Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
01 февраля 2024 года г. Салехард
Салехардский городской суд в составе:
Председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.
при секретаре судебного заседания: Якуповой А.У.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело №2-28/2024 по исковому заявлению прокурора города Салехарда в интересах Безродной А.С., ФИО2, ФИО6, ФИО3, ФИО4 к администрации МО г. Салехард о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения на условиях договора социального найма взамен жилого помещения признанного авариными и подлежащим сносу
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Салехарда в интересах Безродной А.С., ФИО2, ФИО6, ФИО3, ФИО4 обратился с иском в суд к администрации МО г. Салехард о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения на условиях договора социального найма взамен жилого помещения признанного авариными и подлежащим сносу. В обоснование требований иска прокурор указал, что при проверке доводов обращения Безродной А.С. установлены нарушения требований жилищного законодательства, ущемляющие права заявителя и членов ее семьи. Квартира 12, расположенная в доме по адресу: <адрес>, площадью 12,9 кв.м. предоставлена Безродной А.С. и членам ее семьи администрацией МО г. Салехард на основании договора социального найма №-СН от <дата>. Безродная А.С. и члены ее семьи состоят на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в администрации МО г. Салехард с 27.04.1995 под №. Распоряжением администрации города Салехарда от <дата> №-р многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, срок расселения установлен на <дата>. В муниципальные и региональные программы по ремонту и переселению граждан, дом не включен, жилые помещения маневренного фонда жильцам не предоставлялись. Указанное состояние дома препятствует безопасной эксплуатации здания и создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в нём. С учетом изложенного, жилое помещение, в котором проживают Безродная А.С. и члены ее семьи, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния, в связи с чем, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен аварийного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений у администрации МО г. Салехард. Просит возложить на администрацию МО г.Салехард обязанность предоставить ФИО1 и членам ее семьи благоустроенное жилое помещение в г. Салехарде на основании договора социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 80 кв.м.
В судебном заседании помощник прокурора Румянцев Д.А. исковые требования поддержал в полном объеме, приведя доводы, изложенные в иске.
Грецюк Г.И. в судебном заседании поддержала требования прокурора.
Безродная А.С., ФИО3, будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика Соколов М.С., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения требований, поскольку предоставление во внеочередном порядке жилого помещения указанным гражданам нарушает права иных жильцов аварийного дома, срок расселения которого установлен до 30.06.2026 года.
Представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Фонда жилищного строительства ЯНАО, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Суд, выслушав доводы принимавших участие при рассмотрении дела сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В ходе проведения прокуратурой г.Салехарда по обращению Безродной А.С. проверки по соблюдению администрацией МО г. Салехард требований жилищного законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при расселении аварийного <адрес> в г.Салехарде установлено следующее: поддерживающие и противоаварийные мероприятия в указанном доме не проводились и не запланированы к их проведению. В муниципальные и региональные программы по ремонту и переселению граждан дом не включен, жилые помещения маневренного фонда жильцам не предоставлялись. Состояние дома препятствует безопасной эксплуатации здания и создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в нем поскольку фундамент, цокольное и чердачное перекрытия, несущие стены многоквартирного <адрес> находятся в недопустимом состоянии.
В соответствии с п.п.1, 8, 9 ч. 1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учёт муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно ч.2 ст.15 ЖК РФ жилое помещение должно быть пригодно для постоянного проживания граждан, т.е. отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно ч.1 ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Согласно ч.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.86-89 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Действующим законодательством предусмотрено как предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди в порядке п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, так и самостоятельный порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
В силу положений п.1 ч.2 ст.57, ч.2 ст.49 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма вне очереди предоставляются гражданам, которые признаны малоимущими и нуждающимися, а также жилые помещения которых, признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Иной порядок регламентирован ст.86 ЖК РФ в соответствии с которой, если дом, где находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с п.1, 8, 9 ч.1 ст.14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49).
Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
В ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).
В силу ч.2 ст. 28-5 Закона ЯНАО от 30.05.2005 № 36-3АО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» нанимателю, проживающему по договору социального найма в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, либо в жилом помещении в аварийном доме (далее - жилое помещение, непригодное для проживания), принятому по месту жительства на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, с его согласия предоставляется другое жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления, установленной органами местного самоуправления на территории данного муниципального образования в автономном округе, при условии, если в результате такого предоставления наниматель и члены его семьи утрачивают основания для признания нуждающимися в жилых помещениях.
При определении общей площади жилого помещения, в соответствии с настоящей частью, расчет нормы предоставления площади жилого помещения производится только на членов семьи, состоящих совместно с нанимателем, проживающим по договору социального найма в жилом помещении, непригодном для проживания, по месту жительства на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, с учетом положений части 7 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 13-1 настоящего Закона, но не менее площади, равнозначной ранее занимаемому жилому помещению, непригодному для проживания. Положения части 7 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 13-1 настоящего Закона подлежат применению, в том числе в отношении принадлежащих нанимателю, проживающему по договору социального найма в жилом помещении, непригодном для проживания, и членам его семьи иных жилых помещений, непригодных для проживания, а также сделок, совершенных с данными жилыми помещениями.
В случаях, установленных федеральным законом, при предоставлении нанимателю, проживающему по договору социального найма в жилом помещении, непригодном для проживания, с его согласия жилого помещения по договору социального найма, а также при предоставлении с его согласия жилого помещения в собственность в соответствии с настоящей частью в границах иного населенного пункта в автономном округе общая площадь предоставляемого жилого помещения определяется исходя из нормы предоставления, установленной на территории муниципального образования в автономном округе, в котором расположено жилое помещение, непригодное для проживания.
Согласно положений ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Городской Думы МО город Салехард от 15.11.2005 N 34 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими, а также нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" в г. Салехарде установлена учетная норма не менее 16 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - для семей, состоящих из двух и более человек.
Материалами дела установлено, что <адрес>, площадью 12,9 кв.м., расположенная в доме по адресу: <адрес> предоставлена Безродной А.С. и членам ее семьи администрацией МО г. Салехард на основании договора социального найма №-СН от 03.04.2009.
Прокуратурой города в <адрес> в г.Салехарде выявлены следующие нарушения: фундамент, цокольное и чердачное перекрытия, несущие стены многоквартирного дома находятся в недопустимом состоянии, что также установлено заключением МКУ «Финансовая дирекция городского хозяйства» от 24.10.2019 года №.
Распоряжением администрации города Салехарда от 13.12.2019 №-р многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, срок расселения установлен на 30.06.2026 года.
Согласно информации администрации МО г. Салехарда поддерживающие и противоаварийные мероприятия в <адрес> в г.Салехарда не проводились и не запланированы к проведению.
В муниципальные и региональные программы по ремонту и переселению граждан, дом не включен, жилые помещения маневренного фонда жильцам не предоставлялись.
Указанное состояние дома препятствует безопасной эксплуатации здания и создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в нём.
Согласно сведений администрации МО г. Салехард от <дата>, Безродная А.С. в составе семьи: ФИО2, ФИО6, ФИО3, ФИО4 состоят на учете граждан, вставших на учет нуждающихся в жилах помещениях до <дата>, с <дата> под №.
Определением суда по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой было поручено Бюро независимых экспертиз. Согласно заключения эксперта № от 06.10.2023 состояние ограждающих конструкций и инженерного оборудования жилого <адрес> и комнаты № не могут обеспечить требуемые параметры безопасного проживания СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» утв. Постановлением № от 28.01.2021 года главного государственного санитарного врача РФ в части невозможности обеспечения нормативной скорости воздуха, влажности, кратности вентиляции, составу воздуха, предотвращению развития микроорганизмов плесени и гнилостных процессов. Жилое помещение № по адресу: <адрес> № пригодным для проживания не является, так как: не отвечает требованиям предъявляемым к безопасному проживанию в жилых помещениях согласно ФЗ от 30.12.209 № 384-ФЗ (ред от 02.07.2013) «Технический паспорт о безопасности зданий и сооружений» и СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» утв. Постановлением № от 28.01.2021 года; жилое помещение находится в здании, основные несущие конструкции и инженерное оборудование которого находятся в недопустимом и аварийном состоянии. Существует угроза жизни и здоровью проживающих в комнате № из-за возможного падения острых, тяжелых падающих предметов элементов строительных конструкций <адрес>, из-за угрозы падения элементов конструкций перекрытий, из-за провалов в полах, поражением электротоком при протечках сверху, из-за невозможности для жильцов (в том числе для инвалидов-колясочников) безопасно пользоваться канализацией, общей кухней, при отсутствии вентиляции и развитии плесени в жилом помещении №, из-за протечки сетей и кровли сверху. Учитывая наличие несовершеннолетних детей у проживающих в комнате 12, требуется немедленное отселение.
Иных сведений о том, что на момент разрешения спора состояние жилого <адрес> в г. Салехарде поддерживается ответчиком в состоянии пригодном для проживания, не представлено.
Как видно из материалов дела, спорный дом признан аварийным и подлежащим сносу, техническим отчетом, заключением эксперта, установлена невозможность дальнейшей эксплуатации данного жилого дома и проживания в нем граждан ввиду недопустимого состояния всех конструкций дома.
Представленными доказательствами и материалами дела установлена угроза жизни и здоровью проживающих в спорном жилом помещении истцов, в связи с чем, требуется их немедленное отселение в другое жилое помещение.
Признание дома аварийным и подлежащим сносу, а также наличие угрозы для жизни и здоровья граждан свидетельствует о наличии у ответчика обязанности по отселению семьи истцов из аварийного дома в другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления в виду состояния на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, не ожидая срока отселения.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п.1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Согласно сведений из ЕГРН в собственности ФИО3 находится ? доля в общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 29 кв.м. Согласно сведений из ЕГРН у ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО4 в собственности жилых помещений не имеется.
Поскольку занимаемое нанимателем Безродной А.С. и членами ее семьи жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу, пребывание в занимаемом жилом помещении граждан признано опасным для их жизни и здоровья, то в силу приведённых выше положений норм жилищного законодательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении завяленных требований прокурора, поскольку при расчете нормы предоставляемого жилого помещения, его размер должен быть уменьшен на приходящуюся у ФИО3 в собственности жилого помещения, то есть на 14,5 кв.м., а потому Безродной А.С. и членам семьи во внеочередном порядке должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, и находящееся в черте <адрес>, общей площадью не менее 65,5 кв.м.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Салехарда в интересах Безродной А.С., ФИО2, ФИО6, ФИО3, ФИО4 к администрации МО г. Салехард о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения на условиях договора социального найма взамен жилого помещения признанного авариными и подлежащим сносу, удовлетворить частично.
Обязать Администрацию муниципального образования город Салехард предоставить во внеочередном порядке ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО3, ФИО4 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, и находящееся в черте города Салехарда, общей площадью не менее 65,5 кв.м.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Председательствующий К.В. Лисиенков