Решение по делу № 12-2/2016 (12-163/2015;) от 01.12.2015

12-2/2016

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Кострома                                                                                                     25 января 2016 года

Судья Костромского районного суда Костромской области Чудецкий А.В. с участием защитников лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Сизовой Н.А., Камалутдинова Н.Р.,

представителей Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Костромской и Ивановской областям Е.С., И.А.,

рассмотрев жалобу ООО «Костромагазресурс» на постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям от 02.07.2015, которым юридическое лицо ООО «Костромагазресурс», зарегистрированное по адресу: (адрес), привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Костромагазресурс» признано виновным в том, что, владея земельным участком сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером площадью ***** кв.м, расположенным (адрес), по состоянию на 14 часов 00 минут 23.06.2015 не использовало его с 2008 года для ведения сельскохозяйственного производства или иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

Не согласившись с постановлением, юридическое лицо обратилось в суд с жалобой, в которой просит его отменить по тем основаниям, что для земельного участка не определен конкретный вид использования, а в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, сельскохозяйственное использование предполагает 18 видов использования, который выбирает собственник или арендатор.

В 2014 году обществом заключен договор безвозмездного пользования земельным участком на срок 8 месяцев с индивидуальным предпринимателем В.Н., который обязался использовать земельный участок в качестве пастбища для выпаса крупнорогатого скота.

В 2015 году между сторонами был заключен договор безвозмездного пользования для целей сельскохозяйственного производства. Участок использовался В.Н. для сенокошения.

Одним из признаков неиспользования земельного участка в соответствии с перечнем признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369, является залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов. В материалах не указан и не установлен такой процент.

ДДММГГГГ обществом заключен договор на оказание услуг по очистке территории от мелколесья с М.В., работы по нему выполнены. В ходе проверки какие-либо документы по использованию земельного участка не запрашивались. Представленные юридическим лицом доказательства не были рассмотрены и учтены.

Кроме того, исходя из ст.ст. 23.15, 28.3 КоАП РФ старший государственный инспектор не был уполномочен составлять протокол об административном правонарушении, поэтому он является недопустимым доказательством.

В судебном заседании защитники лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Сизова Н.А. и Камалутдинов Н.Р. поддержали жалобу по аналогичным в целом доводам, дополнительно пояснили, что административным органом не доказано наличие события правонарушения, после проверки во исполнение предписания надзорного органа осуществлена вспашка земельного участка. В случае несогласия с доводами жалобы просили рассмотреть вопрос о признании правонарушения малозначительным, поскольку в настоящее время претензий к юридическому лицу нет, жалоб на ненадлежащее использование земельного участка не поступало, вреда не причинено, наложенный штраф ставит юридическое лицо в тяжелое материальное положение, поскольку в связи с ненадлежащим исполнением обязательств со стороны региональных органов власти по компенсации за счет средств областного бюджета выпадающих доходов при газоснабжении населения общество несет убытки.

Представители Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям Е.С., И.А. просили в удовлетворении жалобы отказать, пояснили, что в соответствии с планом работы, на основании приказа руководителя Управления была проведена плановая проверка соблюдения требований земельного законодательства при использовании земельного участка сельскохозяйственного назначения ООО «Костромагазресурс». В результате осмотра установлено длительное неиспользование земельного участка в целях сельскохозяйственного производства, допущено зарастание его многолетними сорными растениями, древесно-кустарниковой растительностью. Наличие таких растений свидетельствует, в частности, о том, что выпас скота должным образом не производился. Земельный участок, принадлежащий ООО «Костромагазресурс», является пашней и наличие кустарников, леса на пашне недопустимо. Факт зарастания земельного участка подтверждается объяснениями И.В., согласно которым ООО «Костромагазресурс» заключен договор на оказание услуг по очистке территории от мелколесья с М.А. Вопреки доводам жалобы старший государственный инспектор отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям согласно п.3.2.8. должностного регламента утвержденного руководителем Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Костромской и Ивановской областям ДДММГГГГ, не только имеет право, но и обязан составлять протоколы об административных правонарушениях.

Также пояснили, что жалоб на неиспользование земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства ООО «Костромагазресурс» надзорному органу со стороны органов власти, местного самоуправления, граждан и организаций не поступало. Юридическое лицо по требованию Управления устранило нарушение и привело земельный участок в надлежащее состояние. В настоящее время претензий у надзорного органа к обществу нет.

Для разъяснения вопроса отнесения земельного участка к видам сельскохозяйственных угодий судом опрошен представитель Управления Росреестра по Костромской области Е.С., которая пояснила, что сведения начальника межмуниципального отдела по г. Буй, Буйскому и Сусанинскому районам Управления Росреестра по Костромской области, изложенные в информации от 13.11.2015, свидетельствуют лишь о том, что предыдущий собственник земельного участка использовал его в качестве пашни и не свидетельствует о его таком же статусе в настоящее время.

Судья, рассмотрев жалобу, исследовав материалы дела, выслушав доводы участвующих лиц, допросив свидетеля, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на соответствующие категории, которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В силу ст.ст. 77, 78, 79 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), которые имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране); земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе коммерческими организациями.

Согласно ст. 43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено Земельным кодексом РФ, федеральными законами.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ одной из обязанностей собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков, является обязанность по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В силу ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. В указанный срок не включается срок освоения земельного участка, который не может составлять более чем два года. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы, для определения факта неиспользования земельного участка по назначению в течение установленного срока постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369 утвержден перечень признаков неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации.

Согласно Перечню неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Как следует из материалов дела, ДДММГГГГ межмуниципальным отделом по г. Буй, Буйскому и Сусанинскому районам Управления Росреестра по Костромской области проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Костромагазресурс», в ходе которой установлено, что у ООО «Костромагазресурс» на праве собственности имеется земельный участок с кадастровым номером площадью ***** кв.м., расположенный по адресу: (адрес)

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДДММГГГГ земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства.

В нарушение земельного законодательства участок с 2008 года не используется для сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельностью, что подтверждается зарастанием многолетними сорными растениями и кустарниками (высотой 2-3 м); полным отсутствием признаков сельскохозяйственного использования: посева сельскохозяйственных культур, сенокошения, выпаса скота, пожнивных остатков сельскохозяйственных культур; почвенный покров представлен дерниной, густо заросший травянистыми растениями.

Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом проверки, фотографиями с изображением земель, заросших сорной растительностью и кустарниками, предписанием, свидетельством о государственной регистрации права, кадастровым паспортом земельного участка, информацией ООО «Костромагазресурс» от 23.06.2015 о том, что юридическим лицом в целях устранения нарушений заключен договор на расчистку участка, а также договор безвозмездного срочного пользования участком от ДДММГГГГ с главой фермерского хозяйства, который обязался использовать участок для сельскохозяйственного производства.

Отраженные надзорным органом характеристики состояния земельного участка на момент проверки свидетельствуют о том, что юридическое лицо не использует земельный участок в качестве любого из видов сельскохозяйственных угодий, предусмотренных ст. 79 ЗК РФ.

То обстоятельство, что в протоколе и постановлении не указан процент закустаренности земельного участка, не свидетельствует о недоказанности факта правонарушения.

Как указывалось ранее, отсутствие признаков сельскохозяйственного использования установлено на всем участке.

Оснований не доверять специалистам в области земельного надзора у суда нет, какого-либо предвзятого, необъективного отношения к юридическому лицу с их стороны судья не усматривает. Усилия должностных лиц, осуществляющих земельный надзор, направлены на охрану земли, соблюдение их правового режима. Лицо, проводившее проверку, имеет высшее образование по специальности агрономия, агроэкология, землеустройство, биология (раздел 2 должностного регламента старшего государственного инспектора земельного надзора, л.д. 168-170).

Приложенные к жалобе фотографии подтверждают факт использования земельного участка для сенокошения в 2015 году и после выявления правонарушения.

Тот факт, что, по утверждению стороны защиты, в 2014 году на несколько месяцев земельный участок передавался в аренду фермерскому хозяйству для выпаса крупного рогатого скота, не опровергает установленных надзорным органом признаков неиспользования земельного участка в сельскохозяйственных целях и не освобождает юридическое лицо как собственника земельного участка от ответственности.

У юридического лица имелась возможность для соблюдения жилищного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры. При должной осмотрительности и заботливости требования нормативных правовых актов могли быть соблюдены.

Существенных нарушений процессуального закона, влекущих отмену постановления, при производстве по делу не допущено.

Доводы о том, что старший государственный инспектор Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям не был уполномочен составлять протокол об административном правонарушении, поскольку не вправе рассматривать дело, несостоятельны.

Согласно ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Отсюда следует, что какие конкретно должностные лица вправе рассматривать дела об административных правонарушениях для определения возможности составления протокола, значения не имеет.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор, государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и государственный земельный надзор (в отношении использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения), его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ.

Таким образом, старший государственный инспектор Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям является должностным лицом органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ, следовательно, вправе составлять протокол по такому делу.

Данные выводы согласуются с перечнем должностных лиц Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных управлений, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным приказом Россельхознадзора от 02.05.2012 № 220, должностным регламентом старшего государственного инспектора земельного надзора Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям от 12.11.2013.

В то же время суд считает заслуживающими внимание доводы о малозначительности правонарушения.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом каких-либо запретов на применение данной нормы в отношении ст. 8.8 Кодекс не содержит.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Несмотря на то, что состав правонарушения является формальным и угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо последствий, однако, как было указано, при определении малозначительности правонарушения данные обстоятельства должны учитываться.

Как пояснили представители Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям, жалоб на неиспользование земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства ООО «Костромагазресурс» надзорному органу со стороны органов власти, местного самоуправления, граждан и организаций не поступало. Юридическое лицо по требованию Управления устранило нарушение и привело земельный участок в надлежащее состояние.

Оценивая фактические обстоятельства дела, добровольное исполнение предписания об устранении допущенных нарушений, приведение земельного участка в надлежащее состояние, отсутствие отягчающих обстоятельств, негативных последствий судья считает, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава вмененного правонарушения, оно не причинило существенного вреда интересам общества и государства, поэтому совершенное правонарушение возможно признать малозначительным и освободить юридическое лицо от административной ответственности, ограничившись устным замечанием, которое не является наказанием, но служит мерой предупреждения совершения правонарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 2.9, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям от 02.07.2015, которым ООО «Костромагазресурс» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Костромагазресурс» прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения.

Объявить ООО «Костромагазресурс» устное замечание.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.

Судья                                                                                     А.В. Чудецкий

12-2/2016 (12-163/2015;)

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Другие
ООО "Костромагазресурс"
Суд
Костромской районный суд Костромской области
Судья
Чудецкий Алексей Владимирович
Статьи

8.8

Дело на странице суда
kostromskoy.kst.sudrf.ru
01.12.2015Материалы переданы в производство судье
22.12.2015Судебное заседание
14.01.2016Судебное заседание
22.01.2016Судебное заседание
25.01.2016Судебное заседание
03.02.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2016Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
25.01.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее