РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 2-1403/2021
УИД 18RS0022-01-2021-002510-54
30 декабря 2021 года с. Малая Пурга Удмуртская Республика
Малопургинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Прохоровой Т.В.,
при секретаре Шадриной М.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора Малопургинского района Удмуртской Республики Цвяшко Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Малопургинского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Малопургинский район» о возложении обязанности по приведению автомобильной дороги в нормативное состояние,
установил:
Прокурор Малопургинского района УР в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО «Малопургинский район» о возложении обязанности по приведению автомобильной дороги в нормативное состояние. Заявление мотивировано тем, что прокуратурой района по результатам рассмотрения обращения гражданина по вопросу содержания дороги по <адрес> в деятельности Администрации муниципального образования «Малопургинский район» выявлены нарушения действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения. В силу п. 5 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного муниципального района дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, обследовано эксплуатационное состояние участка <адрес>, в ходе которого установлено, что автомобильная дорога общего пользования, покрытие проезжей части <адрес>, грунтового типа, на которой имеются следующие недостатки (осмотр проводился от начала до конца улицы): Отдельные повреждения, превышающие предельно-допустимые размеры по ГОСТ Р 50597-2017, а именно колеи: глубиной от 0,05 м до 0,11 м протяженностью от начала до конца улицы; В установленном порядке ограничения движения на рассматриваемом участке автомобильной дороги <адрес> не введены, автомобильная дорога не обозначена соответствующими техническими средствами, предупреждающими участников дорожного движения об опасных условиях движения. Указанные недостатки являются нарушениями требований ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», а именно пунктов: 5.2.4 - Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений; 4.2 - В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования. Владельцы дорог и улиц должны информировать пользователей дорог и улиц об изменении организации движения с помощью средств массовой информации, Интернета, информационных щитов и т.п. 4.4 - До устранения дефектов покрытия проезжей части, препятствующих проезду транспортных средств (изменяющих траекторию и скорость движения), таких как отдельные выбоины,.. ., а также массивных предметов на проезжей части (упавшие деревья и конструкции и др.) и необработанных мест выпотевания вяжущего, участок дороги или улицы должен быть обозначен соответствующими дорожными знаками и при необходимости огражден (в т.ч. временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758) в течение двух часов с момента обнаружения. Удаление выявленных недостатков предусмотрено в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017. Кроме того, согласно п. 3.18 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст (далее - Стандарт) стационарное электрическое освещение: искусственное освещение, обеспечивающее в темное время суток видимость дороги и дорожных сооружений для их эффективного использования и предотвращения дорожно-транспортных происшествий. Включает в себя стационарные осветительные устройства и линии электропередач. В соответствии с разделом 1 «Область применения» Стандарта, он распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенных для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог. В частности, средства улучшения условий видимости предусмотрены разделом 4.6 Стандарта. В том числе, п. 4.6.1.4 указанного Стандарта предусмотрено, что горизонтальная освещенность покрытия проезжей части автомобильных дорог, магистралей и улиц населенных пунктов должна соответствовать требованиям, предусмотрено, что средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части должна составлять: для улиц непрерывного движения не менее 15 лк.; для улиц регулируемого движения не менее 10 лк.; для улиц районного значения не менее 8 лк.; для улиц и дорог местного значения не менее 8 лк. Установлено, что средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части по данной улице в нарушение ГОСТ Р 55706-2013 около домов 1,5,11, составляет менее 4 лк. «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный Приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. В соответствии с п. 5.2.4 данного ГОСТ Р 50597-2017, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений. Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ от 06.03.2006 под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Согласно п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. Отсутствие освещения на улицах, а также ненадлежащее состояние дорожного полотна создает непосредственную опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, влечет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга участников дорожного движения, создает затрудненный проезд социальным службам, автомобилям скорой помощи и др., что противоречит требованиям действующего законодательства и является негативным последствием выявленного нарушения. Причиной выявленных нарушений, а также условием, способствующим данному нарушению, является ненадлежащая организация данной работы со стороны ответственных за данное направление должностных лиц. Ненадлежащее состояние дорожного полотна создает непосредственную опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, влечет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга участников дорожного движения, создает затрудненный проезд социальным службам, автомобилям скорой помощи и др., что противоречит требованиям действующего законодательства и является негативным последствием выявленного нарушения. Причинами нарушений требований федерального законодательства в указанной сфере являются ненадлежащее исполнение должностных обязанностей со стороны должностных лиц, ответственных за соблюдение действующего законодательства в данном направлении деятельности, условием - отсутствие должного контроля со стороны руководства. Просит возложить на Администрацию муниципального образования «Малопургинский район» обязанность в срок до 31.07.2022 года: Устранить недостатки эксплуатационного состояния автомобильной дороги общего пользования <адрес>, превышающие предельно допустимые размеры по ГОСТ Р 50597-2017, а именно - колеи: глубиной от 0,05 м до 0,11 м протяженностью от начала до конца улицы; Обеспечить в темное время суток среднюю горизонтальную освещенность покрытия проезжей части автомобильной дороги общего пользования у домов <адрес> не менее 4 люкс.
В судебном заседании:
Помощник прокурора Малопургинского района УР Цвяшко Т.В. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации МО «Малопургинский район» на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без их участия. Представил отзыв на исковое заявление, согласно которому просит принять по делу законное и обоснованное решение.
Выслушав участников процесса, согласно ст. 67 ГПК РФ исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что прокуратурой района по результатам рассмотрения обращения гражданина по вопросу содержания дороги по <адрес> в деятельности Администрации муниципального образования «Малопургинский район» выявлены нарушения действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
В силу п. 5 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного муниципального района дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обследовано эксплуатационное состояние участка <адрес>, в ходе которого установлено, что автомобильная дорога общего пользования, покрытие проезжей части <адрес>, грунтового типа, на которой имеются следующие недостатки (осмотр проводился от начала до конца улицы): Отдельные повреждения, превышающие предельно-допустимые размеры по ГОСТ Р 50597-2017, а именно колеи: глубиной от 0,05 м до 0,11 м протяженностью от начала до конца улицы; В установленном порядке ограничения движения на рассматриваемом участке автомобильной дороги <адрес> не введены, автомобильная дорога не обозначена соответствующими техническими средствами, предупреждающими участников дорожного движения об опасных условиях движения.
Указанные недостатки являются нарушениями требований ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», а именно пунктов: 5.2.4 - Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений; 4.2 - В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования. Владельцы дорог и улиц должны информировать пользователей дорог и улиц об изменении организации движения с помощью средств массовой информации, Интернета, информационных щитов и т.п. 4.4 - До устранения дефектов покрытия проезжей части, препятствующих проезду транспортных средств (изменяющих траекторию и скорость движения), таких как отдельные выбоины,.. ., а также массивных предметов на проезжей части (упавшие деревья и конструкции и др.) и необработанных мест выпотевания вяжущего, участок дороги или улицы должен быть обозначен соответствующими дорожными знаками и при необходимости огражден (в т.ч. временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758) в течение двух часов с момента обнаружения.
Удаление выявленных недостатков предусмотрено в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
Согласно п. 3.18 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст (далее - Стандарт) стационарное электрическое освещение: искусственное освещение, обеспечивающее в темное время суток видимость дороги и дорожных сооружений для их эффективного использования и предотвращения дорожно-транспортных происшествий. Включает в себя стационарные осветительные устройства и линии электропередач.
В соответствии с разделом 1 «Область применения» Стандарта, он распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенных для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
В частности, средства улучшения условий видимости предусмотрены разделом 4.6 Стандарта. В том числе, п. 4.6.1.4 указанного Стандарта предусмотрено, что горизонтальная освещенность покрытия проезжей части автомобильных дорог, магистралей и улиц населенных пунктов должна соответствовать требованиям, предусмотрено, что средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части должна составлять: для улиц непрерывного движения не менее 15 лк.; для улиц регулируемого движения не менее 10 лк.; для улиц районного значения не менее 8 лк.; для улиц и дорог местного значения не менее 8 лк.
Установлено, что средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части по <адрес> в нарушение ГОСТ Р 55706-2013 около домов №, составляет менее 4 лк.
«ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный Приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
В соответствии с п. 5.2.4 данного ГОСТ Р 50597-2017, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ от 06.03.2006 под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Отсутствие освещения на улицах, а также ненадлежащее состояние дорожного полотна создает непосредственную опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, влечет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга участников дорожного движения, создает затрудненный проезд социальным службам, автомобилям скорой помощи и др., что противоречит требованиям действующего законодательства и является негативным последствием выявленного нарушения.
Причиной выявленных нарушений, а также условием, способствующим данному нарушению, является ненадлежащая организация данной работы со стороны ответственных за данное направление должностных лиц.
Ненадлежащее состояние дорожного полотна создает непосредственную опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, влечет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга участников дорожного движения, создает затрудненный проезд социальным службам, автомобилям скорой помощи и др., что противоречит требованиям действующего законодательства и является негативным последствием выявленного нарушения.
Причинами нарушений требований федерального законодательства в указанной сфере являются ненадлежащее исполнение должностных обязанностей со стороны должностных лиц, ответственных за соблюдение действующего законодательства в данном направлении деятельности, условием - отсутствие должного контроля со стороны руководства.
С учетом изложенного, требования прокурора обоснованы, законны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Малопургинского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на Администрацию муниципального образования «Малопургинский район» обязанность в срок до 31.07.2022 года:
- устранить недостатки эксплуатационного состояния автомобильной дороги общего пользования <адрес>, превышающие предельно допустимые размеры по ГОСТ Р 50597-2017, а именно - колеи: глубиной от 0,05 м до 0,11 м протяженностью от начала до конца улицы;
- обеспечить в темное время суток среднюю горизонтальную освещенность покрытия проезжей части автомобильной дороги общего пользования у домов <адрес> не менее 4 люкс.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Малопургинский районный суд УР.
Председательствующий: Т.В. Прохорова