечении ребенка данным препаратом и наличии его для обеспечения льготной категории граждан, также не приводит к необходимости понуждения ответчика обеспечивать льготными препаратами.

При этом, судом учитывается, что при установлении фактов нарушений прав несовершеннолетней по льготному обеспечению лекарственными препаратами в будущем, законный представитель не лишена возможности обращения за судебной защитой с соответствующими требованиями и при наличии к тому правовых оснований.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения заявленных требований, не усматривается.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 30.07.2024 ░.

░░░░░             ░.░.░░░░░░░░░

2-2536/2024 ~ М-1700/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Рощенко Татьяна Александровна
И.о. Прокурора г. Комсомольска-на-Амуре
Ответчики
Министерство здравоохранения Хабаровского края
Другие
КГБУЗ "Детская городская больница М.И. Шевчука"
Суд
Центральный районный суд г. Хабаровска
Судья
Белоусова Оксана Сергеевна
Дело на сайте суда
centralnyr--hbr.sudrf.ru
02.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2024Передача материалов судье
05.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2024Подготовка дела (собеседование)
07.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2024Судебное заседание
24.07.2024Судебное заседание
30.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.09.2024Дело оформлено
06.09.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее