?Дело № 12 - 401 / 2022
РЕШЕНИЕ
07 сентября 2022 года г. Стерлитамак РБ
Судья Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан Биккинина Т.А., с участием старшего помощника прокурора г. Стерлитамак Касаткиной Л.Р.,
рассмотрев протест заместителя военного прокурора Уфимского гарнизона ФИО. на постановление начальника отделения ППГВС военного комиссара <адрес> и <адрес> Республики Башкортостан ФИО1. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.21.6 КоАП РФ в отношении ФИО2.,
Установил:
Постановлением начальника отделения подготовки, призыва граждан на военную службу Военного комиссариата <адрес> и <адрес> Республики Башкортостан ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2. привлечен к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.21.6 КоАП РФ, а именно, за уклонение от медицинского обследования.
Не согласившись с фактом привлечения к административной ответственности ФИО2 заместитель военного прокурора Уфимского гарнизона ФИО. обратился с протестом на вышеуказанное постановление, в котором просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение должностному лицу, поскольку в протоколе об административном правонарушении отсутствуют сведения о месте совершения административного правонарушения, постановление не содержит обстоятельств совершения административного правонарушения (событие правонарушения), не указано местонахождение (адрес) и наименование медицинского учреждения, в который должен был явиться призывник, медицинское обследование по направлению призывной комиссии. Аналогичным образом в постановлении фактически не указанно конкретное место совершения административного правонарушения, не указано местонахождение (адрес) и наименование медицинского учреждения, в котором призывник должен был пройти медицинское обследование, а лишь указано о не прибытии на медицинское обследование по направлению призывной комиссии в установленный срок на ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того отсутствуют сведения о реквизитах и датах вручения соответствующих повесток, доказательства о надлежащем уведомлении ФИО2. о времени и месте явки для прохождения медицинского обследования по направлению призывной комиссии, не дана оценка причинам не явки, в том числе правомерности действий работодателя. Отсутствуют данные об извещении ФИО2. о времени и месте составления протокола, а также рассмотрения дела. При назначении вида и размера административного наказания не учтены характер и причины совершенного правонарушения, личность виновного, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность, кроме того, оно не мотивировано.
В судебное заседание ФИО2 должностное лицо начальник отделения ППГВС военного комиссара <адрес> и <адрес> Республики Башкортостан ФИО1. надлежаще уведомленные о месте и времени судебного заседания, не явились, представили ходатайство о рассмотрении дела без участия должностного лица, вынесшего постановление.
В судебном заседании старший помощник прокурора Касаткина Л.Р. настаивала на незаконности вынесенного постановления в соответствии с доводами протеста.
Решая вопрос о рассмотрении дела в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, проверив законность принятого постановления по делу об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ орган или должностное лицо возбудившие дело об административном правонарушении, обязаны обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении, а также иных участников производства по делу, в целях обеспечения им возможности ознакомления с протоколом и другими материалами, предоставления возможности дачи объяснений и замечаний по содержанию протокола и реализации других гарантий защиты прав, предусмотренных данной статьей КоАП РФ, путем извещения этих лиц о времени и месте составления названного протокола.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в п.4 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Обстоятельства, установленные при рассмотрении дела на основе имеющихся доказательств, согласно п.4 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ отражаются в постановлении по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным, т.е. в нем должны быть указаны все обстоятельства, установленные при его рассмотрении.
Следовательно, доказанность изложенного в протоколе события правонарушения, оценка доказательств, наличие в действиях лица состава административного правонарушения подлежит установлению в ходе рассмотрения дела.
Статьей 21.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии.
Характер указанной нормы является бланкетным, при истолковании которой следует обращаться к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» ст. 5.1 установлено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
ДД.ММ.ГГГГ помощником начальника отделения подготовки, призыва граждан на военную службу
ФИО3. составлен протокол об административном правонарушении №/ОП в отношении ФИО2 в котором указано, что ФИО2 не прошел медицинское обследование по направлению призывной комиссии в установленный срок на ДД.ММ.ГГГГ, и в этот же день начальником отделения подготовки, призыва граждан на военную службу Военного комиссариата <адрес> и <адрес> Республики Башкортостан ФИО1. вынесено постановление о назначении ФИО2. административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 21.6 КоАП РФ.
Однако в предоставленных документах отсутствуют сведения об уклонении ФИО2. от медицинского обследования.
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении №/ОП от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение указанных норм закона, отсутствуют сведения о месте совершения административного правонарушения, обстоятельства совершения административного правонарушения, не указано местонахождение (адрес) и наименование медицинского учреждения, в который должен был явиться призывник, медицинское обследование по направлению призывной комиссии, постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ не содержит обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, а также указанные процессуальные документы не содержат указание на норму закона, устанавливающую обязанность явки в военный комиссариат, не указано каким лицом является ФИО2 и цель его освидетельствования или обследования в соответствии с диспозицией ст. 21.6 КоАП РФ.
В постановлении также фактически отсутствуют сведения о реквизитах и датах вручения соответствующих повесток, направлений гражданину, иная информация (доказательства) о надлежащем уведомлении ФИО2. о времени и месте явки для порождения медицинского обследования по направлению призывной комиссии, не дана оценка причинам неявки, в том числе правомерности действий работодателя.
Вместе с тем, место совершения правонарушения является существенным, в том числе для разрешения вопроса о подведомственности и подсудности дела об административном правонарушении.
Более того, данные о выполнении должностными лицами требований ч.2 ст.25.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и заблаговременном извещении ФИО2 о времени и месте составления протокола, а также рассмотрения дела любым предусмотренным законом способом в материалах дела отсутствуют; при составлении протокола тут же объявлено о рассмотрении дела в тот же день, о чем заполнена графа «уведомление» протокола, что является существенным нарушением процедуры привлечения лица к административной ответственности, лишающим объективной возможности последнего на защиту своих интересов путем представления объяснения и защиты своей позиции.
При решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания должным образом не учтены характер и причины совершенного правонарушения, личность виновного, - физического лица, не имеющего заработка; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; сделан вывод о необходимости применения в отношении ФИО2., впервые совершившего административное правонарушение и не имеющего официального дохода (заработка), наиболее строго вида и размера административного наказания в виде административного штрафа.
Согласно ч.2 ст.23.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации рассматривать дела об административных правонарушениях от имени военных комиссариатов вправе военные комиссары, военные комиссары муниципальных образований, начальники отделений военных комиссариатов муниципальных образований.
В соответствии с ч.1 ст.28.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса в пределах компетенции соответствующего органа.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи (ч.3 ст.28.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).
В соответствии с Методическими рекомендациями о порядке привлечения физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности за нарушения в области воинского учета, утвержденных приказом военного комиссариата Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №, протоколы уполномочены составлять военные комиссары муниципальных образований, а их оформление возлагается на должностных лиц военных комиссариатов (муниципальных), допущенных до данной работы приказами военных комиссаров (муниципальных).
Вместе с тем, в силу вышеприведенным требований законодательства, в материалы дела не представлено доказательств наделения помощника начальника отделения подготовки, призыва граждан на военную службу ФИО3 правом на рассмотрение дел об административных правонарушениях и на составление протоколов об административных правонарушений.
В связи с чем, поставленный протокол об административном правонарушении в отношении ФИО2 не соответствует требованиям закона.
Однако при вынесении оспариваемого постановления начальником отделения подготовки, призыва граждан на военную службу Военного Комиссариата <адрес> и <адрес> РБ ФИО1. не были учтены положения указанных выше правовых норм.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении начальником отделения подготовки, призыва граждан на военную службу Военного Комиссариата <адрес> и <адрес> РБ ФИО1 допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело, в связи с чем, постановление начальника отделения подготовки, призыва граждан на военную службу Военного Комиссариата <адрес> и <адрес> РБ ФИО1 нельзя признать законным и обоснованным.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, суд считает необходимым постановление начальника отделения подготовки, призыва граждан на военную службу Военного Комиссариата <адрес> и <адрес> РБ ФИО1. отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
протест заместителя военного прокурора Уфимского гарнизона ФИО на постановление начальника отделения ППГВС военного комиссара <адрес> и <адрес> Республики Башкортостан ФИО1. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.21.6 КоАП РФ, в отношении ФИО2 – удовлетворить.
Постановление начальника отделения ППГВС военного комиссара <адрес> и <адрес> Республики Башкортостан ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.21.6 КоАП РФ, в отношении ФИО2., – отменить,
Дело возвратить на новое рассмотрение в Военный Комиссариат <адрес> и <адрес> Республики Башкортостан.
Решение может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.12 Кодекса РФ об АП в Верховный Суд Республики Башкортостан.
Судья: (подпись) Т.А. Биккинина
Копия верна. Судья: Т.А. Биккинина