УИД 10MS0021-01-2022-000427-50
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
г. Костомукша 12 апреля 2022 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Манаенкова А.А., при секретаре судебного заседания Селецкой Е.Г., с участием помощника прокурора г.Костомукша Ушанова В.А., привлекаемого лица Булгакова Н.А., рассмотревв открытом судебном заседаниипротестпрокурора г.Костомукша на постановление мирового судьи судебного участка №2 г.Костомукша от 03.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.17 КоАП РФ, в отношении Булгакова Н.А.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №2 г.Костомукша РК от 03.03.2022 Булгаков Н.А. на основании ст.2.9 КоАП РФ, освобожден от административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.5.17 КоАП РФ ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения с объявлением ему устного замечания.
Прокурор г.Костомукша обратился с протестом на указанное постановление по тем основаниям, что обстоятельства дела не указывают на возможность применения положений о малозначительности к совершенному Булгаковым правонарушению. Просит суд постановление мирового судьи отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В судебном заседании прокурор Ушанов В.А. протест поддержал по изложенным в нем доводам.
Булгаков Н.А. просил постановление мирового судьи оставить без изменения и пояснил, что в связи с отказом ему в регистрации на участие в выборах в депутаты Костомукшского городского округа, он избирательную кампанию не вел, денежных поступлений на банковском счете не имел, поэтому сведений об источниках и размерах средств в избирательную комиссию предоставлять не должен.
Выслушав объяснения прокурора, доводы Булгакова Н.А., изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу п.п. 35 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под кандидатом понимается лицо, выдвинутое в установленном настоящим Федеральным законом, иным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.
По общему правилу, закрепленному в п. 2 ст. 33 Закона N 67-ФЗ, соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
Согласно п. 5 ст. 41 Закона N 67-ФЗ кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, которые связаны со статусом кандидата, за исключением обязанностей, предусмотренных п. 9 ст. 59 настоящего Федерального закона, с момента официального опубликования (обнародования) общих данных о результатах выборов, а при досрочном выбытии - с даты выбытия. Если соответствующая избирательная комиссия назначит на основании закона повторное голосование, кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения избирательной комиссией повторного голосования.
Пунктом 9 ст. 59 Закона N67-ФЗ предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд, фонд референдума и расходование этих средств.
Согласно п.2 ч.2 ст.46 Закона Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия» от 27.06.2003 № 683-ЗРК кандидаты, избирательные объединения обязаны предоставить в соответствующие избирательные комиссии муниципальных образований итоговый финансовый отчет - не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд и расходование этих средств.
В силу ч. 1 ст. 5.17 КоАП РФ не предоставление кандидатом, лицом, являвшимся кандидатом, лицом, избранным депутатом или на иную выборную должность, либо избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, кредитной организацией в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, кампании референдума, неполное предоставление в соответствии с законом таких сведений либо предоставление недостоверных отчета, сведений влечет наложение административного штрафа на кандидата, на лицо, являвшееся кандидатом, на лицо, избранное депутатом или на иную выборную должность, на уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, на должностное лицо кредитной организации в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов административного дела, прокуратурой г.Костомукша проведена проверка соблюдения Булгаковым Н.А. положений Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закона Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия» от 27.06.2003 № 683-ЗРК. По результатам проверки установлено, что решением Совета депутатов Костомукшского городского округа от 24.06.2021 № 593-СО/III назначены выборы депутатов Совета Костомукшского городского округа четвертого созыва на 19.09.2021.
30.07.2021 Булгаков Н.А. уведомил территориальную избирательную комиссию г.Костомукша о своем выдвижении кандидатом в депутаты Совета Костомукшского городского округа четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 18 и в этот же день открыл избирательный счет в структурном подразделении № 8628/01847 ПАО Сбербанк России по адресу: 186930, Республика Карелия, г.Костомукша, ул.Калевала, д.14.
Решением территориальной избирательной комиссии г. Костомукша от 10.08.2021 Булгакову Н.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета Костомукшского городского округа четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №18. Результаты выборов Совета Костомукшского городского округа четвертого созыва официально опубликованы в газете "Новости Костомукши" от 23.09.2021 № 36 (2945).
В нарушение требований п. 9 ст. 59 Закона N 67-ФЗ, п.2 ч.2 ст.46 Закона Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия» от 27.06.2003 № 683-ЗРК Булгаков Н.А. в установленный законом срок итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда в территориальную избирательную комиссию г. Костомукша не представил.
В связи с указанными обстоятельствами в отношении Булгакова Н.А. прокурором г.Костомукша 07.02.2022 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Мировой судья, рассмотрев дело об административном правонарушении и оценив представленные в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, отразил событие правонарушения, квалификацию правонарушения, пришел к выводу о виновности Булгакова Н.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.17 КоАП РФ, однако принял решение об освобождении Булгакова от административной ответственности в виду малозначительности совершенного административного правонарушения, мотивируя это отсутствием в его действиях признаков существенной угрозы общественным отношениям.
Однако выводы мирового судьи о наличии оснований для освобождения Булгакова Н.А. от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения нельзя признать обоснованными.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Суд считает, что имеющиеся в настоящем случае обстоятельства не указывают на наличие оснований для освобождения Булгакова Н.А. от создания избирательного фонда и, соответственно, от предоставления итогового финансового отчета в избирательную комиссию муниципального образования, поскольку именно для формирования избирательного фонда им был открыт специальный избирательный счет.
Булгаков Н.А., получив в соответствии с положениями статьи 2, 33 Закона N 67-ФЗ статус кандидата после подачи заявления о согласии баллотироваться и после отказа в регистрации не утратил возложенной на него законом обязанности предоставить итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. При таких обстоятельствах суждения Булгакова о том, что на момент выявления административного правонарушения ему отказано в регистрации кандидатом, он кандидатом не являлся, правового значения не имеют и на юридическую квалификацию его действий (бездействия) не влияют и не указывают на наличие оснований для освобождения Булкакова от выполнения возложенной на него законом обязанности - предоставления итоговых финансовых отчетов в Территориальную избирательную комиссию.
Имеющиеся в настоящем случае обстоятельства дела не указывают на возможность применения положений о малозначительности к рассматриваемой ситуации. Фактическое отсутствие у кандидата ведения избирательной кампании, затрат, перечислений и движения по счету, с учетом характера административного правонарушения и обстоятельств дела, не свидетельствуют о его малозначительном характере. При этом учитывая формальный состав правонарушения, закон не требует наступление каких-либо последствий от содеянного, поэтому ссылка мирового судьи на отсутствие вреда и угрозы охраняемым законам интересам государства не является юридически значимым условием для применения положений ст.2.9 КоАП РФ. Приведенные же в постановлении доводы о том, что Булгаков Н.А. ранее к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах не привлекался, относятся к данным, характеризующим его личность, а потому, с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", не является обстоятельством, характеризующим малозначительность правонарушения.
Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ определено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Допущенное мировым судьей по итогу рассмотрения административного дела нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, имеет фундаментальный, принципиальный характер, поскольку повлияло на исход рассматриваемого дела. При указанных обстоятельствах, опротестованное прокурором постановление мирового судьи нельзя признать законным и оно подлежит отмене.
Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, посягающие на права граждан, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек, постановление мирового судьи подлежит отмене, с возвращением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Протест прокурора города Костомукша удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка №2 г.Костомукша Республики Карелия от 03.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.17 КоАП РФ в отношении Булгакова Н.А., отменить, дело возвратить мировому судье судебного участка № 2 г.Костомукша на новое рассмотрение.
Решение вступает в законную силу с момента его оглашения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г.Санкт-Петербург, ул.Садовая д.26).
Судья А.А. Манаенков