УИД 35MS0№-30
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> 19 июля 2023 года
Кичменгско-Городецкий районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Шемякиной Р.В.,
при секретаре ФИО8,
с участием представителя истца, по доверенности ФИО9, ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Северная сбытовая компания» к ФИО2, наследникам ФИО5 о взыскании задолженности по потребленной электрической энергии,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Северная сбытовая компания" (ООО "ССК") обратилось в суд с иском к собственникам в 1/2 доле жилых помещений по адресу: <адрес> проспект <адрес>. 17,18 – ФИО2 и наследФИО6 Б.С. о взыскании задолженности по оплате за потребленную энергию на общедомовые нужды по лицевому счету № за период с января 2019 года по сентябрь 2022 года в размере 2684,38 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 904,23 рублей, а всего 3588,61 рублей и расходов по оплате государственной пошлины в размере 400,00 рублей.
Определением мирового судьи <адрес> по судебному участку № от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФИО3, действующая за себя и от имени малолетних детей: ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - наследники ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечена в качестве третьего лица без самостоятельных требований на стороне ответчика администрация Великоустюгского муниципального округа <адрес>.
Уточнив ДД.ММ.ГГГГ исковые требования в порядке статьи 39 ГПК РФ, истец просил взыскать с ответчиков: ФИО2 и ФИО3 – с каждой задолженность по оплате ОДН за период с января 2019 года по сентябрь 2022 года в размере 1342,19 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (с учетом введенного моратория) в размере 2,77 рублей, а всего 1 344,96 рублей и расходов по оплате государственной пошлины в размере 400,00 рублей.
Представитель истца, по доверенности ФИО9, иск поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнил, что срок исковой давности с учетом обращения с заявлениями о выдаче судебных приказов не истек. Ранее по учетам за ответчиками значилась <адрес>, затем адрес приведен в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, номер лицевого счета не изменился, площадь помещений <адрес>,18 – одна и та же.
Ответчик ФИО3 в судебном заседании с иск не признала, ссылаясь на то, что в 2015 года в квартире произошел пожар и с тех пор в квартире никто не проживает. Супруг ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ до дня смерти был зарегистрирован в <адрес>. Заявляет о пропуске истцом срока исковой давности.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, судебная повестка, направленная ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства: <адрес>, пер. Рабочий <адрес>, обл. Волгоградская, поступившая в почтовое отделение ДД.ММ.ГГГГ, возвращена отправителю ДД.ММ.ГГГГ с отметкой «истек срок хранения». Ответчик считается надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения иска. Согласно возражениям на исковое заявление (л.д.204) ФИО2 иск не признает, ссылаясь на пропуск истцом срока исковой давности и на то, что в настоящее время не является собственником жилого помещения, которое передала в муниципальную собственность <адрес>. Обращает внимание, что в 2015 году в квартире произошел пожар, после которого она стала не пригодной для проживания. С даты пожара в квартире никто не проживал, электроэнергию не потреблял.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований, администрации Великоустюгского муниципального округа <адрес> в судебное заседание не явился, судебную повестку получил ДД.ММ.ГГГГ, просил о рассмотрении иска в отсутствие представителя. В отзыве на исковое заявление указал, что квартира выморочным имуществом не является.
Заслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
На основании статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за электроснабжение.
В статье 157 ЖК РФ установлено, что плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленной электрической энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил N 307, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил N 307, то есть по нормативу потребления (абзац 2 пункта 7 Правил N 307).
В пункте 22 Правил N 307 установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Материалами дела установлено, что собственниками жилых помещений по адресам: <адрес>. 17, площадью 16,6 кв.м., <адрес>. 18, площадью 16,2 кв.м. являлись в 1/2 доле ФИО5 в период с ДД.ММ.ГГГГ до дня смерти, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ доля ФИО2 передана в собственность Великоустюгского муниципального округа <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.39-40,167-170).
Согласно ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с положениями статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ч.ч.1, 2, 3 ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось.
В силу статьи 1153 ГК РФ, принятие наследства возможно двумя способами: либо путем подачи нотариусу по месту открытия наследства заявления о принятии наследства, либо путем фактического принятия наследства, о котором свидетельствовало бы совершение наследником определенных действий, указанных в пункте 2 статьи 1153 ГК РФ.
Согласно ч. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник имущества несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает у собственника с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ). Момент возникновения права собственности определяется правилами Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 8.1, статьи 218, 219, 223, пункт 4 статьи 1152 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 1175 Гражданского кодекса РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323).
Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
В силу пункта 3 настоящей статьи кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности, установленных для соответствующих требований.
Таким образом, как следует из смысла указанных норм, наследник, принявший наследство и не отказавшийся от него в течение срока, установленного для принятия наследства, считается собственником этого имущества с момента открытия наследства независимо от времени получения свидетельства о праве на наследство и момента государственной регистрации права собственности на наследственное имущество и отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости наследственного имущества.
Из наследственного дела к имуществу ФИО5 №, находящегося в производстве нотариуса по Кичменгско-Городецкому нотариальному округу, следует, что его наследниками по закону в 1/4 доле каждый являются: жена ФИО3, дочь ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находившаяся на его иждивении (82-118).
Из материалов наследственного дела следует, что наследникам выданы свидетельства о праве на наследство по закону на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на квартиру с кадастровым номером 35:17:0102018:176 по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью на момент открытия наследства 669339,95 рублей, соответственно 1/2 доля – 334 669,98 рублей; прав и обязанностей по договору аренду земельного участка с кадастровым номером 35:17:0102018:8 площадью 743 кв.м., расположенного по этому же адресу, кадастровой стоимостью 133757,4 рублей, соответственно 1/2 доля – 66878,70 рублей; а всего стоимость наследственного имущества составляет 401548,68 рублей, что превышает размер долга наследодателя.
Сторонами рыночная стоимость наследственного имущества не оспаривалась, ходатайства о проведении товароведческой экспертизы наследственного имущества не заявлялись.
Несмотря на то, что ответчиком ФИО3 не получены свидетельства о праве на наследство на жилое помещение по адресу: <адрес>. 17,18, в силу ч. 4 ст. 1152 ГК РФ указанное помещение считается принадлежащим ей и её детям с момента открытия наследства и в силу пункта 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ на них возложена обязанность несения расходов по коммунальным услугам.
Сторонами не оспаривается, что управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>, осуществляется общим собранием собственников жилых помещений. Товарищество собственников жилья или управляющая компания отсутствуют.
Как следует из лицевого счета № на адрес: 162341 <адрес> проспект <адрес>.17-18, который ранее был оформлен на <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имеется задолженность по электроэнергии на ОДН в размере 2684, 38 рублей, на которую начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5,54 рублей (л.д.4-8).
Расчет задолженности и пени ответчиками не оспорен, судом проверен, является арифметически верным.
При определении размера задолженности, подлежащего взысканию с каждого из ответчиков, суд исходит из нижеследующего.
Поскольку право собственности на жилые помещения в спорный период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принадлежали ФИО2 и ФИО5, а после его смерти его наследникам в 1/2 доле, соответственно задолженность надлежит взыскать с каждого из ответчиков пропорционально доле в праве собственности на жилые помещения, то есть по 1/2 доле с каждого.
Истец также просит взыскать сумму пени, при разрешении этой части иска, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм, за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
Учитывая, что истцом предъявлены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, размер пени составляет 5,54 рублей и дальнейшему снижению в соответствии со ст. 333 ГК РФ не подлежит.
Доводы ответчиков ФИО2 и ФИО3 о том, что жилые помещения, начиная 2015 года не использовались по назначению и ввиду пожара стали не пригодны, судом не принимаются, поскольку в соответствии с п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт.
Ответчиками ФИО2 и ФИО3 заявлено о пропуске срока исковой давности по заявленным требованиями о взыскании задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении платежей за период с 2019 и 2020 годы основан на неверном толковании ст. 200 ГК РФ.
Как разъяснено в п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", к спорам, связанным с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, применяется общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (ст. 196, ст. 200 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 204 ГК РФ срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, по осуществляется судебная защита нарушенного права.
ООО «ССК» ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах срока исковой давности, обратилось к мировому судье <адрес> по судебному участку № с заявлением о вынесении судебного приказа, который определениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ отменен по заявлению ФИО5 и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в суд с исковым заявлением. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено в связи со смертью ФИО5 С настоящим исковым заявлением истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ. С учетом перерывов в сроке в течении срока исковой давности срок исковой давности по требованиям о задолженности ФИО5 за январь 2019 года истекал ДД.ММ.ГГГГ, у ФИО2 истекает ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о том, что срок исковой давности по заявленным требованиям истцом не пропущен.
Переход права собственности на 1/2 долю в жилом помещении от ФИО2 в муниципальную собственность Великоустюгского муниципального округа, правового значения не имеет. По общему правилу новый собственник квартиры не отвечает по долгам предыдущего, поскольку обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, за исключением взносов на капитальный ремонт, лежит на каждом собственнике (ст. 210 ГК РФ).
На основании выше изложенного исковые требования ООО «ССК» подлежат полному удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
С ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ в размере 400,00 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск общества с ограниченной ответственностью «Северная сбытовая компания» удовлетворить полностью.
Взыскать с ФИО2 (ИНН 352605665727) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Северная сбытовая компания» (ИНН 7736317095) задолженность по оплате электрической энергии на общедомовые нужды за период с января 2019 года по сентябрь 2022 года в размере 1342,19 рублей, пени в размере 2,77 рублей, а всего 1344,96 рублей (одна тысяча триста сорок четыре рубля 96 копеек), а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 200,00 рублей (двести рублей).
Взыскать с наследников ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ, - ФИО3 (паспорт 19 18 №, выдан УМВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, к.п. 350-017), действующей за себя и как законного представителя несовершеннолетних ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Северная сбытовая компания» (ИНН 7736317095) задолженность по оплате электрической энергии на общедомовые нужды за период с января 2019 года по сентябрь 2022 года в размере 1342,19 рублей, пени в размере 2,77 рублей, а всего 1344,96 рублей (одна тысяча триста сорок четыре рубля 96 копеек), а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 200,00 рублей (двести рублей).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Кичменгско-Городецкий районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья - Р.В.Шемякина