Дело № 2-3706/2022
24RS0032-01-2022-003213-94
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2022 года г. Красноярск
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Гридасовой Т.Ю.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Российской Федерации в лице Министерства лесного хозяйства Красноярского края к ООО «ИНВЕСТ-ЦЕНТР» о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства и приостановлении деятельности до устранения нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Министерства лесного хозяйства Красноярского края обратилось в суд с иском к ООО «ИНВЕСТ-ЦЕНТР» о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства и приостановлении деятельности до устранения нарушений.
Требования мотивированы тем, что на основании договора аренды лесного участка от 19.11.2014 № 695-з ООО «ИНВЕСТ-ЦЕНТР», является арендатором лесного участка площадью 7261 га расположенного: в Красноярском крае, Нижнеингашский район, КГБУ «Пойменское лесничество», Тиличетское участковое лесничество, предоставленного для заготовки древесины. Меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Нарушение требований пожарной безопасности в лесах создает угрозу уничтожения лесных насаждений и населенных пунктов в случае возникновения лесных пожаров. Невыполнение мероприятий по противопожарному обустройству лесов, затрудняет процесс ликвидации уже возникшего пожара и увеличивает вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки. В соответствии с подпунктом «е» пункта 13 договора, арендатор обязан осуществлять меры противопожарного обустройства лесов, на основании проекта освоения лесов. Проектом освоения лесных участков к договору предусмотрены объемы и сроки исполнения работ по противопожарному обустройству лесов. В соответствии с таблицей 4.2 (13) проекта освоения лесов, разработанного к договору аренды ООО «ИНВЕСТ-ЦЕНТР» установлены ежегодные виды и объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов. Согласно отчета от 16.02.2022, по выполнению объёма противопожарных мероприятий за 2021 год ООО «ИНВЕСТ-ЦЕНТР» не выполнило часть противопожарных мероприятий. Фактов, препятствующих соблюдению требований лесного законодательства, не установлено. В связи с изложенным, истец просит обязать ООО «ИНВЕСТ-ЦЕНТР», (ОГРН 1092468007642) выполнить по договору аренды лесного участка от 19.11.2014 № 695-з в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу следующие противопожарные мероприятия: - строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 0,32 км; - прокладка просек - 0,48 км; - прочистка просек - 0,48 км. Приостановить деятельность ООО «ИНВЕСТ-ЦЕНТР» (ОГРН 1092468007642) по заготовке древесины на территории лесного участка, арендуемого по договору аренды лесного участка от 19.11.2014 № 695-3 до выполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов, как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства. Запретить ООО «ИНВЕСТ-ЦЕНТР» передавать права и обязанности по договору аренды лесных участков по 19.11.2014 № 695-з иным лицам до выполнения мероприятия по противопожарному обустройству лесов за 2021 год.
Представитель истца Министерства лесного хозяйства Красноярского края ФИО2 (полномочия подтверждены) в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте его проведения извещена своевременно и надлежащим образом, просила дело рассмотреть в свое отсутствие, не возражала против вынесения решения в порядке заочного производства.
Ответчик ООО «ИНВЕСТ-ЦЕНТР» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие и возражений по существу иска не предоставил.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора КГБУ «Пойменское лесничество» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
По смыслу положений ст. 3, ст. 154 ГПК РФ, ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, устанавливающих условие о необходимости рассмотрения гражданских дел судами в разумные сроки и без неоправданной задержки, а также положений ст.ст. 113-119 ГПК РФ, ст. 54 ГК РФ, суд находит поведение ответчика, выражающееся в неоднократном неполучении направленных в его адрес судебных извещений, и непредставлении в адрес суда информации о месте жительства, нарушением общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, считает поступившие в адрес суда сведения о невручении почтовой корреспонденции с судебными извещениями, сведениями о надлежащем извещении ответчика о времени и месте рассмотрения дела, и полагает возможным рассмотреть дело при данной явке, поскольку судом были предприняты все возможные меры для извещения ответчика.
Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что информация о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с положениями Федерального закона 22.12.2008 № 262-ФЗ, была заблаговременно размещена на официальном и общедоступном сайте Ленинского районного суда г. Красноярска в сети Интернет, и ответчик имел объективную возможность ознакомиться с данной информацией.
При таких обстоятельствах, судом принято решение о рассмотрении дела в порядке заочного производства в соответствии с главой 22 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.
Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах (пункт 1 статьи 53 Лесного кодекса РФ).
Согласно статье 53.1. Лесного Кодекса Российской Федерации, меры противопожарного обустройства лесов включают в себя:
1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;
2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;
3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;
5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;
6) проведение работ по гидромелиорации;
7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений;
8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;
9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах», меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);
б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
г) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, согласно договору аренды лесных участков № 695-з от19.11.2014 Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края (ныне Министерство лесного хозяйства Красноярского края) передает ООО «Инвест-Центр» лесные участки, общей площадью 7261 га, расположенные по адресу: Красноярский край, Нижнеингашский район, КГБУ «Пойменское лесничество», Тиличетское участковое лесничество, кварталы №№10,22,23,25,35-37,50,55,56,58,64,65,74,76, в том числе:
часть лесного участка, имеющего кадастровый номер 24:28:2603002:2, имеющий площадь 1 га, расположенный по адресу: Красноярский край, Нижнеингашский район, КГБУ «Пойменское лесничество», Тиличетское участковое лесничество, в квартале №50 (часть выделов 3,5-10);
часть лесного участка, имеющего кадастровый номер 24:28:0000000:1096, имеющий площадь 1 га, расположенный по адресу: Красноярский край, Нижнеингашский район, КГБУ «Пойменское лесничество», Тиличетское участковое лесничество, в квартале №64 (часть выделов 1,2);
часть лесного участка, имеющего кадастровый номер 24:28:0000000:2925, имеющий площадь 7107 га, расположенный по адресу: Красноярский край, Нижнеингашский район, КГБУ «Пойменское лесничество», Тиличетское участковое лесничество, в кварталах №№ кварталы №№10,22,23,25,35-37,50 (выделы 1,2,4,11-27, части выделов 3,5-10), 55,56,58,64 (выделы 3-29, части выделов 1,2), 65,74 (выделы 1-14, части выделов 15,16), 76 (выделы 1-33,35-39,43-,44, части выделов 34,40-42,47,48);
часть лесного участка, имеющего кадастровый номер 24:28:0000000:2924, имеющий площадь 152 га, расположенный по адресу: Красноярский край, Нижнеингашский район, КГБУ «Пойменское лесничество», Тиличетское участковое лесничество, в кварталах №74 (части выделов 15,16), 76 (выделы 45,46,49-51), части выделов 34,40-42,47,48), для заготовки древесины, сроком на 49 лет.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 13 договора, арендатор обязан осуществлять меры противопожарного обустройства лесов, на основании проекта освоения лесов.
Проектом освоения лесных участков к договору предусмотрены объемы и сроки исполнения работ по противопожарному обустройству лесов.
В соответствии с таблицей 4.2 (13) проекта освоения лесов, разработанного к договору аренды ООО «ИНВЕСТ-ЦЕНТР» установлены ежегодные виды и объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов, а именно:
- установка и размещение стендов, аншлагов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах - 3 шт.;
- благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах - 1 шт.;
- строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 0,32 шт.;
- реконструкция лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 0,64 шт.;
- эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 24,26 шт.;
- строительство посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов — 1 шт.
- прокладка просек - 0,48 км;
- прочистка просек - 0,48 км;
- устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения -1 шт.;
- устройство противопожарных минерализованных полос (шириной не менее 1,4 метра)-3,4 км;
- прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление - 3,4 км;
- строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов) - 1 шт.;
- установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности - 1 пгг.;
- строительство, реконструкция и эксплуатация пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря - 1 шт.
Согласно отчета от 16.02.2022, по выполнению объёма противопожарных мероприятий за 2021 год ООО «ИНВЕСТ-ЦЕНТР» не выполнило следующие противопожарные мероприятия:
- строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 0,32 км;
- прокладка просек - 0,48 км;
- прочистка просек - 0,48 км.
Фактов, препятствующих соблюдению требований лесного законодательства, не установлено.
Нарушение требований пожарной безопасности в лесах создает угрозу уничтожения лесных насаждений и населенных пунктов в случае возникновения лесных пожаров. Отсутствие укомплектованного противопожарного оборудования затрудняет процесс ликвидации уже возникшего пожара и увеличивает вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки.
В соответствии с Положением о Министерстве лесного хозяйства Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 г. Министерство лесного хозяйства Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет надзор в области лесных отношений.
В соответствии со статьей 56 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», при нарушении природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, нарушение природоохранных требований при осуществлении аренды лесного участка ответчиком само по себе является основанием для приостановления указанной деятельности до полного устранения допущенных нарушений.
В материалах дела имеются достаточные доказательства, свидетельствующие о допущенных ответчиком нарушениях требований лесного законодательства в части невыполнения противопожарных мероприятий, создающих реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
Истцом в полной мере доказан факт осуществления ответчиком деятельности, осуществляемой с существенными нарушениями закона и создающей опасность причинения вреда в будущем.
Каких-либо иных доказательств, опровергающих заявленные исковые требования, ответчиком в материалы дела не представлено.
Часть 1 статьи 1065 ГК РФ предусматривает, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Как следует из материалов дела, ООО «Инвест-Центр» является юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, в том числе на лесном участке, предоставленном ему на основании вышеуказанного договора аренды.
Основанием для обращения истца с иском о приостановлении деятельности ответчика по договору аренды лесных участков явилось невыполнение ответчиком на арендованном лесном участке противопожарного обустройства лесов.
При таких обстоятельствах, учитывая, что осуществление ответчиком деятельности по использованию лесного участка, предоставленного в аренду для осуществления рекреационной деятельности, с нарушением правил пожарной безопасности в лесах несет в себе общественную опасность, продолжение деятельности в таких условиях может нанести существенный вред охраняемым интересам неопределенного круга лиц, указанная деятельность подлежит приостановлению до выполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований Министерства лесного хозяйства Красноярского края к ООО «Инвест-Центр» о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства и приостановлении деятельности до устранения нарушений, и полагает их удовлетворить в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края к ООО «Инвест-Центр» об устранении нарушения лесного законодательства и приостановлении деятельности до устранения нарушений - удовлетворить.
Обязать ООО «ИНВЕСТ-ЦЕНТР», (ОГРН 1092468007642) выполнить по договору аренды лесного участка от 19.11.2014 № 695-з в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу следующие противопожарные мероприятия:
- строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 0,32 км;
- прокладка просек - 0,48 км;
- прочистка просек - 0,48 км.
Приостановить деятельность ООО «ИНВЕСТ-ЦЕНТР» (ОГРН 1092468007642) по заготовке древесины на территории лесного участка, арендуемого по договору аренды лесного участка от 19.11.2014 № 695-з до выполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов, как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства.
Запретить ООО «ИНВЕСТ-ЦЕНТР» передавать права и обязанности по договору аренды лесных участков от 19.11.2014 № 695-з иным лицам до выполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов за 2021 год.
Взыскать с ООО «ИНВЕСТ-ЦЕНТР» (ОГРН 1092468007642) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6 000 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший настоящее решение, заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения суда.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Т.Ю. Гридасова
Мотивированное решение изготовлено 30.01.2023.