Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-83/2023 (2-4321/2022;) от 11.07.2022

                                                                                            Дело № 2-83/23

16RS0050-01-2015-010180-55

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 января 2023 года                                   город Казань

Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Чибисовой В.В. при секретаре Кашаповой Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Казань» к Газиевой Г.Х., Абдуллаеву Х.Б. об устранении нарушений прав, по встречному иску Газиевой Г.Х., Абдуллаева Х.Б. к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Казань», публичному акционерному обществу «Газпром», исполнительному комитету Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о строительстве защитной конструкции, понижении давления в магистральных трубопроводах, сносе самовольной постройки и прекращении эксплуатации магистральных трубопроводов,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Газпром трансгаз Казань» обратилось суд с иском к Газиевой Г.Х. об устранении нарушений прав. В обоснование иска указано, что на территории Приволжского района г. Казани частично размещается магистральный газопровод Миннибаево-Казань, предназначенный для транспорта газа промышленным и коммунально-бытовым потребителям Казани, Чистополя, Зеленодольска, Йошкар-Олы и других населенных пунктов, расположенных на его трассе. Строительство газопровода было осуществлено в период с января 1962 года по декабрь 1963 года на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ , приказа Государственно-производственного комитета по газовой промышленности СССР №203 от 30.06.1960. Проектно-сметная документация на строительство газопровода была разработана проектным институтом «Южгипрогаз» Газпрома СССР и утверждена начальником Газпрома СССР 03.10.1961. Титульный список капитальных работ был утвержден Главгазом Союза ССР 22.01.1962. Постановлением от 25.04.1962 №17 Совет Министров ТАССР произвел отвод земель под строительство газопровода Миннибаево-Казань. Местоположение трассы газопровода было согласовано всеми землепользователями, органами государственной власти, иными заинтересованными лицами. Размещение газопровода было осуществлено с удалением на 12 метров от существовавшей на тот момент первой нитки газопровода Миннибаево-Казань, параллельно на трассе, ранее согласованной в установленном порядке. Актом государственной комиссии от 06.12.1963, утвержденным Председателем государственно-производственного комитета по газовой промышленности СССР 12.12.1963 комплекс магистрального газопровода был принят в эксплуатацию. По заключению государственной комиссии, строительство газопровода было выполнено в соответствии с проектом, строительными нормами и правилами и отвечало требованиям приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов. Собственником газопровода в настоящее время является ПАО «Газпром», ООО «Газпром трансгаз Казань» владеет газопроводом на основании договора аренды имущества от 30.11.2016. Параллельно газопроводу, в одном техническом коридоре с ним, проходит магистральный этанопровод Миннибаево-Казань, принятый в эксплуатацию Актом государственной комиссии, утвержденным Приказом Министерства газовой промышленности СССР от 10.01.1973 №12-орг. Строительство этанопровода было произведено на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16.05.1968 №282. Магистральный этанопровод Миннибаево-Казань принят в эксплуатацию Актом государственной комиссии, утвержденным Приказом Министерства газовой промышленности СССР от 10.01.1973 №12-орг. Собственником этанопровода является ООО «Газпром трансгаз Казань».

Истец указывает, что трассы газопровода и этанопровода отнесены к категории опасных производственных объектов в соответствии со статьей 2 Закона «О промышленной безопасности производственных объектов»

Согласно статье 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О газоснабжении в Российской Федерации", на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

В соответствии с требованиями СНиП 2.05.06-1985* «Магистральные трубопроводы», минимальное расстояние от оси газопровода 1 класса до населенных пунктов, промышленных предприятий, зданий и сооружений составляет 150 метров, минимально допустимые расстояния до оси этанопровода (газопровод 2 класса) составляет 125 м.

Как указывает истец, в нарушение действующего законодательного запрета, ответчик на недопустимом от газопровода расстоянии на земельном участке с кадастровым номером в поселке <адрес> возвел двухэтажный дом из шлакоблоков.

Данное нарушение зафиксировано Актом определения расположения земельных участков, зданий и строений, находящихся на этих участках, 11 февраля 2015 года, жилой дом на участке ответчика расположен на расстоянии 60,7 м. от оси газопровода и 77,64 м. от оси этанопровода.

Истец полагает, что возведенное в зоне минимально допустимых расстояний строение обладает признаками самовольного строения.

Как указывает истец, в соответствии со статьей 32 «Закона о Газоснабжении в Российской Федерации», здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.

Ссылаясь на изложенное, истец просит обязать ответчика за свой счет снести двухэтажный жилой дом на земельном участке с кадастровым номером в поселке <адрес>, взыскать расходы по уплате государственной пошлины.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Абдуллаев Х.Б., в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен ПАО «Газпром».

Ответчики Газиева Г.Х., Абдуллаев Х.Б. подали встречный иск к ООО «Газпром трансгаз Казань», ПАО «Газпром», исполнительному комитету Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о строительстве защитной конструкции, понижении давления в магистральных трубопроводах, сносе самовольной постройки и прекращении эксплуатации магистральных трубопроводов. В обоснование встречного иска указано, что о наличии магистральных трубопроводов стало известно только после получения первоначального иска о сносе жилого дома, информация о трубопроводах в государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствует. Строительство жилого дома осуществлено в связи с виновным бездействием истца по первоначальному иску, Газиева Г.Х. просила обязать осуществить строительство защитной конструкции вдоль расположения магистрального газопровода и магистрального этанопровода на участке 240-260 км. Кроме того, истцы по встречному иску просили обязать ответчиков осуществить понижение давления в магистральных трубопроводах в пределах участков, проходящих по территории г. Казани до размера допустимого для нахождения на территории города. Просили обязать ответчиков снести самовольные постройки в виде линейной части магистрального газопровода и линейной части магистрального этанопровода, пролегающие на территории г. Казани, а также просили обязать ответчиков прекратить эксплуатацию магистральных трубопроводов.

Решением Приволжского районного суда города Казани от 05 октября 2016 года, иск ООО «Газпром трансгаз Казань» к Газиевой Г.Х., Абдуллаеву Х.Б. об устранении нарушений прав в удовлетворен. На Газиеву Г.Х., Абдуллаева Х.Б. возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в силу за свой счет снести объект недвижимости – двухэтажный жилой дом, расположенный в зоне минимально допустимых расстояний магистрального газопровода «Миннибаево-Казань» и магистрального этанопровода «Миннибаево-Казань» на земельном участке с кадастровым номером в <адрес>. В удовлетворении встречных исковых требований Газиевой Г.Х., ФИО1 к ООО «Газпром трансгаз Казань», ПАО «Газпром», Исполнительному комитету Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о строительстве защитной конструкции, понижении давления в магистральных трубопроводах, сносе самовольной постройки и прекращении эксплуатации магистральных трубопроводов отказано. С Газиевой Г.Х., Абдуллаева Х.Б. в равных долях в пользу ООО «Газпром трансгаз Казань» взыскано 6000 рублей в счет возврата государственной пошлины – по 3000 рублей с каждого (т.3, л.д. 192-197).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 19 декабря 2016 года вышеуказанное решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя Газиевой Г.Х. – без удовлетворения (т.3, л.д. 238-243).

Определениями Приволжского районного суда города Казани от 15 марта 2022 года, от 11 июля 2022 года, вступившими в законную силу, Газиевой Г.Х. восстановлен срок для обращения с заявлением о пересмотре по новым обстоятельствам вышеуказанного решения суда, заявление Газиевой Г.Х. о пересмотре решения суда по новым обстоятельствам удовлетворено, вышеуказанное решение отменено в порядке пересмотра судебного акта по новым обстоятельствам (т.4, л.д.262-265, т.5 л.д. 52-56).

В ходе рассмотрения дела судом в порядке пересмотра судебного акта по новым обстоятельствам представитель истца по первоначальному иску, ответчика по встречному иску ООО «Газпром трансгаз Казань» - Халилова Г.Р. заявленные исковые требования поддержала, встречный иск не признала.

Представитель ответчика по первоначальному иску, истца по встречному иску Газиевой Г.Х. – Ахметов Л.К. первоначальный иск не признал, встречный иск просил удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, Абдуллаев Х.Б., исполнительный комитет муниципального образования города Казани, ПАО Газпром, исполнительный комитет Пестречинского муниципального образования Республики Татарстан, Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г. Казани, АО «БТИ» РТ, МКУ «Управление градостроительных разрешений ИКМО города Казани» о времени и месте рассмотрения дела судом извещены надлежащим образом, в суд не явились, представителей не направили.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Права, предусмотренные статьями 301-304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункта 2 статьи 260).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно статье 28 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 №309-ЭС16-5381, размещение объектов недвижимости вблизи газопровода, который является источником повышенной опасности, создает угрозу жизни и здоровью людей и препятствует эксплуатации опасного объекта.

    Статья 2 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ определяет охранную зону объектов системы газоснабжения как территорию с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.

    Согласно пункту 23 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 12 апреля 1979 года N 341 "Об усилении охраны магистральных трубопроводов" (действовавших на момент введения в эксплуатацию газопровода-отвода), строительство жилых массивов (населенных пунктов), промышленных и сельскохозяйственных предприятий, отдельных зданий, строений (жилых и нежилых) и сооружений может производиться в районе нахождения трубопроводов при строгом соблюдении минимальных расстояний от оси трубопровода (от его объектов) до строений и сооружений, предусмотренных соответственно строительными нормами и правилами по проектированию магистральных трубопроводов, утвержденными Госстроем СССР, и правилами проектирования и строительства магистральных трубопроводов для транспортировки жидкого аммиака, утверждаемыми соответствующими министерствами и ведомствами СССР по согласованию с Госстроем СССР.

    При этом СНиП 2-45-75 "Нормы проектирования магистральных трубопроводов", утвержденные Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 29 августа 1975 года N 142, определяли минимальные расстояния от оси магистрального газопровода, аналогичные установленным СНиП 2.05.06-85, и составляют для газопроводов первого класса условным диаметром до 300 мм не менее 100 метров от оси магистрального газопровода до городов и других населенных пунктов, садоводческих и дачных поселков.

    Из приведенных норм следует, что строительство зданий, строений, сооружений вблизи объектов систем газоснабжения необходимо осуществлять исключительно в соответствии с установленными строительными нормами и правилами.

    Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878 (далее - Правила), установлен порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей и нормативных расстояний, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, они действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей.

    Согласно пункту 5 указанных Правил в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

    Пунктом 7 Правил установлены порядок определения охранных зон газораспределительных сетей.

    Нормативные расстояния устанавливаются с учетом значимости объектов, условий прокладки газопровода, давления газа и других факторов, но не менее строительных норм и правил, утвержденных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области градостроительства и строительства (пункт 9 Правил).

    Согласно положениям статьи 32 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.

    На основании части 4 статьи 32 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.

    В силу изложенного приведенные нормы закона прямо указывают, что снос производится за счет лиц, допустивших нарушения.

Согласно п.п. 1.4, 3.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго РФ от 29.04.1992, материалы фактического положения трубопровода (исполнительная съемка), с привязкой охранных зон входящих в его состав коммуникаций и объектов, должны быть переданы в соответствующие местные органы власти и управления для нанесения их на районные карты землепользований.

Предприятия трубопроводного транспорта должны регулярно (не реже 1 раза в квартал) давать информацию через местное радио и печать о местах прохождения трубопроводов.

Трассы трубопроводов обозначаются опознавательными знаками (со щитами-указателями) высотой 1,5-2 м от поверхности земли, устанавливаемыми в пределах прямой видимости, но не реже, чем через 500 м, и на углах поворота.

Юридически значимыми обстоятельствами для разрешения вопроса о том, являются ли спорные объекты самовольной постройкой, в рамках настоящего дела является выяснение обстоятельств, знал и мог ли знать ответчик о наличии соответствующих ограничений в отношении земельного участка, на котором возведен жилой дом.

Из материалов дела следует, что в соответствии с договором купли-продажи от 12.12.2011 Газиева Г.Х. приобрела 4/18 доли в праве общей долевой собственности от 13/18 доли земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес> (т.1, л.д. 130-132).

ДД.ММ.ГГГГ между собственниками долей вышеуказанного земельного участка был заключен договор реального раздела, согласно которому в собственность Газиевой Г.Х. перешел земельный участок общей площадью 400 кв.м, с кадастровым номером (т.1, л.д. 126-129).

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на момент рассмотрения дела собственником земельного участка с кадастровым номером является ответчик Газиева Г.Х.

Как установлено судом, на принадлежащем ответчику земельном участке, с кадастровым номером в <адрес>, ответчиком возведен двухэтажный дом из шлакоблоков.

Согласно акту определения расположения земельных участков, зданий и строений, находящихся на этих земельных участках относительно магистрального газопровода Минибаево-Казань и магистрального этанопровода Минибаево-Казань от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом на участке с кадастровым номером расположен на расстоянии 57,1 м. от оси газопровода и 74,03 м. от оси этанопровода (т1., л.д. 63-65)

Строительство газопровода Миннибаево-Казань было осуществлено в период с января 1962 года по декабрь 1963 год, на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 тюля 1958 года № 935, приказа Государственно-производственного комитета по газовой промышленности СССР (далее - Газпрома СССР) № 203 от 30 июня 1960 года. Проектно-сметная документация на строительство газопровода была разработана проектным институтом «Южгипрогаз» Газпрома СССР и утверждена начальником Газпрома СССР 3 октября 1961 года. Титульный список капитальных работ был утвержден Главгазом Союза ССР 22 января 1962 года.

    Актом государственной комиссии от 6 декабря 1963 года, утвержденным Председателем государственно-производственного комитета по газовой промышленности СССР 12 декабря 1963 года, комплекс магистрального газопровода был принят в эксплуатацию. По заключению государственной комиссии, строительство газопровода было выполнено в соответствии с проектом, строительными нормами и правилами и отвечало требованиям приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов (т.1, л.д. 25).

    Собственником газопровода в настоящее время является ПАО «Газпром», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26 ноября 2007 года, ООО «Газпром трансгаз Казань» владеет газопроводом на основании договора аренды (т.1, л.д. 32-38).

    Параллельно газопроводу, в одном техническом коридоре с ним, проходит магистральный этанопровод Миннибаево-Казань (далее также - этанопровод), принятый в эксплуатацию Актом государственной комиссии, утвержденным Приказом Министерства газовой промышленности СССР от 10 января 1973 года № 12-орг. Строительство этанопровода было произведено на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 мая 1968 года № 383 (т.1, л.д. 43).

    Магистральный этанопровод Миннибаево-Казань, принят в эксплуатацию Актом государственной комиссии, утвержденным Приказом Министерства газовой промышленности СССР от 10 января 1973 года № 12-орг (т.1, л.д. 44).

    Принимая этанопровод в эксплуатацию, государственная комиссия установила, что строительно-монтажные работы по этанопроводу выполнены в соответствии с проектом, строительными нормами и правилами, отвечают требованиям приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов, изложенным в соответствующих главах СНИП Ш-А-10-70, СНИП Ш-Д. 10-62, а так же в Правилах, утвержденных Министерством газовой промышленности по согласованию с Госстроем СССР от 11 марта 1969 года.

    На стадии проектирования было произведено согласование трассы этанопровода на всей его протяженности со всеми райисполкомами, управлениями сельского хозяйства и иными государственными структурами. 12 декабря 1967 года трасса этанопровода была согласована с Министерством сельского хозяйства ТАССР, 22 декабря 1967 года - с главным архитектором города Казани.

    27 октября 1970 года Пестречинский райисполком согласовал прохождение трассы магистрального продуктопровода Миннибаево-Казань по землям Пестречинского района параллельно существующему газопроводу и продуктопроводу, что подтверждается материалами Земельного дела по отводу земель под строительство этанопровода Миннибаево-Казань по Пестречинскому району Татарской АССР, находящемуся в Архивном отделе Исполкома Пестречинского муниципального района Республики Татарстан (<номер изъят>, опись 1, 1971). Согласно Заключению от 15 февраля 1971 года управление сельского хозяйства Пестречинского райисполкома считает возможным отвести 15.94 га земли для строительства этанопровода Миннибаево-Казань из земель Пестречинского района ТАССР.

    Собственником этанопровода является ООО «Газпром трансгаз Казань», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22 июня 2009 года (т.1, л.д. 51).

    В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» магистральные газопровод и этанопровод Миннибаево-Казань относятся к категории опасных производственных объектов.

    В соответствии с пунктом 26 Постановления Совета Министров СССР от 8 января 1981 года N 24 "Об утверждении положения о землях транспорта" материалы о фактическом положении трубопроводов (исполнительная съемка) передаются в установленном порядке исполнительным комитетам районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов для нанесения трасс трубопроводов на районные карты землепользований. Исполнительные комитеты районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов выдают сведения о местонахождении трубопроводов заинтересованным предприятиям, учреждениям и организациям.

    Согласно пункту 1.4 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 24 апреля 1992 года N 9, предприятия трубопроводного транспорта должны передать материалы фактического положения трубопровода (исполнительная съемка) с привязкой охранных зон, входящих в его состав коммуникаций и объектов, в соответствующие местные органы власти и управления для нанесения их на районные карты землепользователей. Аналогичные нормы содержались в Правилах охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 12 апреля 1979 года N 341 (пункт 6).

    В соответствии с пунктом 1.13 Правил технической эксплуатации магистральных газопроводов, утвержденных Министерством газовой промышленности СССР 22 марта 1988 года, после приема газопровода в эксплуатацию эксплуатирующая организация должна проконтролировать, чтобы в месячный срок фактическое положение газопровода было нанесено на карты землепользователей в исполнительных комитетах районных (городских) Советов народных депутатов.

    В соответствии с пунктом 10 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878 трассы подземных газопроводов должны обозначаться опознавательными знаками, нанесенными на постоянные ориентиры или железобетонные столбики высотой до 1,5 метров (вне городских и сельских поселений), которые устанавливаются в пределах прямой видимости не реже чем через 500 метров друг от друга, а также в местах пересечений газопроводов с железными и автомобильными дорогами, на поворотах и у каждого сооружения газопровода (колодцев, коверов, конденсатосборников, устройств электрохимической защиты и др.). На опознавательных знаках должно быть указано расстояние от газопровода, глубина его заложения и телефон аварийно-диспетчерской службы.

    Организации, отвечающие за установку и эксплуатацию опознавательных знаков, определены в пункте 11 указанных Правил, согласно которому опознавательные знаки устанавливаются или наносятся строительными организациями на постоянные ориентиры в период сооружения газораспределительных сетей. В дальнейшем установка, ремонт или восстановление опознавательных знаков газопроводов производятся эксплуатационной организацией газораспределительной сети. Установка знаков оформляется совместным актом с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, по которым проходит трасса.

    Согласно пунктам 17 - 18 данных Правил утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Ограничения (обременения) по использованию земельных участков подлежали государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    Таким образом, указанные нормативные положения устанавливали и устанавливают обязанность организации газовой промышленности по информированию заинтересованных лиц о месте расположения газопровода в целях недопущения причинения вреда при возможных аварийных ситуациях.

    Согласно письму «Таттрансгаз» от 5 декабря 1996 года, направленного директору АО «Салмачи», главе администрации Пестречинского района, прокурору Пестречинского района, работниками Казанского линейного производственного управления магистральных газопроводов, было обнаружено, что АО «Салмачи» выделены земельные участки под строительство индивидуальных коттеджей в непосредственной близости (110-110 м) от магистральных газопродуктопроводов Миннибаево-Казань от магистральных газопродуктопроводов Миннибаево-Казань на участке 247 км. Выделенные участки находятся в районе бывшего лагеря труда и отдыха подростков. Согласно СНиП 2.05.06-85 расстояние от границ отведенных территорий под строительство коттеджей, с учетом развития территории до магистральных газопроводов должно быть не менее 200 метров, во избежание несчастных случаев при возникновении аварий на них (т.5, л.д. 194)

    Из письма «Таттрансгаз» от 3 апреля 1997 года, направленного директору АО «Салмачи», главе администрации Пестречинского района, прокурору Пестречинского района, 5 декабря 1996 года, следует, что представителями «Таттрансгаз» в адрес главы администрации Пестречинского района, прокурора Пестречинского района было направлено письмо с предупреждением, что произведена разбивка участков земли под строительство индивидуальных коттеджей на землях АО «Салмачи» в 100-110 метрах от магистральных газо-продуктопроводов высокого давления. 17 декабря 1996 года с участием заместителя директора АО «Салмачи» при осмотре местности были убраны колышки с участков, разбитых на расстоянии ближе 200 метров от трубопроводов, с составлением акта об уточнении границы застройки индивидуальных коттеджей в районе бывшего лагеря труда и отдыха. Руководство АО «Салмачи» обязалось отменить решения о выделении участков, попавших в зону нарушения СНИП под застройку. 31 марта, при объезде трассы газопродуктопроводов было выявлено, что на расстоянии 80-85 метров от магистральных газопродуктопроводов начато строительство коттеджей с завершением нулевого цикла. «Таттрансгаз» требует немедленно прекратить строительство вышеуказанных коттеджей, разобрать фундаменты и строго наказать виновных, в нарушении СНИП, выделивших участки под строительство (т.5, л.д. 196-197).

    Указанные письма, свидетельствуют об осуществлении истцом мер реагирования, об устранении выявленных нарушений, недопущения расположения земельных участков и объектов недвижимости в границах минимальных расстояний до магистральных газопроводов.

    05 августа 2009 года в адрес мэра г. Казани Метшина И.Р. КЛПУ магистральных газопроводов ОАО «Газпром» направлены материалы фактического расположения трубопроводов Константиновского ЛПУМГ (исполнительная съемка), с привязкой охранных зон, входящих в состав коммуникаций и объектов, на основании «Правил охраны магистральных трубопроводов», утвержденных постановлением Гостройтехнадзора Российской Федерации от 22 апреля 1992 года (т.5, л.д. 199)

    Согласно письму ОАО «Газпром» от 24 сентября 2009 года комитету земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани были направлены картографические материалы с нанесенными трассами газопроводов, охранных зон и зон минимально безопасных расстояний, проходящих в черте г. Казани с учетом границ присоединенных территорий Высокогорского, Пестречинского и Лаишевского районов Республики Татарстан, обслуживаемых Константиновским ЛПУМГ (т.5, л.д. 201).

Материалами дела также установлено, что на основании акта, составленного главным инженером Константиновским ЛПУМГ и председателем Пестречинского комитета по земельным ресурсам, переданы географические карты с нанесенными трассами магистральных газопроводов, проходящих по территории Пестречинского района РТ.

17 сентября 2009 года на основании акта, подписанного представителем МУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО г. Казани» и начальником Казанской ДЭС Константиновского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Казань», в адрес КЗИО ИКМО г. Казани предоставлены картографические материалы с нанесенными трассами газопроводов, охранных зон и зон минимально безопасных расстояний, проходящих в через г. Казань с учетом границ присоединенных территорий Высокогорского, Пестречинского и Лаишевского районов РТ (т.5, л.д. 203-204).

Согласно материалам дела, ООО «Таттрансгаз» с 2009 года производило информирование населения о прохождении магистральных газопродуктопроводов, что подтверждается имеющимися публикациями в общественно-политической газете «Республика Татарстан» (т.5, л.д. 221-226).

В силу приведенных положений материального закона, до дня установления зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция зданий, сооружений в границах минимальных расстояний до указанных трубопроводов допускается только по согласованию с организацией - собственником трубопровода или уполномоченной им организацией.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в решении от 27.05.2015 № АКПИ15-360, которым отказано в признании недействующими пункта 3.16 и таблицы 4* Строительных норм и правил СНИП 2.05.06.-85* «Магистральные трубопроводы», строительство зданий, строений, сооружений вблизи объектов систем газоснабжения необходимо осуществлять в соответствии с установленными строительными нормами и правилами, при согласовании с организацией – собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.

Таким образом, материалами дела установлено, что принадлежащий истцу газопровод, этанопровод относятся к числу опасных производственных объектов, строительство ответчиками спорного жилого дома без согласования с истцом в зоне минимально допустимых расстояний является нарушением запрета, установленного нормами действующего законодательства, создает угрозу для жизни и здоровья, что в силу закона является основанием для его сноса ответчиками, его возводившими, допустившими такие нарушения.

Исходя из материалов дела, возможности приведения спорного жилого дома в соответствие с ограничениями использования земельного участка по указанному адресу не имеется, доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии с частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, до изменений, внесенных Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик должен был направить заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы были следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

При этом, в соответствии со статьей 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

В градостроительном плане земельного участка, в том числе, содержится информация:

о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства;

о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон (часть 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Градостроительный план земельного участка выдается органами местного самоуправления (часть 5 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как следует из ответа Управления градостроительных разрешений ИКМО города Казани разрешения на строительство (реконструкцию) и на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером в г. Казани не выдавались, уведомления о планируемом строительстве (реконструкции) и об окончании строительства (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства не поступали (т.5, л.д. 131).

Таким образом, строительство жилого дома осуществлено ответчиками без получения предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документов, соответственно ответчики не предприняли мер для получения информации о границах зон с особыми условиями использования территорий.

С учетом изложенного, ответчики не являются добросовестными в смысле пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку после приобретения земельного участка в 2011 году при строительстве жилого дома не обращались в компетентный орган с заявлением о получении разрешения на строительство, проигнорировав таким образом, запрет, установленный на возведение жилого дома в зоне минимально допустимых расстояний до газопровода, этановпровода.

Ссылки представителя ответчика на полученную выкопировку земельного участка отклоняются судом, поскольку как следует из представленной выкопировки, на ней отражено наличие газопровода.

В силу вышеизложенных обстоятельств суд находит не состоятельными и не влекущими юридических последствий доводы стороны ответчиков о том, что им не было известно о нахождении спорного земельного участка в зоне с особыми условиями и ограничениями.

Согласно статье 34 Семейного кодекса Российской Федерации, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов недвижимые вещи независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

Как установлено судом, спорный объект приобретен ответчиками в период брака, потому является их общим имуществом в силу закона, в связи с чем, они оба являются надлежащими ответчиками по заявленным требованиям.

С учетом вышеприведенных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения первоначально заявленных исковых требований.

Что касается встречных исковых требований, то суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем:

признания права;

восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

признания недействительным решения собрания;

признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

самозащиты права;

присуждения к исполнению обязанности в натуре;

возмещения убытков;

взыскания неустойки;

компенсации морального вреда;

прекращения или изменения правоотношения;

неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

иными способами, предусмотренными законом.

Предъявленные во встречном исковом заявлении требования о строительстве защитной конструкции, о понижении давления в магистральных трубопроводах, не предусмотрены в приведенной норме Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве способов защиты нарушенных гражданских прав – так же, как и не предусмотрены такие способы и действующими Законами.

Истцы по встречному иску не привели какого-либо обоснования требованиям о строительстве защитной конструкции и о понижении давления в магистральных трубопроводах, наличие подобных конструкций и установление рабочего давления в трубопроводе обусловлено, в первую очередь, производственной необходимостью собственника и (или) эксплуатирующей организации, право третьих лиц на предъявление подобных требований, прямо влияющих на результаты производственной деятельности, законом не предусмотрено.

Требования истцов по встречному иску о прекращении эксплуатации магистральных трубопроводов основаны на доводах о том, что, по мнению представителя истца по встречному иску, истек срок эксплуатации трубопроводов.

Между тем, ссылок на допустимые доказательства этих доводов представителем истца по встречному иску не приведено, уполномоченными контролирующими организациями в сфере эксплуатации опасных производственных объектов - в том числе и привлеченным к участию в деле Приволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, нарушений, могущих повлечь приостановление или прекращение эксплуатации трубопроводов, не выявлено, их эксплуатация осуществляется в соответствии с действующей декларацией промышленной безопасности, зарегистрированной в декабре 2012 года    Приволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Доводы истцов по встречному иску о сносе самовольной постройки в виде линейных частей магистральных трубопроводов, также подлежат отклонению, поскольку, судом установлено, что газопровод, а впоследствии и этанопровод, размещены на выделенных землях сельскохозяйственного назначения, выделенных в соответствии с требованиями действовавшего законодательства, местоположение трубопроводов было согласовано землепользователями и органами государственной власти, сами трубопроводы были проложены вне населенных пунктов, приняты и введены в эксплуатацию в установленном действовавшим законодательством порядке.

При изменении границ города Казани включением поселка Салмачи в состав территории города магистральные трубопроводы существовали на отведенной для этого территории.

В соответствии с пунктом 5 Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме" (утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 N 71 (ред. от 27.02.2016), в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений орган местного самоуправления (орган государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.

В ранее действовавшей редакции Правил действовало такое же условие - «Документы представляются органом государственной власти и органом местного самоуправления в орган кадастрового учета по соответствующему кадастровому округу. Если сведения, содержащиеся в документах, должны быть включены в государственный кадастр недвижимости более чем в 1 кадастровом округе, такие сведения направляются непосредственно в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии».

Таким образом, документы по соответствующему кадастровому округу подаются в орган кадастрового учета органами государственной власти и органами местного самоуправления, а не газоснабжающей организацией.

Учитывая изложенное, исходя из совокупности установленных и исследованных судом фактов и обстоятельств, правовых оснований для удовлетворения встречных исковых требований суд не усматривает.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст.12, 56, 194 -199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ :

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Казань» (ОГРН ) к Газиевой Г.Х. (паспорт ), Абдуллаеву Х.Б. об устранении нарушений прав удовлетворить.

Обязать Газиеву Г.Х., Абдуллаева Х.Б. в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в силу за свой счет снести объект недвижимости – двухэтажный жилой дом, расположенный в зоне минимально допустимых расстояний магистрального газопровода «Миннибаево-Казань» и магистрального этанопровода «Миннибаево-Казань» на земельном участке с кадастровым номером в <адрес>.

Встречные исковые требования Газиевой Г.Х. (паспорт ), Абдуллаева Х.Б. к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Казань» (ОГРН ), публичному акционерному обществу «Газпром» (ИНН: ), исполнительному комитету Пестречинского муниципального района Республики Татарстан (ИНН ), исполнительному комитету муниципального образования г.Казани (ИНН ) о строительстве защитной конструкции, понижении давления в магистральных трубопроводах, сносе самовольной постройки и прекращении эксплуатации магистральных трубопроводов оставить без удовлетворения.

Взыскать с Газиевой Г.Х., Абдуллаева Х.Б. в равных долях в пользу общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Казань» 6000 рублей расходы по уплате государственной пошлины – по 3000 рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд города Казани в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 07 февраля 2023 года.

Судья                                                Чибисова В.В.

2-83/2023 (2-4321/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО Газпром трансгаз Казань
Ответчики
Газиева Гули Хайдаралиевна
Абдуллаев Хуршиджон Бахадир-Угли
Другие
МКУ "УГР ИК МО г. Казани"
ИК МО г. Казани
ИК МО Пестречинского района РТ
АО "БТИ РТ"
МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г.Казани"
Ростехнадзор
Суд
Приволжский районный суд г. Казани Республики Татарстан
Судья
Чибисова Виктория Вячеславовна
Дело на странице суда
privolzhsky--tat.sudrf.ru
11.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
12.07.2022Передача материалов судье
12.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.08.2022Судебное заседание
25.01.2023Производство по делу возобновлено
31.01.2023Судебное заседание
07.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.02.2024Дело оформлено
07.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее