Дело № 2-76/2023
УИД: 81RS0005-01-2023-000083-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2023 года п. Гайны
Гайнский районный суд Пермского края в составе председательствующего Грибановой Н.П., при секретаре судебного заседания Еловиковой О.А.,
с участием представителя истца заместителя прокурора Гайнского района Пермского края Вавилина А.В.,
представителя ответчика администрации Гайнского муниципального округа Пермского края Якимова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Гайнского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Гайнского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности по организации транспортного обслуживания населения,
установил:
Исполняющий обязанности прокурора Гайнского района Пермского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Гайнского муниципального округа о возложении обязанности организовать транспортное обслуживание населения, мотивируя требования тем, что прокуратурой района по обращению жителя <адрес> муниципального округа об отсутствии автобусного сообщения из <адрес> до <адрес>, в декабре 2022 года была проведена проверка по исполнению администрацией Гайнского муниципального округа законодательства об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, по результатам которой установлено, что в нарушение ч.1 ст. 2, п.7 ч.1 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.8 ч.1 ст. 4 Устава Гайнского муниципального округа от 29.04.2020 № 75, п. п. 7, 16, 17, 18 ч.1 ст.3, ч.2 ст. 11, ч. ч. 1, 2, 8 ст.14, ч.2 ст.15, ч.1 ст. 17 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 220-ФЗ, администрацией Гайнского муниципального округа транспортное обслуживание населения <адрес> не организовано, условия для предоставления транспортных услуг населению не созданы, соответствующие муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам не установлены, что в свою очередь препятствует проведению процедуры по заключению органом местного самоуправления или иным муниципальным заказчиком муниципальных контрактов на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в связи с чем, прокурором Гайнского района 22.12.2022 в администрацию Гайнского муниципального округа было внесено представление об устранении нарушений законодательства об организации регулярных перевозок, администрацией в ответ на представление никаких мер для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам до <адрес> не предпринято. Отсутствие надлежащего транспортного обслуживания жителей <адрес>, с учетом фактического расстояния от <адрес> до <адрес> около 150 км, создает препятствия в доступности посещения объектов социально-бытового, административно-делового, культурно-развлекательного и иного назначения, в связи с чем, прокурор просит обязать администрацию Гайнского муниципального округа организовать на территории Гайнского муниципального округа регулярные перевозки путем установления муниципального маршрута регулярных перевозок между <адрес> и <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме, дополнил, что в <адрес> муниципального округа проживают 573 человека.
Представитель ответчика администрации Гайнского муниципального округа Пермского края не соглашаясь с исковыми требованиями, пояснил, что у администрации Гайнского муниципального округа <адрес> отсутствуют денежные средства на организацию пассажироперевозок. В настоящее время в Гайнском муниципальном округе около 33 населенных пунктов, имеется пять муниципальных маршрутов: <адрес>, берег <адрес>-п.В.Будым, <адрес>, маршрут <адрес> в настоящее время приостановлен, кроме того, имеется межмуниципальный маршрут <адрес>, автобус выезжает из <адрес> в 07:00 утра и возвращается из <адрес> в 20:30 часов, считает, что целесообразней организовать маршрут из <адрес> до <адрес>, между которыми расстояние 45км, транспортное сообщение из <адрес> в настоящее время не организовано, регулярный маршрут из <адрес> до <адрес> отсутствует, жители <адрес> добираются до <адрес> на такси. Кроме того, считает недостаточным срок, указанный в иске для исполнения данной обязанности, более исполнимый срок ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и исходя из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием, возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать, защищать эти права и свободы и охранять достоинство личности (ст. 2, 18, 21).
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурором могут быть заявлены требования в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и в соответствии с п.8 ч.1 ст. 4 Устава Гайнского муниципального округа от 29.04.2020 №75, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок урегулированы Федеральным законом «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 220-ФЗ (далее Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ) (статья 1).
В соответствии с п.7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ под муниципальным маршрутом регулярных перевозок понимается маршрут регулярных перевозок в границах федеральной территории "Сириус", поселения, городского округа, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо двух и более поселений одного муниципального района.
В соответствии с п.16 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ установлено два вида регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.
В соответствии с п.17 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ регулярные перевозки по регулируемым тарифам это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
В соответствии с п.18 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ под регулярными перевозками по нерегулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района, устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, в границах которого находятся указанные поселения.
Главой 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ установлены правила организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам (статьи 14-15) и нерегулируемым тарифам (статьи 17-20), общие условия и порядок проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (статьи 21-24).
В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
В соответствии с п.1 ч.2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственного или муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.8 ч.2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ государственный или муниципальный заказчик, концедент, публичный партнер выдают на срок действия государственного или муниципального контракта или соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, концессионного соглашения карты маршрута регулярных перевозок лицу, с которым заключены государственный или муниципальный контракт, концессионное соглашение либо соглашение о государственно-частном партнерстве или соглашение о муниципально-частном партнерстве и сведения о котором, указанные в пункте 13 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, включены в реестр маршрутов регулярных перевозок.
В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 17 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
В соответствии с ч.2 ст. 17 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок. Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту (ч.3).
Таким образом, из смысла вышеприведенных норм следует, что вопросы создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах Гайнского муниципального округа возложена на его администрацию, основным видом регулярных перевозок являются регулярные перевозки по регулируемым тарифам, поскольку именно этот вид регулярных перевозок способствует достижению целей обеспечения доступности транспортных услуг для населения, при этом, регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам могут осуществляться наряду с регулярными перевозками по регулируемым тарифам, то есть как дополнение к ним.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Гайнского района поступило обращение жителя <адрес> ФИО4 об оказании содействия в восстановлении автобусного сообщения между <адрес> и <адрес>, который перестал ходить с начала 2000-х годов, в <адрес> имеется школа, детский сад, жители не могут выехать в больницу и другие учреждения, из <адрес> нет никакого автобуса, такси стоит 4800 руб. (л.д.9).
Прокуратурой Гайнского района по обращению жителя <адрес> муниципального округа проведена проверка по вопросу обеспечения транспортной доступности граждан, проживающих в <адрес>, в ходе которой было установлено, что в нарушение вышеуказанного законодательства администрацией Гайнского муниципального округа транспортное обслуживание населения <адрес> не организовано, условия для предоставления транспортных услуг населению не созданы, соответствующие муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам не установлены, транспортное сообщение административного центра округа – <адрес> с населенным пунктом <адрес>, находящимся на удаленном расстоянии от <адрес>, муниципальным маршрутом в течение длительного времени не обеспечен, что создает препятствия гражданам для доступного посещения объектов социально-бытового, административно-делового, культурно-развлекательного и иного назначения и нарушает права жителей <адрес> на передвижение между населенными пунктами (л.д.10-14).
Из информации, предоставленной администрацией Гайнского муниципального округа следует, что транспортная перевозка пассажиров из <адрес> муниципального округа, на территории которого проживают 573 человека, не осуществляется, так как в бюджете отсутствуют денежные средства для заключения муниципальных контрактов для транспортного обслуживания жителей <адрес> или приобретения транспортного средства. До ближайшего населенного пункта из <адрес> до <адрес> 43км, в последние 10 лет транспортные перевозки из <адрес> не осуществлялись (л.д.12,14).
По результатам проведенной проверки в адрес главы Гайнского муниципального округа прокурором <адрес> внесено представление (л.д.15-16), которое оставлено без удовлетворения (л.д.17), до настоящего времени муниципальный маршрут регулярных перевозок до <адрес> не разработан (л.д.22).
Согласно приложения №2 к Закону Пермского края от 20.06.2019 № 423-ПК на территории Гайнского муниципального округа находится 39 населенных пунктов (л.д.19).
Согласно утвержденного постановлением администрации Гайнского муниципального округа № 267 от ДД.ММ.ГГГГ реестра, на территории Гайнского муниципального округа действует шесть муниципальных маршрутов регулярных перевозок: Гайны-Сейва, Гайны-Жемчужный, Гайны-Кебраты, Гайны-Касимовка, Гайны-Сергеевский, берег <адрес>-В.Будым (л.д.30-32). Из пояснений представителя ответчика маршрут Гайны-Сергеевский в настоящее время приостановлен.
Из сведений, представленных ответчиком следует, что численность населения <адрес> составляет 573 человека (л.д.33).
Согласно сведений, представленных администрацией Гайнского муниципального округа пять автобусов переданы из казны Гайнского муниципального округа в оперативное управление подведомственной организации МБТУ Гайныавтотранс для выполнения полномочий (л.д.34, 35).
На запрос заведующего сектором дорожно-транспортного хозяйства администрации Гайнского муниципального округа о необходимости предусмотреть в бюджете округа денежные средства в размере 2 285 801,12 руб. на организацию муниципального маршрута Керос-Гайны для устранения нарушений законодательства об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом (л.д. 36-38), главой муниципального округа- администрации Гайнского муниципального округа дан ответ об отсутствии денежных средств и рассмотрении ходатайства повторно при наличии источника финансирования (л.д.39).
На основании государственного контракта №-ОПП-21 от ДД.ММ.ГГГГ, Обществом с ограниченной ответственностью «АААВТО» осуществляются регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту <адрес> № «<адрес>» через <адрес> (л.д.40-56).
Согласно протокола, ДД.ММ.ГГГГ проводился аукцион на оказание услуг, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам в Гайнском МО, не подано ни одной заявки (л.д.59).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что жители <адрес>, находящемся на значительном расстоянии от административного центра – <адрес> (около 170 км) на протяжении многих лет не обеспечены надлежащим транспортным обслуживанием, что бесспорно свидетельствуют о неисполнении ответчиком возложенной на него обязанности по организации муниципального маршрута регулярных перевозок населения, и нарушении прав неопределенного круга лиц на безопасное передвижение между населенными пунктами, поскольку создает препятствия в доступности посещения объектов социально-бытового, административно-делового, культурно-развлекательного и иного назначения.
Проведение открытого конкурса ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам в Гайнском муниципальном округе, который признан не состоявшимся в связи с отсутствием заявок, не подтверждает исполнения возложенной на ответчика обязанности по организации транспортного обслуживания населения, принятия им исчерпывающих мер.
Исполнение возложенной на ответчика обязанности по организации транспортного обслуживания населения не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия поданных заявок на участие в аукционе.
Действующее законодательство также не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подп. 1 п. 1 ст. 14, подп. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии со ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая изложенное, оснований полагать, что отсутствие в бюджете Гайнского муниципального округа Пермского края денежных средств на организацию транспортного обслуживания населения в достаточном объеме освобождает ответчика от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции, не имеется.
Поскольку возложенные на органы местного самоуправления обязанности должны исполняться надлежащим образом, до настоящего времени ответчиком не организован муниципальный маршрут регулярных перевозок между <адрес> и <адрес>, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, при этом доводы представителя ответчика о целесообразности организации муниципального маршрута между <адрес> и <адрес> в дополнение к установленному межмуниципальному маршруту <адрес>, суд находит не состоятельным, поскольку данный маршрут муниципальным не является, на его организацию, в том числе и на расписание маршрута, ответчик повлиять не может, данный маршрут установлен согласно государственному контракту только до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание объем и характер работ, подлежащих выполнению, необходимость соблюдения прав граждан, суд полагает возможным установить администрации Гайнского муниципального округа срок для исполнения возлагаемой обязанности до ДД.ММ.ГГГГ, и не находит оснований для его увеличения до ДД.ММ.ГГГГ, как о том заявлено представителем ответчика в судебном заседании, находя срок до ДД.ММ.ГГГГ достаточным, чтобы исполнить возложенную на ответчика обязанность.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Гайнского района Пермского края к администрации Гайнского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности по организации транспортного обслуживания населения, удовлетворить.
Обязать администрацию Гайнского муниципального округа Пермского края организовать на территории Гайнского муниципального округа регулярные перевозки путем установления муниципального маршрута регулярных перевозок между <адрес> и <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Гайнский районный суд Пермского края в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 26 апреля 2023 года.
Судья (подпись)
Копия верна
Судья Н.П. Грибанова