Дело №2а-1616/2024
УИД 23RS0044-01-2024-001644-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Северская 16 июля 2024 года
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Безугловой Н.А.
при секретаре судебного заседания Царевой М.А.,
с участием:
помощника прокурора Северского района Шадриной Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Северского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Григорьевского сельского поселения Северского района о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить выявленные нарушения,
установил:
прокурор Северского района младший советник юстиции Ширяев Е.Ю., действуя в интересах неопределенного куга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Григорьевского сельского поселения, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Григорьевского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер к ремонту дорожной разметки поблизости от МБОУ ООШ №7 и МБОУ СОШ №11 и обязать администрацию Григорьевского сельского поселения принять меры, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения возле образовательных организаций, а именно: установить дорожный знак 5.20 «Искусственная неровность», дорожный знак 1.23 «дети», согласно п. 6.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»; оборудовать подход к пешеходному переходу и тротуар в полном объеме, в соответствии с п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»; обновить горизонтальную дорожную разметку 1.24.1 и 1.24.2 «дублирование предупреждающих и запрещающих дорожных знаков», 1.14.1 «Зебра» в соответствии с п. 6.3 ГОСТ Р 50597-2017 «Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»; обновить горизонтальную дорожную разметку 1.24.1 и 1.24.2»дублирование предупреждающих и запрещающих дорожных знаков», 1.14.1 «Зебра» согласно п. 6.3 ГОСТ Р 50597-2017 «Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и заменить дорожный знак 5.19.1 «Пешеходный переход» и 1.23 «Дети» в соответствии с требованиями п. 6.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
В обоснование заявленных требований административный истец указал о том, что проведенной прокуратурой района совместно с отделом ГИБДД ОМВД России по Северскому району проверкой состояния улично-дорожной сети в районе образовательных учреждений Григорьевского сельского поселения выявлены нарушения в сфере дорожной деятельности. Согласно информации ОГИБДД ответственным юридическим лицом за состояние улично-дорожной сети в поселении является администрация Григорьевского сельского поселения. Несовершеннолетние учащиеся МБОУ ООШ №7 и СОШ №11 передвигаются к школе как в пешеходном порядке, так и на школьном автотранспорте. Указанное нарушает требования, установленные п. 2.1.2 Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28. Выявленные нарушения снижают показатели безопасности дорожного движения, влекут увеличение дорожно-транспортных происшествий, создают условия травмирования несовершеннолетних, а также нарушают права неопределенного круга лиц на безопасные условия движения по дорогам.
Помощник прокурора Северского района Шадрина Н.М. в судебном заседании поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Григорьевского сельского поселения Северского района Краснодарского края в судебное заседание не явился, причины неявки суду неизвестны, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом посредством направления судебного заказного письма, а также размещением информации на официальном сайте суда.
Выслушав помощника прокурора Северского района Шадрину Н.М., изучив административное исковое заявление, исследовав письменные материалы дела, оценив в соответствии со ст. 84 КАС РФ представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
При осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка (ч. 1 ст. 9 названного Федерального закона).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6); содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения представляет собой состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
В ст. 5 названного Федерального закона указано, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения; осуществления контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения.
Пунктом 8 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией.
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В ст. 70 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 года № 2438-р утвержден перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.
В данный перечень включены следующие Национальные стандарты: ГОСТ Р 50597-93; ГОСТ Р 51256-2011; ГОСТ Р 52766-2007. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 года № 124-ст, введен в действие ГОСТ Р 50597-2017 взамен ГОСТ Р 50597-93.
Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст утвержден «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
В силу п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Дорожные знаки и знаки переменной информации не должны иметь дефектов, указанных в таблице Б.1 приложения Б. Устранение дефектов осуществляют в сроки, приведенные в таблице 6.1 (пункт 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017).
Дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения (пункт 6.3 ГОСТ Р 50597-2017).
Согласно п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2019 знак 1.23 «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах повторный знак 1.23 устанавливают на расстоянии от 20 до 30 м от опасного участка.
В соответствии с п. 5.4.22 ГОСТ Р 52289-2019 знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» применяют для запрещения движения всех транспортных средств со скоростью выше указанной на знаке при необходимости введения на участке дороги иной максимальной скорости, чем на предшествующем участке.
При ограничении скорости движения на опасных участках дороги (крутые повороты, отсутствие тротуаров, предусмотренных ГОСТ Р 52766, необеспеченная видимость встречного автомобиля, сужение дороги и т.п., место концентрации ДТП) зона действия знака должна соответствовать протяженности опасного участка.
Если на данном участке устанавливают максимальную скорость, отличающуюся от максимальной скорости движения на предшествующем участке на 20 км/ч и более, применяют ступенчатое ограничение скорости с шагом не более 20 км/ч путем последовательной установки знаков 3.24 на расстоянии вне населенных пунктов от 100 до 150 м, а в населенных пунктах - от 50 до 100 м друг от друга.
Перед местами производства работ допускается ступенчатое ограничение скорости по ГОСТ Р 58350.
Ступенчатое ограничение скорости допускается не применять (за исключением дорог, на которых разрешенная скорость движения 110 км/ч и более) перед населенным пунктом, обозначенным знаком 5.23.1 или 5.23.2, в случае, если расстояние видимости знака более 150 м.
Знак 3.24 с табличкой 8.2.1 у искусственной неровности устанавливают совместно со знаком 5.20 на одной опоре (рисунок В.21). Значение скорости, указываемое на знаке, должно соответствовать конструкции неровности.
Знак 3.24 следует дублировать в соответствии с 5.1.6.
Согласно п. 5.6.30 ГОСТ Р 52289-2019 знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу.
Знак 5.19.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 - слева. На дорогах с конструктивно выделенной разделительной полосой (полосами) знаки 5.19.1 и 5.19.2 устанавливают на разделительной полосе соответственно справа или слева от каждой проезжей части, при этом знак 5.19.1 устанавливают на такой разделительной полосе, если по ней организовано пешеходное движение вдоль проезжей части или пешеходный переход пересекает две и более разделительные полосы.
Знак 5.19.1 устанавливают на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, знак 5.19.2 - на дальней. Ширину неразмеченного пешеходного перехода, заключенного между знаками, определяют по 6.2.17.
Знаки на размеченном пешеходном переходе устанавливают на расстоянии не более 1 м от границы перехода.
Знак 5.19.2 допускается размещать на оборотной стороне знака 5.19.1.
На регулируемых перекрестках, с диагональными пешеходными переходами, знаки 5.19.1 и 5.19.2 устанавливают только на внешних границах пешеходных переходов, расположенных по периметру перекрестка (рисунок В.19).
При совмещении искусственной неровности и пешеходного перехода знак 5.19.1 допускается устанавливать совместно со знаком 5.20 по 5.6.31.
Знаки 5.19.1 и 5.19.2 следует дублировать по 5.1.6.
В силу п. 6.2.28 ГОСТ Р 52289-2019 разметку 1.23.3 наносят на дорожках или полосах, обозначенных знаками 4.4.1, 4.5.2, 4.5.4, 4.5.5, 5.11.2 и 5.14.2.
Разметку наносят по оси дорожки (полосы) основанием в сторону движущихся по ней велосипедистов или мопедов в ее начале и повторяют:
- через 20 м после начала дорожки;
- после каждого перекрестка, выезда с прилегающей территории, пересечения с пешеходной, велосипедной или велопешеходной дорожкой;
- на перегонах длиной 500 м и более - через 200 м.
Разметку 1.23.3 допускается наносить на полосах, обозначенных знаками 5.11.1, 5.14.1, перед разметкой 1.23.1 по ходу движения на расстоянии 5 м (рисунки В.11а, б).
В соответствии с п. 6.1 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», искусственные неровности устраивают на дорогах с асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями на участках с искусственным освещением.
Как установлено в судебном заседании, проведенной прокуратурой района совместно с отделом ГИБДД ОМВД России по Северскому району проверкой состояния улично-дорожной сети в районе образовательных учреждений Григорьевского сельского поселения выявлены нарушения в сфере дорожной деятельности.
При обследовании дороги в районе МБОУ ООШ №7 ст. Ставропольской установлено, что дорожный знак 5.20 «Искусственная неровность» развернут в противоположную сторону, дорожный знак 5.20 «Искусственная неровность» отсутствует, дорожный знак 1.23 «Дети» изменил положение и не доступен для информирования участников дорожного движения, чем нарушены положения п. 6.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»; отсутствует подход к пешеходному переходу и тротуар в полном объеме, чем нарушены положения п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»; износ горизонтальной дорожной разметки 1.24 и 1.24.2 «дублирование предупреждающих и запрещающих дорожных знаков», износ горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 «Зебра» составляет более 50%, что не соответствует п. 6.3 ГОСТ Р 50597-2017 «Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
В районе МБОУ СОШ №11 ст. Григорьевской установлено, что износ горизонтальной дорожной разметки 1.24.1 и 1.24.2 «дублирование предупреждающих и запрещающих дорожных знаков», износ горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 «Зебра» составляет более 50%, что не соответствует п. 6.3 ГОСТ Р 50597-2017 «Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»; требуется замена дорожного знака 5.19.1 «Пешеходный переход» и 1.23 «Дети» в соответствии с требованиями п. 6.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Согласно информации ОГИБДД ответственным юридическим лицом за состояние улично-дорожной сети в поселении является администрация Григорьевского сельского поселения.
Таким образом, на администрацию Григорьевского сельского поселения как на орган местного самоуправления законом возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, контролю дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии со ст. 59 КАС РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.
До настоящего времени нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения администрацией Черноморского городского поселения Северского района не устранены.
При таких обстоятельствах, учитывая, что не проведение вышеуказанных мероприятий может способствовать снижению показателей безопасности дорожного движения, увеличению дорожно-транспортных происшествий, созданию условий травмирования несовершеннолетних, а, следовательно, бездействие администрации муниципального образования Северский район, выразившееся в непринятии мер к ремонту дорожной разметки поблизости от образовательных учреждений, создает угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних, и является незаконным, руководствуясь приведенными нормами права, суд считает возможным заявленные исковые требования прокурора Северского района удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования прокурора Северского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Григорьевского сельского поселения Северского района о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить выявленные нарушения, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Григорьевского поселения, выразившееся в непринятии мер к ремонту дорожной разметки поблизости от образовательных учреждений.
Возложить обязанность на администрацию Григорьевского сельского поселения принять меры, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения возле образовательных организаций – МБОУ ООШ №7 и МБОУ СОШ №11, а именно: установить дорожный знак 5.20 «Искусственная неровность», дорожный знак 1.23 «дети», согласно п. 6.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»; оборудовать подход к пешеходному переходу и тротуар в полном объеме, в соответствии с п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»; обновить горизонтальную дорожную разметку 1.24.1 и 1.24.2 «дублирование предупреждающих и запрещающих дорожных знаков», 1.14.1 «Зебра» в соответствии с п. 6.3 ГОСТ Р 50597-2017 «Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»; обновить горизонтальную дорожную разметку 1.24.1 и 1.24.2»дублирование предупреждающих и запрещающих дорожных знаков», 1.14.1 «Зебра» согласно п. 6.3 ГОСТ Р 50597-2017 «Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и заменить дорожный знак 5.19.1 «Пешеходный переход» и 1.23 «Дети» в соответствии с требованиями п. 6.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения, путем подачи апелляционной жалобы через Северский районный суд Краснодарского края.
Председательствующий Н.А. Безуглова