УИД 42RS0033-01-2023-000602-68 (2-762/2023)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи Мокина Ю.В.,
при секретаре Каримовой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске
11 октября 2023 года
гражданское дело по иску Гориной Ольги Васильевны к администрации города Прокопьевска о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Горина О.В. обратилась в суд с иском к ответчику администрации города Прокопьевска о включении её в уточненный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, заключении с ней договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на снос ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ООО «Шахта им. Дзержинского».
Свои требования мотивировала тем, что ей на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на основании решения Зенковского районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на дом зарегистрировано в установленном порядке. В данном жилом помещении она зарегистрирована по месту жительства с 22.04.1999 по настоящее время. Жилой дом по <адрес> находится на горном отводе ООО «Шахта им. Дзержинского» и стал непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на данной шахте. Однако, при обращении в администрацию города Прокопьевска ей было сообщено, что по заключению Сибирского филиала ОАО «НИИ институт горной геомеханики и маркшейдерского дела – Межотраслевой научный центр ВНИМИ» (СФ ОАО «ВНИМИ») № 151-2/з от 10.01.2022 данный жилой дом отнесен к категории НПН (неподработанный неветхий). С данным ответом она не согласна, полагает, что по состоянию на 29 марта 2019 года её дом находился в ветхом состоянии, стал непригодным для проживания в результате ведения горных работ ООО «Шахта им. Дзержинского», подлежал сносу по критериям безопасности. Считает, что администрация города Прокопьевска должна включить её в список граждан, подлежащих переселению из ветхого и ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ООО «Шахта им. Дзержинского», и заключить с ней договор на предоставление социальной выплаты для приобретения или строительства другого жилья согласно действующему законодательству.
Истец Горина О.В., её представитель ФИО7, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности (л.д. 41), в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика администрации города Прокопьевска – ФИО8, действующая на основании доверенности (л.д. 193), в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила письменные возражения на иск, в которых просила в удовлетворении требований отказать, дело рассмотреть в её отсутствие. Указала, что истец Горина О.В. в период с 03.12.2013 по 06.05.2022 являлась собственником 53/200 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 33,0 кв.м.; в период с 06.05.2022 по 19.08.2022 являлась собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>А, общей площадью 45,1 кв.м. Полагает, что в спорный период времени истец была обеспечена иными жилыми помещениями, пригодными для проживания (л.д. 191-192).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства энергетики РФ – ФИО9, действующая на основании доверенности (л.д. 79), в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором просила рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 74-75).
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицам, занимающим его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, в исключении случаев произвольного лишения граждан жилища.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 15 ЖК РФ).
В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом (ч. 2 ст. 30 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п. 5 ст. 10 ГК РФ).
В силу положений пункта 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно п. 1 ст. 256 ГК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
Способом реализации права на наследование с целью определения конкретного имущества (имущественных прав), перешедшего в порядке наследования, является получение свидетельства о праве на наследство в соответствии со статьей 1162 Гражданского кодекса РФ.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п. 4 ст. 1152 ГК РФ).
Временем открытия наследства является момент смерти гражданина (пункт 1 статьи 1114 ГК РФ).
Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с Федеральным законом от 20.06.1996 N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Пунктами 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от 20.06.1996 N 81-ФЗ предусмотрено, что финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 N 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» (с последующими изменениями и дополнениями) во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечению занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года N 428 (далее – также Правила N 428), с последующими изменениями и дополнениями.
В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 5 Правил (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.11.2007 N 778, от 27.01.2009 N 36, от 10.05.2018 N 566) межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе, по сносу многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 1 января 2012 года угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с 1 января 2012 г. шахтах в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область) (далее - ветхое жилье); по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных подпунктами «а» - «в» и «е» пункта 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест (п. 6 Правил в ред. от 10.05.2018).
Согласно указанным Правилам, содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденных проектов ликвидации шахт.
В соответствии с абзацем 1 пункта 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.01.2006 N 44, от 29.04.2006 N 262, от 14.11.2007 N 778, от 01.10.2008 N 734, от 02.04.2015 N 314), содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 8 (с дополнениями, внесёнными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2564) основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:
- рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
- государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;
- снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье;
- проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
- фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.
Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим (абзац 9 Правил в ред. от 28.09.2016).
Изложенные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года N 428 нормы являются специальными по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным по месту жительства в ветхих жилых помещениях, пришедших в негодность из-за воздействия горных работ, на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением «ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года N 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты, кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади.
Таким образом, указанные меры социальной помощи носят целевой характер; являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживавшим на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и продолжающим проживать до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств, должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Анализ вышеуказанных нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета и содействие в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, направлены на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности именно в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействие приобрести взамен ставшего непригодным для проживания жилого помещения, отвечающего требованиям, предъявляемым к таким помещениям.
Решая вопрос о ликвидации угольных шахт, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Так, согласно пункту 11 Правил N 428, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
В свою очередь, орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации, о чем указано в пункте 12 Правил N 428.
Следовательно, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах; наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности, регистрация гражданина по месту жительства в ветхом жилье на дату принятия решения о ликвидации шахты, нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
При этом, отсутствие совокупности данных обстоятельств является безусловным основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Горина О.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 54,8 кв.м., на основании решения Зенковского районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску Гориной О.В. к администрации города Прокопьевска о признании права собственности, вступившего в законную силу 08.04.2014 (л.д. 10-11).
Право собственности Гориной О.В. на жилой дом по <адрес> в <адрес> зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 12).
Согласно копии паспорта истца (л.д. 9), справке с места жительства (л.д. 196), истец Горина О.В. зарегистрирована по месту жительства в доме по <адрес> в <адрес> с 22.04.1999 по настоящее время.
Как следует из письменной информации администрации города Прокопьевска от 03.04.2023 (л.д. 20), заключения № 151-2/з от 10.01.2022 СФ ОАО «ВНИМИ» «Оценка степени влияния подземных горных работ на техническое состояние жилых домов, расположенных на территории горного отвода ООО «Шахта им. Дзержинского» с выдачей рекомендаций по их сохранению или сносу» (л.д. 21) бревенчатый жилой дом по <адрес>, 1998 года постройки, расположен на территории горного отвода ООО «Шахта им. Дзержинского», горными работами не подрабатывался, степень физического износа дома на момент обследования составляла 24%, дом отнесен к категории НПН («неподработанный неветхий»).
Согласно материалам инвентарного дела БТИ г. Прокопьевска на жилой <адрес> (л.д. 47-71), жилой дом 1998 года постройки, по состоянию на 15.09.2022 общий износ дома составляет 55% (л.д. 47).
Истец полагает о наличии достаточных правовых оснований для возложения обязанности на администрацию города Прокопьевска для её включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого и ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ООО «Шахта им. Дзержинского» жилья, и заключения с ней договора на предоставление социальной выплаты для приобретения или строительства другого жилья согласно действующему законодательству, поскольку на момент составления списка граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода ООО «Шахта им. Дзержинского» - 29 марта 2019 года, её дом являлся непригодным для проживания в результате ведения горных работ.
В свою очередь, представитель ответчика в обоснование своих возражений относительно иска указывает о том, что на момент обследования дома и дачи заключения ВНИМИ дом по <адрес> отнесен к категории НПН («неподработанный неветхий»).
В процессе судебного разбирательства с целью проверки обоснованности доводов и возражений сторон, установления причин ветхости спорного жилого дома, по ходатайству стороны истца определением суда от 11.04.2023 по делу была назначена судебная горно-геологическая экспертиза, проведение которой поручено экспертному учреждению ООО «Научный центр горной геомеханики и маркшейдерского дела» (ООО «НЦ ГМД») (л.д. 83-84).
По заключению экспертизы ООО «НЦ ГМД» № 23-072/сэ от 17.07.2023 (л.д. 91-188) бревенчатый жилой дом по адресу: <адрес>, 1998 года постройки, находится на горном отводе и в зоне влияния горных работ ООО «Шахта им. Дзержинского». По состоянию на июнь 2013 года имел физический износ 52%, то есть не являлся ветхим. По состоянию на март 2019 года имел физический износ 66%, то есть являлся ветхим. Причиной ветхого состояния жилого дома по <адрес> в <адрес> является комплекс влияющих факторов: негативное воздействие морозного пучения грунта на фундамент здания, отсутствие конструктивных мер защиты строения, сезонное подтопление территории, естественный физический износ строения и влияние на него подземных и открытых горных работ, в них длительное время проводились интенсивные взрывные работы, которые оказывали сейсмическое воздействие на тектонические нарушения, вследствие чего на данном земельном участке проявились деформации земной поверхности ( по результатам геофизических исследований жилой дом расположен в зоне трещиноватости, приуроченной к тектоническому нарушению). Однако основным фактором являются горные работы ООО «Шахта им. Дзержинского», так как горизонтальные деформации от влияния тектонического нарушения превышают допустимые значения. Следовательно, техническое состояние жилого дома по адресу: <адрес> находится в причинно-следственной связи с ведением горных работ ООО «Шахта им. Дзержинского». В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 428 от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> рекомендуется к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности, в результате ведения подземных горных работ ООО «Шахта им. Дзержинского», так как горизонтальные деформации от влияния тектонического нарушения превышают допустимые значения и жилое строение, по состоянию на март 2019 года, относилось к категории ветхих.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что деревянный жилой дом по<адрес> в <адрес>, 1998 года постройки, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имел процент износа 66%, являлся ветхим, подлежит сносу по критериям безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку, судом установлено и подтверждается заключением ООО «НЦ ГМД» № 23-072/сэ от 17.07.2023, жилой дом, расположенный по <адрес> в <адрес>, подвергся влиянию горных работ шахты ООО «Шахта им. Дзержинского», дом отнесен к категории ветхих и подлежащих сносу по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта им. Дзержинского» в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 N 428, постольку доводы истца о необходимости включения её в уточненный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, заключения с ней договора о предоставлении социальной выплаты суд находит обоснованными.
Как указывалось выше, для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, необходимо наличие совокупности условий, одними из которых являются признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, то есть отсутствие иного жилья.
В силу пункта 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, должны ежегодно уточняться, что означает проверку названных списков с целью уточнения состава лиц, проживавших и имеющих право на проживание в жилом помещении, подлежащем сносу, не имеющих другого жилья и нуждающихся в силу этого в предоставлении государственной помощи.
Реализация истцом гарантий, установленных ст. 40 Конституции Российской Федерации, не может производиться в отрыве от соблюдения им положений ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, в силу которых осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и Парниковская других лиц, а также без учета положений ст. 19 Конституции Российской Федерации о равенстве граждан перед законом и судом.
Список граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода ООО «Шахта им. Дзержинского», составлен на момент принятия решения о ликвидации указанного угольного предприятия, т.е. на 29 марта 2019 года
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в спорном жилом помещении истец Горина О.В. зарегистрирована с 22.04.1999 по настоящее время.
Согласно представленным в материалы дела выпискам из ЕГРН (л.д. 25-27), справкам БТИ города Прокопьевска (л.д. 31-32), Горина О.В., помимо спорного жилого дома по <адрес> в <адрес>, в период с 03.12.2013 по 06.05.2022 имела в собственности 53/200 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 33,0 кв.м.; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имела в собственности 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>А, общей площадью 45,1 кв.м.
При этом, как следует из письменной информации администрации города Прокопьевска от 03.04.2023 (л.д. 22), заключения № 151-2/з от 10.01.2022 СФ ОАО «ВНИМИ» «Оценка степени влияния подземных горных работ на техническое состояние жилых домов, расположенных на территории горного отвода ООО «Шахта им. Дзержинского» с выдачей рекомендаций по их сохранению или сносу» (л.д. 21) бревенчатый жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, 1936 года постройки, расположен на территории горного отвода ООО «Шахта им. Дзержинского», подрабатывался горными работами, степень физического износа дома на момент обследования составляла 65%, дом отнесен к категории ПВ («подработанный ветхий»); бревенчатый жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>А, 1936 года постройки, расположен на территории горного отвода ООО «Шахта им. Дзержинского», подрабатывался горными работами, степень физического износа дома на момент обследования составляла 65%, дом отнесен к категории ПВ («подработанный ветхий»). В 4 квартале 2022 года ФИО1, проживавшему по <адрес>А, предоставлена социальная выплата из средств федерального бюджета для приобретения (строительства) жилья из расчета 33 кв.м. общей площади жилья. В 1 квартале 2023 года ФИО2, ФИО3, ФИО4, проживавшим по <адрес>, предоставлена социальная выплата из средств федерального бюджета для приобретения (строительства) жилья из расчета 54 кв.м. общей площади жилья.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец Горина О.В. не была обеспечена иными жилыми помещениями, пригодными для проживания. Спорный жилой дом по <адрес> в <адрес> является единственным и постоянным местом жительства для истца, иных жилых помещений на момент рассмотрения дела в собственности истец не имеет, не приобрела право пользования иным жилым помещением, пригодным для проживания.
Поскольку, как установлено судом, истец Горина О.В. на момент выдачи заключения ВНИМИ № 151-2/з от 10.01.2022 постоянно проживала в спорном жилом доме по <адрес>, подлежала включению в список граждан на переселение из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, поэтому истец подлежит включению в уточненный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии всей совокупности необходимых и достаточных для включения в списки на предоставление социальных выплат условий, при которых истец Горина О.В., не являющаяся участником межбюджетных отношений, нуждается в социальной поддержке государства и переселении из ветхого жилья, данное право истец приобрела на законных основаниях, поэтому её требования к администрации города Прокопьевска являются законными и обоснованными.
В связи с указанным, суд удовлетворяет требования о включении истца в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном ООО «Шахта им. Дзержинского».
Поскольку внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления социальной выплаты в дальнейшем, постольку требования истца о заключении с ней договора о предоставлении социальной выплаты также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию города Прокопьевска включить Горину Ольгу Васильевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, паспорт гражданина РФ №, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО «Шахта им. Дзержинского».
Обязать администрацию города Прокопьевска заключить с Гориной Ольгой Васильевной договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего не пригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО «Шахта им. Дзержинского».
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, принявший решение, т.е. через Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области.
Судья (подпись) Ю.В. Мокин
Решение в окончательной форме принято 18 октября 2023 года
Судья (подпись) Ю.В. Мокин
Подлинный документ подшит в деле УИД 42RS0033-01-2023-000602-68 (2-762/2023) Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области