Судья: Сапего О.В. № 33-12608/2019
(№2-2444/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 октября 2019 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного судав составе:
председательствующего: Ефремовой Л.Н.,
судей: Набок Л.А., Ромасловской И.М.,
с участием прокурора: Валюткиной С.Ш.,
при секретаре: Моревой Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе прокурора г.Сызрань на решение Сызранского городского суда Самарской области от 13 августа 2019 года, которым постановлено:
«Оставить без удовлетворения иск прокурора города Сызрани в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о.Сызрань, Комитету по строительству и архитектуре Администрации г.о.Сызрань, МКУ «СызраньСтройЗаказчик» о понуждении произвести снос аварийного жилого дома по адресу: <адрес> с ликвидаций свалок и зачисткой территории от строительного мусора».
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Набок Л.А.,судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г.Сызрани в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г.о. Сызрань, Комитету по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань, МКУ «СызраньСтройЗаказчик» о понуждении произвести снос аварийного жилого дома по адресу: <адрес>, с последующей ликвидаций свалок с зачисткой территории от строительного мусора.
Заявленные требования мотивировал тем, что прокуратурой г.Сызрани, в связи с исполнением задания прокуратуры Самарской области №ИсРАЙнд-4867-2014/07-37-14 от 12.02.2014 года об организации проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства, регулирующего вопросы расселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном фонде, проведена проверка исполнения жилищного законодательства в сфере реализации программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.
По результатам проведенной проверки установлено следующее. На основании заключения Межведомственной комиссии №20 от 27.05.2011 года, в соответствии с Постановлением Администрации г.о. Сызрань от 11.11.2011 года №3124 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, о переводе жилых помещений в нежилые» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Из представленной в прокуратуру города информации Администрации городского округа Сызрань от 04.02.2019 года №01-20/409 следует, что многоквартирные жилые дома, расположенные на территории городского округа Сызрань по вышеуказанным адресам, до настоящего времени не снесены.
Также из информации Администрации г.о. Сызрань от 04.02.2019 года №01-20/409, следует, что в настоящее время жильцы вышеуказанных жилых домов выселены с предоставлением иных жилых помещений, отвечающих требованиям санитарных норм и технических регламентов. Жилой дом, расположенный на территории городского округа Сызрань по адресу: <адрес>, включен в государственную программу «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020г., утвержденную постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684. В соответствии с указанной государственной программой на территории г.о. Сызрань принята и действует муниципальная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания на территории городского округа Сызрань» на 2014 - 2020 годы», утвержденная Постановлением Администрации г.о. Сызрань от 30.08.2013 № 2620. Указанной муниципальной программой, предусмотрены мероприятия по ликвидации домов, подлежащих сносу, которые не могут быть восстановлены (в том числе и по причине экономической нецелесообразности). Предусмотренный указанной муниципальной программой г.о.Сызрань общий объем финансирования для выполнения мероприятий по сносу аварийных домов на 2019 - 2021 гг. является недостаточным для сноса аварийных домов, признанных таковыми до 01.01.2012 года.
09.01.2018 года прокурором города в адрес Главы городского округа Сызрань внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства в связи с выявленным фактом недостаточного принятия органами местного самоуправления г.о.Сызрань мер по сносу домов, признанных аварийными до 01.01.2012 года. По результатам рассмотрения данное представление признано обоснованным и удовлетворено, однако до настоящего времени действенные меры, направленные на демонтаж (снос) аварийных жилых домов, органами местного самоуправления г.о. Сызрань не приняты.
Длительное бездействие должностных лиц органов местного самоуправления городского округа Сызрань по сносу аварийных домов нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения пожаров, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе в связи с отсутствием ограничения доступа к данным объектам, создает условия для беспрепятственного доступа в них неограниченного круга лиц и является недопустимым.
Судом постановлено указанное выше решение.
Прокурор г. Сызрани, не согласившись с вынесенным судом решением, подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить.
При этом указал, что на территории г.о.Сызрань принята и действует муниципальная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания на территории городского округа Сызрань» на 2014-2020 годы», утвержденная Постановлением Администрации г.о Сызрань от 30.08.2013 года №2620. Указанной муниципальной программой предусмотрены мероприятия по ликвидации домов, подлежащих сносу, которые не могут быть восстановлены. Данной муниципальной программой установлен объем финансирования, предусмотренный для сноса аварийных домов. Предусмотренный указанной муниципальной программой г.о. Сызрань общий объем финансирования для выполнения мероприятий по сносу аварийных домов на 2019 - 2021 гг. является недостаточным для сноса аварийных домов, признанных таковыми до 01.01.2012 года.
Вывод суда о том, что снос спорного дома невозможен по причине его расположения в границах исторического поселения, не основан на законе, поскольку в предмет охраны исторического поселения спорный дом не входит.
В суде апелляционной инстанции представитель прокурора Валюткина С.Ш. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Иные, участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. В силу требований ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст.330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считая его законным и обоснованным.
Частью 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N47, предусмотрено, что признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Материалами дела установлено, что заключением Межведомственной комиссии №20 от 27.05.2011 года, в соответствии с Постановлением Администрации г.о.Сызрань от 11.11.2011 года №3124 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, о переводе жилых помещений в нежилые» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Жильцы выселены с предоставлением иных жилых помещений, отвечающих требованиям санитарных норм и технических регламентов, что подтверждается представленной в прокуратуру города информацией Администрации городского округа Сызрань от 04.02.2019 года № 01-20/409. Однако, до настоящего времени аварийный дом не снесен.
Прокурор города исковые требования мотивировал тем, что аварийный дом представляет опасность для неопределенного круга лиц в связи с наличием свободного доступа в помещения дома.
В соответствии с ч.1 ст.14 Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003, к вопросам местного значения поселения относятся, помимо прочих, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что избранный прокурором способ защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых подано исковое заявление, не соответствуют содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру и последствиям нарушения, не обеспечивает восстановление нарушенных прав.
Данный вывод суда основан на правильном применении норм материального права.
Статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру и последствиям нарушения, должен обеспечивать восстановление нарушенных прав. Если истец избрал способ защиты права, не соответствующий нарушению и не обеспечивающий восстановление прав, его требования не могут быть удовлетворены.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобретает особое общественное значение.
Доводы истца о том, что аварийный дом представляет опасность для неопределенного круга лиц в связи с наличием свободного доступа в помещения дома, признаны судом необоснованными, не могут служить основанием к сносу здания, поскольку прокурор может иным способом защитить права неопределенного круга лиц, а именно - предъявить иные требования к ответчику, связанные с прекращением доступа посторонних лиц к аварийному дому, что не является предметом рассмотрения по данному иску.
Судом первой инстанции так же установлено, что спорный жилой дом находится в центре города, в границах исторического поселения города Сызрани.
На основании Постановления Правительства Самарской области от 12.04.2018 №189 «Об утверждении Перечня исторических поселений регионального значения, имеющих особое значение для истории и культуры Самарской области» г.о. Сызрань присвоен статус исторического поселения регионального значения. Территорией исторического поселения является территория в границах г.о. Сызрани.
Спорный жилой дом по адресу: <адрес>, находится в границах исторического поселения.
В марте 2018 года была разработана научно-исследовательская работа по определению границ территории, предмета охраны, требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения г.о. Сызрань, выполненная ООО «ВиП Проект». В данной работе указанное выше здание числилось, как градоформирующий объект. После корректировки научно-исследовательской работы, недвижимый объект по адресу: <адрес>, в 2019 году исключен из списка градоформирующих объектов, расположенных в границах г.о. Сызрань. Исходя из условий градостроительных регламентов, изложенных в научно исследовательской работе, следует, что объекты культурного наследия, выявленные объекты, градоформирующие объекты и историческая среда в целом и есть предмет исторического поселения города Сызрань регионального значения.
Исключения здания, расположенного по адресу: <адрес>, из списка градоформирующих объектов, не влечет сноса данного здания, поскольку он расположен на территории исторического поселения в границах г.о.Сызрань, где запрещается строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик.
Согласно положениям Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" федеральным законодателем гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (абзацы третий и четвертый преамбулы); законодателем выделяются объекты культурного наследия федерального, регионального и местного значения (статья 4); под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с данным Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда (статья 6);историческим поселением являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения; предмет охраны исторического поселения включает, в том числе исторически ценные градоформирующие объекты - здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединенные масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами; предмет охраны исторического поселения утверждается уполномоченным органом государственной власти применительно к каждому историческому поселению; объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения, как сохранившиеся, так и утраченные, границы зон охраны объектов культурного наследия, границы территорий объектов культурного наследия, границы территории исторического поселения, точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения, отображаются в историко-культурном опорном плане исторического поселения, составляемом на основе историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований; перечень исторических поселений регионального значения, предмет охраны исторического поселения регионального значения, границы территории исторического поселения регионального значения, требования к градостроительным регламентам в указанных границах утверждаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (статья 59).
Правильно применив указанные нормы права и верно оценив обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный жилой дом расположен на территории исторического поселения в границах г.о. Сызрань, где запрещается строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик. Снос данного здания повлечет утрату неотъемлемой части исторического поселения.
При этом, судом верно учтены доводы стороны ответчика о том, что в планируется реконструкция указанного здания и передача его городскому краеведческому музею, либо иному лицу с последующим воссозданием первоначального облика здания.
Представленный суду апелляционной инстанции акт осмотра здания, расположенного по адресу: <адрес> от 30.10.2019 года в силу изложенного выше выводов суда не опровергает и потому не может служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с истца постановленным решением по основаниям, которые являлись предметом судебного рассмотрения. Эти доводы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм ГК РФ и ГПК РФ, направлены на иную субъективную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, а потому не могут служить поводом к отмене решения суда первой инстанции.
Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст.67 ГПК РФ и доводами апелляционной жалобы не опровергается. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 13 августа 2019 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу прокурора г.Сызрань - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.
Председательствующий:
Судьи: