Дело № 2а-3419/2023 29 мая 2023 года
78RS0008-01-2023-000593-35 СанктПетербург
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Красногвардейский районный суд СанктПетербурга в составе:
председательствующего судьи Смирновой Н.А.,
при помощнике судьи Репиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сонец Василия Дмитриевича к администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения, об обязании совершить определенные действия,
с участием истца, представителя ответчика, представителя третьего лица,
УСТАНОВИЛ:
Сонец В.Д. обратился в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее администрация), в котором просил признать незаконным отказ от 27.12.2022 №52592108 об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты и обязать администрацию предоставить ежемесячную денежную выплату.
В обоснование административного иска указано, что Сонец В.Д. имеет общий трудовой стаж 45 лет 06 мес.22 дня, в связи с чем, имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с установленными мерами социальной поддержки в СПб. Истец обратился с соответствующим заявлением в администрацию, однако, решением от 27.12.2022 в предоставлении ежемесячной денежной выплаты отказано в связи с отсутствием необходимого трудового стажа. Согласно представленному расчету, из общего трудового стажа администрацией исключен период учебы в ГПТУ с 01.09.1973 по 17.07.1975. Данный отказ административный истец полагает незаконным, поскольку до принятия закона «О пенсионном обеспечении» от 17.12.2001, период обучения входил в общий трудовой стаж, в связи с чем, оснований для исключения указанного периода при расчете общего трудового стажа у администрации не имелись.
Определением суда от 03.04.2023 (протокольно) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по социальной политике СПб.
Определением суда от 29.05.2023 осуществлен переход рассмотрения дела по правилам гражданского судопроизводства.
Истец в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание явилась, возражала по заявленным требованиям.
Представитель третьего лица в судебное заседание явилась, в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Суд, выслушав явившихся участников судебного разбирательства, изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 20.12.2022 Сонец В.Д. обратился с заявлением в Администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга о назначении ему ежемесячной денежной выплаты по категории граждане, являющиеся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий, проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет и имеющие трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин.
27.12.2022 Администрацией Красногвардейского района Санкт-Петербурга дан ответ, согласно которому общий трудовой стаж истца составляет 43 года 08 месяцев 05 дней, стаж работы в Санкт-Петербурге составляет 39 лет 11 месяцев 11 дней, ввиду чего оснований для предоставления мер социальной поддержки, указанных истцом, не имеется. К ответу приложен расчет стажа.
Реализация полномочий субъекта Российской Федерации в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению, определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и является расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 60 Закона Санкт-Петербурга N 728-132 от 22.11.2011 года "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки предоставляются гражданам, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, и гражданам без определенного места жительства, в том числе:
- гражданам, являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий или достигшим возраста 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно), проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет и имеющие трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин, исключая периоды работы, выполняемой осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах.
В статье 63 Закона Санкт-Петербурга №728-132 от 22.11.2011 года "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" содержится перечень мер социальной поддержки, предоставляемых вышеуказанной категории граждан, который включает в себя:
- ежемесячную денежную выплату в размере 707 рублей;
- оплату жилого помещения в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения (площади комнат в общежитиях) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, в том числе занимаемой членами семей лиц указанной категории, совместно с ними проживающими, являющимися нетрудоспособными и находящимися на их иждивении;
- оплату в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в Санкт-Петербурге, и транспортных услуг для поставки твердого топлива (при наличии печного отопления);- право на приобретение месячного единого (трамвай, троллейбус, автобус, метро) именного льготного билета в Санкт-Петербурге по цене, равной размеру ежемесячной денежной выплаты, установленной в пункте 2 статьи 66 настоящего Кодекса, с учетом индексации;
- право на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в размере полной стоимости проезда;
- право на проезд ежегодно с 27 апреля по 31 октября в автобусах пригородного сообщения, обслуживаемых маршрутными перевозчиками, заключившими с уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга договоры на перевозку пассажиров по социальным маршрутам наземного пассажирского маршрутного транспорта, с оплатой части стоимости разового проезда за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в размере 10 процентов от тарифа.
В соответствии со статьей 71 Закона Санкт-Петербурга N 728-132 от 22.11.2011 года "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", в целях реализации мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, предусмотренных в указанной главе, Правительством Санкт-Петербурга определяется, в том числе, порядок определения трудового стажа для предоставления дополнительной меры социальной поддержки гражданам, указанным в подпункте 3 пункта 1 статьи 60 указанного Кодекса.
Во исполнение требований статьи 71 Закона Санкт-Петербурга N 728-132 от 22.11.2011 года "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", Правительством Санкт-Петербурга было принято Постановление N 385 от 20 мая 2016 года, согласно которому Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга было поручено в двухмесячный срок утвердить Порядок определения трудового стажа для предоставления дополнительных мер социальной поддержки гражданам, являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий, проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет и имеющим трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин, исключая периоды работы, выполняемой осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах.
Согласно пункту 2 Порядка определения трудового стажа для предоставления дополнительных мер социальной поддержки гражданам, являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий, проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет и имеющим трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин, исключая периоды работы, выполняемой осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах, утвержденного распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга N 187-р от 01.07.2016 года (далее - Порядок), общим трудовым стажем признается учитываемая при определении права на дополнительные меры социальной поддержки, установленные статьей 63 Социального кодекса, суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности.
Региональным трудовым стажем является учитываемая при определении права на дополнительные меры социальной поддержки, установленные статьей 63 Социального кодекса, суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности в Санкт-Петербурге (Ленинграде).
Общий трудовой стаж составляет 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин (пункт 3 Порядка).
В пункте 4 вышеуказанного Порядка перечислены периоды работы и иной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, среди которых периоды обучения в высшем учебном заведении не поименованы.
Согласно пункту 7 вышеуказанного Порядка, подсчет общего трудового стажа и регионального трудового стажа осуществляется администрациями районов Санкт-Петербурга на основании представленных гражданином подтверждающих периоды работы и иной деятельности документов, указанных в пункте 8 данного Порядка, в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев), при этом каждые 30 дней периодов работы и иных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.
Из приведенных нормативных положений следует, что регулирование отношений по предоставлению мер социальной поддержки определенной категории граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга, которыми предусмотрено предоставление мер социальной поддержки только определенной категории лиц, а именно - гражданам, являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий или достигшим возраста 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно), проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет и имеющие трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин.
При этом в трудовой стаж, учитываемый для предоставления мер социальной поддержки, установленных для данной категории жителей Санкт-Петербурга, претендующих на предоставление им мер социальной поддержки, включается суммарная продолжительность периодов работы, а также периодов иной деятельности, перечень которых приведен в пункте 4 Порядка, утвержденного распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга N 187-р от 01.07.2016 года.
Период обучения в общеобразовательном учреждении в данном пункте указанного Порядка не назван.
Трудовой стаж истца, исчисленный на основании вышеуказанного Порядка, составляет 39 лет 11 месяцев 11 дней, то есть менее положенных 45 лет, в связи с чем, истец не может быть отнесен к той категории граждан, которые имеют право на получение мер социальной поддержки на основании положений пункта 3 части 1 статьи 60 Закона Санкт-Петербурга N 728-132 от 22.11.2011 года "Социальный кодекс Санкт-Петербурга".
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации N 18-КГ18-1 от 09 апреля 2018 года.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что решением суда первой инстанции истцу правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований, поскольку правом на предоставление мер социальной поддержки истец не обладает, при этом требование о включении периодов обучения в общий трудовой стаж, дающий право на предоставление мер социальной поддержки, противоречит вышеуказанным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации.
Указание истца о том, что при определении размера общего трудового стажа необходимо руководствоваться требованиями пенсионного законодательства, в том числе, действовавшего на момент учебы истца, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Пенсионное законодательство определяет порядок исчисления продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права граждан на страховую пенсию по старости, в том числе, досрочно назначаемую, следовательно, положения пенсионного законодательства, в том числе, те, на которые ссылается истец в апелляционной жалобе, не могут быть применены при решении вопроса об исчислении трудового стажа для предоставления отдельным категориям жителей Санкт-Петербурга мер социальной поддержки.
В данном случае предметом спора являются требования Сонец В.Д. о включении в трудовой стаж, учитываемый для предоставления мер социальной поддержки, периода его обучения, вытекающие не из пенсионных отношений, а из отношений по предоставлению мер социальной поддержки, установленных для определенной категории граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, которые регулируются специальным законодательством. Положения пенсионного законодательства на спорные отношения не распространяются.
С учетом изложенного, суд полагает, что оспариваемый отказ администрацией вынесено в соответствии с установленными требованиями закона, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований Сонец В.Д. у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 05 июня 2023 года путем подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья /подпись/
Мотивированное решение изготовлено 05 июня 2023 года