Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-1388/2021 от 11.11.2021

Судья Соколова В.И. дело № 21-1388/2021

(№ 12-363/2021)

РЕШЕНИЕ

20 декабря 2021 года г. Симферополь

Судья Верховного суда Республики Крым Шидакова О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Злоказова Евгения Владимировича на постановление старшего государственного инспектора Республики Крым, начальника управления экологического надзора Южно-Крымского региона Балюка И.А. от 18 мая 2021 года № 015138/0785, решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 8 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 4.2 Закона Республики Крым от 25 июня 2015 года № 117-ЗРК «Об административных правонарушениях в Республике Крым», в отношении Злоказова Евгения Владимировича,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Республики Крым, начальника управления экологического надзора Южно-Крымского региона Балюка И.А. от 18 мая 2021 года № 015138/0785, оставленным без изменения решением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 8 сентября 2021 года, Злоказов Е.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 4.2 Закона Республики Крым от 25 июня 2015 года № 117-ЗРК «Об административных правонарушениях в Республике Крым», и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1200 рублей.

Не согласившись с принятыми по делу актами, Злоказов Е.В. обратился в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит отменить постановление должностного лица административного органа и решение судьи городского суда как незаконные и необоснованные, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Злоказов Е.В., будучи извещенным о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, с заявлением об отложении слушания дела не обращался, явку защитника не обеспечил, в связи с чем в порядке статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.

Изучив материалы дела по жалобе, дело об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со статьёй 20 Закона Республики Крым от 25 декабря 2014 года № 50-ЗРК «О растительном мире» физические и юридические лица в соответствии с действующим законодательством обязаны: 1) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, не допускать незаконных деяний, способных привести к их повреждению или уничтожению; 2) производить комплекс мероприятий по уходу за зелеными насаждениями на предоставленных им земельных участках; 3) при осуществлении строительства, связанного с нарушением почвенного покрова (кроме работ аварийного характера), снимать и хранить плодородный слой почвы для его дальнейшего использования, а также восстанавливать за свой счет зеленые насаждения; 4) соблюдать иные требования, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым (часть 1).

В случае необходимости удаления (сноса, уничтожения) зеленых насаждений, расположенных на земельных участках, переданных с зелеными насаждениями в собственность (пользование) граждан либо юридических лиц из земель, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, такие лица обязаны получить в соответствии с действующим законодательством разрешительный документ от исполнительного органа государственной власти Республики Крым в области экологии и природопользования или соответствующих органов местного самоуправления и оплатить компенсационную и/или восстановительную стоимость удаленных (снесенных, уничтоженных) зеленых насаждений.

Порядок удаления (сноса, уничтожения) зеленых насаждений (за исключением городских лесов) на землях, находящихся в собственности Республики Крым, устанавливается Советом министров Республики Крым (часть 2).

Пунктом 5 Порядка удаления (сноса, уничтожения) зеленых насаждений за исключением городских лесов) на землях, находящихся в собственности Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 25 августа 2015 года № 496 (далее - Порядок) установлено, что удаление (снос, уничтожение), а также пересадка зеленых насаждений в случаях, предусмотренных настоящим Порядком, осуществляется на основании разрешения, выданного Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - исполнительный орган государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования).

Согласно требованиям части 1 статьи 4.2 Закона Республики Крым от 25 июня 2015 года № 117-ЗРК «Об административных правонарушениях в Республике Крым» незаконное повреждение, удаление (снос, уничтожение) зеленых насаждений на землях, находящихся в собственности Республики Крым, без разрешения, выдаваемого исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей.

Из протокола об административном правонарушении от 11 мая 2021 года № 015138 следует, что 26 марта 2021 года, в 11 ч. 35 мин., сотрудниками Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым проведено рейдовое обследование территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которого установлено, что Злоказов Е.В., являющийся собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, границы которого в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены, 26 марта 2021 года с 09 ч. 30 мин. до 11 ч. 35 мин. осуществлял на данном земельном участке мероприятия по рубке сырорастущих зеленых насаждений вида ясень узколистный в количестве 25 экземпляров до прекращения степени их роста в отсутствие соответствующей разрешительной документации.

Также в данном протоколе указано, что земельному участку, на котором выявлен факт уничтожения Злоказовым Е.В. зеленых насаждений, присвоен кадастровый номер , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, при этом данный земельный участок является собственностью Республики Крым и находится в пользовании АО «ПАО «Массандра» на основании договора аренды, следовательно, в данном случае Злоказовым Е.В. нарушены требования статьи 20 Закона Республики Крым от 10 ноября 2014 года № 50-ЗРК/2015 «О растительном мире».

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом административного органа 18 мая 2021 года постановления № 015138/0785 о привлечении Злоказова Е.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 4.2 Закона Республики Крым от 25 июня 2015 года № 117-ЗРК «Об административных правонарушениях в Республике Крым».

Судья городского суда по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении пришел к выводу, что административным органом доказано наличие в действиях Злоказова Е.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 4.2 Закона Республики Крым от 25 июня 2015 года № 117-ЗРК «Об административных правонарушениях в Республике Крым», в связи с чем постановление должностного лица является законным и обоснованным.

Вместе с тем с состоявшимися по делу актами согласиться нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Исходя из правил частей 2 и 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях бремя доказывания наличия безусловных оснований к принятию решения о применении мер административной ответственности возлагается на должностных лиц уполномоченных государственных органов.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).

Статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Вместе с тем вышеприведенные требования действующего законодательства при рассмотрении дела должностным лицом административного органа, вынесшим постановление по делу, учтены не были, а также судьёй городского суда были оставлены без внимания.

Исходя из диспозиции части 1 статьи 4.2 Закона Республики Крым от 25 июня 2015 года № 117-ЗРК «Об административных правонарушениях в Республике Крым» одним из обязательных условий наступления ответственности по данному составу является установление факта нахождения поврежденных, удаленных (снесенных, уничтоженных) зеленых насаждений именно на землях, находящихся в собственности Республики Крым.

Событие административного правонарушения характеризует его внешнее проявление и состоит из деяния (действия или бездействия), предусмотренного Особенной частью Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях либо законами субъектов Российской Федерации, посягающего на охраняемые действующим административным законодательством общественные отношения, наступивших в его результате негативных (вредных) последствий и причинно-следственной связи между ними.

Элементами события административного правонарушения признаются место, время, способ и другие обстоятельства совершения правонарушения.

При исследовании обстоятельств административного правонарушения необходимо выяснять: охраняются ли мерами административной ответственности в данном конкретном случае общественные отношения, на которые совершено посягательство; имело ли место в определенный период времени действие, нарушающее правовые запреты, либо бездействие, нарушающее правовые предписания; по какой статье или статьям законодательства об административных правонарушениях квалифицируется совершенное деяние.

Из материалов дела следует, что согласно данным публичной кадастровой карты граница земельного участка с кадастровым номером 90:25:060201:507, назначение земельного участка - индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: <адрес>, собственниками по 1/3 доли которого являются Злоказов Е.В., ФИО4 и ФИО5, не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, описание границ данного земельного участка на местности в кадастре отсутствует.

Должностное лицо административного органа, привлекая Злоказова Е.В. к административной ответственности, сослалось в постановлении на тот факт, что земельный участок, на котором Злоказовым Е.В. осуществлялась рубка зеленых насаждений, фактически расположен в границах земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 90:25:060701:50/1, находящегося в собственности Республики Крым и переданного в пользование АО «ПАО «Массандра» на основании договора аренды. Судья городского суда с такими выводами согласился.

Вместе с тем какие-либо достоверные доказательства того, что земельный участок с кадастровым номером , на котором Злоказовым Е.В. осуществлялась рубка зеленых насаждений, находится в границах земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым и в пользовании АО «ПАО «Массандра» (кад. №, ), в материалах дела отсутствуют.

Из материалов дела также следует, что находящийся в пользовании АО «ПАО «Массандра» земельный участок с кадастровым номером , границы которого установлены на местности, является составной частью многоконтурного земельного участка с кадастровым номером , при этом данные земельные участки находятся в кадастровом квартале , тогда как земельный участок, принадлежащий Злоказову Е.В., расположен в кадастровом квартале , при этом указанные земельные участки имеют различное целевое назначение и различную привязку к адресам.

Так, земельные участки, находящиеся в собственности Республики Крым и предоставленные АО «ПАО «Массандра» в пользование по договору аренды от 15 октября 2020 года № 2374н/25-2020/599-РФ, зарегистрированному в ЕГРН 23 октября 2020 года, имеют адрес: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - сельскохозяйственное использование.

Земельному участку, 1/3 доли которого принадлежит Злоказову Е.В., присвоен адрес: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство.

Кроме того, Злоказовым Е.В. в жалобе указано, что в настоящее время имеется спор по установлению границ земельных участков с кадастровыми номерами и , поскольку их границы налагаются друг на друга.

Таким образом, материалы дела не содержат в себе достоверных доказательств, подтверждающих, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (), находится в границах многоконтурного земельного участка по адресу: Республика Крым, пгт.Ливадия, г.Ялта (), в связи с чем сделать однозначный вывод о том, что Злоказовым Е.В. осуществлялась вырубка зеленых насаждений, произрастающих на территории земельного участка, являющегося собственностью Республики Крым, невозможно, следовательно, в данном случае наличие самого события административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 4.2 Закона Республики Крым от 25 июня 2015 года № 117-ЗРК «Об административных правонарушениях в Республике Крым», административным органом не доказано.

Вышеуказанные обстоятельства судьёй городского суда учтены не были и правильной правовой оценки не получили, какие-либо экспертные исследования по данным вопросам не проводились, а имеющиеся по делу противоречия и неясности устранены не были.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Пунктом 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

При таких обстоятельствах принятые в отношении Злоказова Е.В. по настоящему делу акты подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Крым

решил:

постановление старшего государственного инспектора Республики Крым, начальника управления экологического надзора Южно-Крымского региона Балюка И.А. от 18 мая 2021 года № 015138/0785, решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 8 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 4.2 Закона Республики Крым от 25 июня 2015 года № 117-ЗРК «Об административных правонарушениях в Республике Крым», в отношении Злоказова Евгения Владимировича отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья О.А. Шидакова

21-1388/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Злоказов Евгений Владимирович
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Шидакова Оксана Арсеновна
Дело на странице суда
vs--krm.sudrf.ru
11.11.2021Материалы переданы в производство судье
06.12.2021Судебное заседание
20.12.2021Судебное заседание
23.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2021Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее