2-811/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Бабушкин 17 августа 2023 года
Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Дмитриева А.Ю., с участием истца – Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Кошелева А.Е., при помощнике судьи Орловой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации муниципального образования сельское поселение «Выдринское» о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, признании недействительным образования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Иск обоснован тем, что проверкой установлено неправомерное возникновение права муниципальной собственности на земельный участок, пересекающий акваторию озера Байкал.
Спорный земельный участок с кадастровым номером №, площадью 980+-11 кв. метров, расположен по адресу: <адрес>. Категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для производственных целей.
Государственный кадастровый учет указанного земельного участка осуществлен 15.04.2022 г., в отношении него зарегистрировано право собственности муниципального образования сельское поселение «Выдринское».
Постановка земельного участка на государственный кадастровый учет произведена на основании заявления Жигуленко Н.М. в лице Агаева Д.С. о постановке участка на данный учет и межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка c кадастровым номером №.
Земельный участок с кадастровым номером № образован из земельного участка с номером №, государственный кадастровый учет осуществлен 09.03.2006. В отношении участка № зарегистрировано право собственности ООО «Астор» в период с 21.04.2006 по 17.05.2007; Герасимова А.В., Кузнецова А.А., Писаревой О.В. по 1/3 доле в период с 17.05.2007 по 25.03.2022; Жигуленко Н.М. с 25.03.2022 по 15.04.2022. Снят с государственного кадастрового учета 15.04.2022 в связи с разделом на 2 земельных участка с номерами № и №.
B свою очередь, земельный участок с кадастровым номером № образован из земельного участка с номером №, он поставлен на государственный кадастровый учет 09.03.2006. В отношении рассматриваемого участка зарегистрировано право общей долевой собственности Бабинцева С.П., (34/100 доли), Белана А.Л. (33/100 доли), Тумашева С.Н. (33/100 доли) в период с 15.08.2005 по 21.04.2006. Снят с государственного кадастрового учета 09.03.2006 в связи с разделом на 3 земельных участка с номерами №, №, №.
Земельный участок с кадастровым номером № образован из земельного участка с кадастровым номером №, поставлен на кадастровый учет 12.04.2005. Права собственности на данный земельный участок не зарегистрированы. Снят с государственного кадастрового учета 09.03.2006 г. в связи с разделом на 3 земельных участка с номерами №, №, №.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером № внесены 11.04.2005 на основании перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала №. Прав собственности на земельный участок не зарегистрировано. Земельный участок принадлежал на праве постоянного пользования АО «Снежное» в соответствии со свидетельством о бессрочном (постоянном) пользовании от 14.01.1998 №, выданном на основании постановления Кабанской районной администрации от 16.07.1997 №.
Проведенной проверкой с привлечением специалистов Управления Росреестра по Республике Бурятия установлено, что вопреки нормам закона спорный земельный участок с кадастровым номером № пересекает земли водного фонда и включает в себя акваторию озера Байкал.
Возникновение права собственности на земельный участок, включающий земли водного фонда (акваторию озера Байкал), противоречит нормам как действовавшего на момент возникновения права на исходный земельный участок, так и действующего в настоящее время федерального законодательства.
Правовая позиция о том, что земельные участки, на которых расположены водные объекты или расположенные в пределах береговой полосы водного объекта, находятся в федеральной собственности и не подлежат передаче в частную собственность гражданам или юридическим лицам, подтверждается судебной практикой (определение Верховного суда РФ от 31.01.2018 N 18-КГ17-243).
С учетом изложенного и расположения земельного участка в границах водного объекта - озера Байкал, Администрация муниципального образования «Кабанский район» не обладала полномочиями по предоставлению (распоряжению) исходного земельного участка в собственность.
Поскольку земельные участки, покрытые водой, не подлежат постановке на кадастровый учет, имеются основания для снятия спорного участка с государственного кадастрового учета.
Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-Ф3 «О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Российская Федерация представлена Межрегиональным территориальным управлением Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае.
Волеизъявление Российской Федерации на постановку земельного участка не кадастровый учет отсутствовало, МТУ Росимущества с соответствующим заявлением о постановке спорного земельного участка не обращалось, в связи с чем по мнении истца имеются основания для снятия его с указанного учета. Сделка по предоставлению в собственность земельного участка является ничтожной, как и все последующие сделки.
Прокурор полагает, что в данном случае неприменимы иные способы защиты права. Истребование земельного участка из незаконного владения фактически направлено на восстановление положения, существовавшего до нарушения права и возможно в случае, если право владения действительно было передано и фактически реализовывалось лицом, но возникло незаконно. Предметом таких требований является возврат имущества в натуре в том виде, в котором изначально передан во владение.
Применяемый способ защиты права должен обеспечить эффективную защиту нарушенных прав. А целью оспаривания сделок является применение последствий их недействительности в виде возврата сторон в первоначальное положение.
Истребование (виндикация), как применение последствий недействительности сделок в данном случае не достигнет целей судебной защиты и не могут быть применены, так как имущество не выбывало из владения Российской Федерации, собственники во владение не вступили. Поэтому в данном случае защита прав должна осуществляться путем предъявления требований о признании права отсутствующим.
Истребование имущества из незаконного владения (виндикация) или применение последствий недействительности сделок повлечет возврат участков Администрации муниципального образования «Кабанский район», то есть органу, который не может являться собственником участков в силу закона.
Спорный участок незаконно сформирован из разных категорий земель, в том числе находящихся в исключительно федеральной собственности земель водного фонда, никогда не передававшихся Российской Федерацией в частную и муниципальную собственность, а заявленные требования направлены на оспаривание зарегистрированного права лица, не вступившего во владение, не использовавшего указанные земли.
Отсутствие на спорных участках каких-либо объектов недвижимости, ограждений, построек, принадлежащих ответчику, установлено в ходе выезда на место и подтверждается справкой Управления Росреестра по Республике Бурятия. Участок не огорожен, не разработан.
Озеро Байкал является водным объектом и принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Озеро Байкал является самым большим в мире пресным водоёмом с уникальной экосистемой, содержащим 54 вида эндемичных видов водных биоресурсов. Действиями по оформлению права частной собственности на акваторию озера Байкал создается угроза причинения вреда водному объекту вследствие предусмотренного при предоставлении земельного участка его целевого использования - для производственных целей.
Обращение прокурора направлено в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку вследствие незаконного предоставления в частную, муниципальную собственность земельного участка, занятого объектом Всемирного наследия Юнеско, возникла угроза негативного воздействия на экосистему озера Байкал в случае осуществления собственником хозяйственной или иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, а также в интересах Российской Федерации, являющейся собственником водного объекта - озера Байкал, на сохранение его целостности, биологического разнообразия водных биологических ресурсов, в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, обеспечению экологической безопасности.
Общество с ограниченной ответственностью «Астор» не привлекается в качестве третьего лица к настоящему делу, поскольку согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц 29.02.2012 названное лицо прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ООО «Производственно-коммерческая фирма «Иррус», которое, в свою очередь, исключено из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо 04.02.2016.
В судебном заседании прокурор Кошелев А.Е. поддержал исковые требования по указанным в нем основаниям.
Представитель ответчика – Администрации МО СП «Выдринское» в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом.
Третьи лица - Герасимов А.В., Кузнецов А.А., Писарева О.В., Жигуленко Н.М., Бабинцев С.П., Тумашев С.Н., Белан А.Л., представители Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, Администрации муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия, Федерального агентства водных ресурсов в лице Енисейского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов, Межрегионального территориального управления Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия, в судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом были уведомлены о времени и месте рассмотрения дела.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Иск заявлен в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации в связи с нарушением установленного запрета на предоставление в частную, муниципальную собственность земельного участка, занятого объектом Всемирного наследия Юнеско, что у суда сомнений не вызывает.
Положениями абз. 3 п. 1 ст. 17 ЗК РФ закреплено, что земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 30 июня 2006 года N 8-П, при осуществлении нормативного регулирования в области разграничения государственной собственности федеральный законодатель должен исходить из того, что такое разграничение обусловлено ее предназначением для осуществления функций государства и реализации полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Отмечено, что основным правовым актом, регламентирующим передачу государственного имущества в муниципальную собственность в процессе становления Российской Федерации как федеративного государства, признающего самостоятельность (в том числе экономическую) местного самоуправления, стало Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Согласно п.3 части I Приложения 1 вышеуказанного постановления к объектам, составляющим основу национального богатства страны отнесены объекты природного наследия, расположенные на территории Российской Федерации. Указанные объекты относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 5 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки.
Общеизвестно, что на XX сессии комитета ЮНЕСКО озеро Байкал и прилегающая к нему территория включены в Список всемирного наследия.
Распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 №1641-р утверждены границы Байкальской природной территории и ее экологических зон.
Согласно ч. 2 и 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые объектами, включенными в Список всемирного наследия.
В соответствии с пунктом 2 определения Конституционного Суда РФ от 28.02.2019 № 369-О подпункт 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, исходя из особого значения земельных участков, занятых объектами, включенными в Список всемирного наследия, направленный на охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям всемирного культурного и природного наследия, расположенного на территории Российской Федерации, обеспечивающий использование земли в границах этих объектов в соответствии с их предназначением и учитывающий необходимый баланс конституционно значимых интересов государства и граждан, - применительно к законодательному регулированию права на приватизацию - не может расцениваться как нарушающий конституционные права заявительниц, равно как и абзац второй пункта 2 статьи 2 Федерального закона "Об охране озера Байкал", определяющий центральную экологическую зону Байкальской природной территории.
Согласно ч. 1 ст. 102 Земельного кодекса РФ к землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иным сооружениями, расположенными на водных объектах.
Согласно ч. 3 и 4 ст. 5 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
Часть 2 ст. 8 Водного кодекса РФ предусматривает, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации.
Согласно ч. 2 и 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые объектами, включенными в Список всемирного наследия. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Установлено и никем не оспаривается, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 980+-11 кв. метров, расположен по адресу: <адрес> Категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для производственных целей. Государственный кадастровый учет указанного земельного участка осуществлен 15.04.2022 г., в отношении него зарегистрировано право собственности муниципального образования сельское поселение «Выдринское».
Постановка земельного участка на государственный кадастровый учет произведена на основании заявления Жигуленко Н.М. в лице Агаева Д.С. о постановке участка на данный учет и межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка c кадастровым номером №.
Земельный участок с кадастровым номером № образован из земельного участка с номером №, государственный кадастровый учет осуществлен 09.03.2006. В отношении участка № зарегистрировано право собственности ООО «Астор» в период с 21.04.2006 по 17.05.2007; Герасимова А.В., Кузнецова А.А., Писаревой О.В. по 1/3 доле в период с 17.05.2007 по 25.03.2022; Жигуленко Н.М. с 25.03.2022 по 15.04.2022. Снят с государственного кадастрового учета 15.04.2022 в связи с разделом на 2 земельных участка с номерами № и №.
B свою очередь, земельный участок с кадастровым номером № образован из земельного участка с номером №, он поставлен на государственный кадастровый учет 09.03.2006. В отношении рассматриваемого участка зарегистрировано право общей долевой собственности Бабинцева С.П., (34/100 доли), Белана А.Л. (33/100 доли), Тумашева С.Н. (33/100 доли) в период с 15.08.2005 по 21.04.2006. Снят с государственного кадастрового учета 09.03.2006 в связи с разделом на 3 земельных участка с номерами №, №, №.
Земельный участок с кадастровым номером № образован из земельного участка с кадастровым номером №, поставлен на кадастровый учет 12.04.2005. Права собственности на данный земельный участок не зарегистрированы. Снят с государственного кадастрового учета 09.03.2006 г. в связи с разделом на 3 земельных участка с номерами №, №, №.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером № внесены 11.04.2005 на основании перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала №. Прав собственности на земельный участок не зарегистрировано. Земельный участок принадлежал на праве постоянного пользования АО «Снежное» в соответствии со свидетельством о бессрочном (постоянном) пользовании от 14.01.1998 №, выданном на основании постановления Кабанской районной администрации от 16.07.1997 №.
Проведенной проверкой с привлечением специалистов Управления Росреестра по Республике Бурятия установлено, что вопреки нормам закона спорный земельный участок с кадастровым номером № пересекает земли водного фонда и включает в себя акваторию озера Байкал.
Из акта выездного обследования объекта земельных отношений № от 21 марта 2023 г. Управления Росреестра по Республике Бурятия следует, что земельный участок с кадастровым номером № учтен уточненной площадью 980 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для производственных целей, граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, зарегистрировано право собственности МО СП «Выдринское» Кабанского района РБ от 26.04.2022 г. Земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне с особыми условиями использования территории № в которой установлены ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст. 56 ЗК РФ, ст. 65 ВК РФ. Фактически земельный участок не огорожен, покрыт древесно-кустарниковой растительностью, на земельном участке расположены семь металлических вагонов (фото №№18-19). Установлено, что земельный участок с кадастровым номером № пересекает акваторию (береговую линию) озера Байкал (исх. № от 22.02.2023 г.)
Анализ установленных судом фактических обстоятельств на основе вышеуказанных доказательств, при сопоставлении их как с действующим в настоящее время законодательством, так и на момент образования земельного участка позволяет придти к выводу о том, что передача Администрацией МО «Кабанский район» его в собственность и последующие отчуждения другим собственникам совершены с нарушением требований закона.
Так, в соответствии со ст. 3 Водного кодекса РСФСР (утратил силу 23.11.1995 г.) в соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР воды являются государственной собственностью - общим достоянием всего советского народа. Воды состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на воды, запрещаются.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
В данном случае, волеизъявления Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Росимуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на постановку первоначального земельного участка на кадастровый учет не имелось, соответственно имеются основания для снятия его с соответствующего учета.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в п. 52 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путемпризнания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Признание права отсутствующим является основанием для погашения в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество записи о собственнике земельного участка и направлено на устранение нарушений путем соответствующих регистрационных процедур. При применении указанного способа защиты дата регистрации права собственности не имеет юридического значения, так как права на земельные участки, возникшие до дня вступления в силу ФЗ от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются действующими вне зависимости от даты внесения о них сведений в единый реестр прав на недвижимое имущество.
Суд соглашается с доводами истца, о том, что в данном случае неприменимы иные способы защиты права. Истребование земельного участка из незаконного владения фактически направлено на восстановление положения, существовавшего до нарушения права и возможно в случае, если право владения действительно было передано и фактически реализовывалось лицом, но возникло незаконно. Истребование (виндикация), как и применение последствий недействительности сделок, в данном случае не достигнет целей судебной защиты и не могут быть применены, так как имущество не выбывало из владения Российской Федерации, ответчик во владение не вступил. Как уже отмечено, согласно сведениям ЕГРН спорный земельный участок свободен от зданий, строений, сооружений. Наличие на нем металлических вагонов не свидетельствует о его разработке и освоении ответчиком.
В силу ч. 1 чт. 166 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Истребование имущества из незаконного владения (виндикация) или применение последствий недействительности сделок повлечет возврат участка Администрации муниципального образования «Кабанский район», то есть органу, который не может являться собственником участка в силу закона.
Спорный участок никогда не передавался Российской Федерацией в частную, муниципальную собственность, а заявленные требования направлены на оспаривание зарегистрированного права лица, не вступившего во владение, не использовавшего его.
Кроме того, убедительными представляются доводы о создании угрозы причинения вреда озеру Байкал вследствие возможного неправомерного использования участков для производственных целей (в соответствии с целевым назначением), поскольку в центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещен целый ряд видов производственной деятельности. Забота государства об озере Байкал кроме прочего выражается, прежде всего, в принятии мер по его охране.
По приведенным основаниям, с учетом того, что спорный земельный участок является единым объектом права, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Как уже отмечено, признание права отсутствующим является основанием для погашения в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество записи о собственнике земельного участка.
Обеспечительные меры по определению Кабанского районного суда Республики Бурятия от 28.07.2023 г. должны быть сохранены до исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Иск Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора, удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности Администрации муниципального образования сельское поселение «Выдринское» (ИНН 0309006505), на земельный участок с кадастровым номером №
Признать недействительным образование земельного участка с кадастровым номером №.
Обеспечительные меры по определению Кабанского районного суда Республики Бурятия от 28 июля 2023 г.:
Запретить Администрации муниципального образования сельское поселение «Выдринское» ИНН 0309006505, ОГРН 1020300667221 совершать действия по отчуждению земельного участка с кадастровым номером №.
Запретить Администрации муниципального образования сельское поселение «Выдринское» совершать действия, связанные с изменением характеристик земельного участка с кадастровым номером №.
Запретить Управлению Росреестра по Республике Бурятия совершать любые действия по регистрации сделок с указанным земельным участком, а также вносить в ЕГРН сведения об изменениях характеристик указанного земельного участка, сохранить до исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 24.08.2023 г.
Судья Дмитриев А.Ю.