Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2917/2023 ~ М-1514/2023 от 31.03.2023

Дело № 2-2917/2023

Решение

Именем Российской Федерации

16 мая 2023 года г. Гатчина

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе

председательствующего судьи Шумейко Н.В.,

с участием прокурора Тэнгель А.А.,

при секретаре Волкове И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гатчинской городской прокуратуры, действующей в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Пригородная СОШ», администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области об обязании совершить определенные действия,

установил:

Гатчинская городская прокуратура, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с иском об обязании МБОУ «Пригородная СОШ» в срок до 01.09.2025 обеспечить здание учреждения электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, обязании администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области в срок до 01.09.2025 обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению здания МБОУ «Пригородная СОШ» электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. В обоснование требований указано, что Гатчинской городской прокуратурой проведена проверка детских образовательных учреждений в сфере антитеррористической защищенности. В ходе проверки установлено, что в нарушение Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вышеуказанное образовательное учреждение не обеспечено электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Невыполнение указанной обязанности не позволит предотвратить чрезвычайную ситуацию (особенно в зимнее время), обеспечить бесперебойное функционирование объектов жизнеобеспечения в Гатчинском районе, что приводит к несоблюдению конституционных прав граждан на безопасные условия в сфере воспитания, образования, проживания несовершеннолетних и работников названных учреждений, создает предпосылки для возникновения чрезвычайной ситуации, которые приводят к угрозе здоровья и безопасности людей.

В судебном заседании помощник прокурора Тэнгель А.А. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчиков Музелина В.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, просила установить срок исполнения требований для администрации до 01.06.2025, против которого представитель истца не возражал.

Суд, выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В силу статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее ФЗ-35), деятельность по противодействию терроризму основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритета мер предупреждения терроризма.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 ФЗ-35, под антитеррористической защищенностью объекта понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

На основании пункта 3.1 статьи 5 ФЗ-35, юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 5 ФЗ-35, Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее Требования).

Согласно пункту 5 Требований, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

В силу пунктов 6, 7, 8, 14, 15 Требований, в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

В соответствии с пунктом 31 Требований, системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности.

Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании количественных показателей государственных статистических данных о совершенных и предотвращенных за последние 12 месяцев террористических актах на территории субъекта Российской Федерации, а также на основании сведений о возможных угрозах совершения террористического акта в районе расположения объекта (территории).

Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории).

В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ-273), органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу статьи 28 ФЗ-273, к компетенции образовательной организации отнесено, в частности, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Таким образом, все технические средства, отвечающие за безопасность объекта, должны быть обеспечены резервным электропитанием.

Гатчинской городской прокуратурой проведена проверка детских образовательных учреждений в сфере антитеррористической защищенности. В ходе проверки установлено, что указанные мероприятия для обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности здания МБОУ «Пригородная СОШ» на момент проверки не выполнены.

Собственником имущества образовательного учреждения и его учредителем является МО «Гатчинский муниципальный район» Ленинградской области в лице администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области.

Антитеррористическая защищенность является одной из важнейших задач для обеспечения личной и общественной безопасности, задачей, стоящей как перед обществом в целом, так и перед руководителями конкретных учреждений и организаций.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям определяют Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения). Правила устройства электроустановок утверждены приказом Минэнерго России от 08.07.2002 № 204 (далее Правила устройства электроустановок, ПУЭ).

Правила технологического присоединения, Правила устройства электроустановок в качестве второго источника питания рассматривают только независимый резервный источник электроснабжения.

Определение независимого источника питания содержится в Правилах устройства электроустановок. Пунктом 1.2.10 указанных Правил определено, что к числу независимых источников питания относятся две секции или системы шин одной или двух электростанций и подстанций при одновременном соблюдении следующих двух условий: 1) каждая из секций или систем шин в свою очередь имеет питание от независимого источника питания; 2) секции (системы) шин не связаны между собой или имеют связь, автоматически отключающуюся при нарушении нормальной работы одной из секций (систем) шин.

Пункт 4.1.10 Инструкции по проектированию городских электрических сетей. РД 34.20.185-94 предусматривает использование в высоких категориях надежности автономного резервного источника питания как второго источника питания.

Правилами устройства электроустановок электроприемники делятся на три категории.

Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей. Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.

Электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания (пункт 1.2.19).

Электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. При нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады (пункт 1.2.20). Независимый источник питания - источник питания, на котором сохраняется напряжение в послеаварийном режиме в регламентированных пределах при исчезновении его на другом или других источниках питания (пункт 1.2.10).

Перечень основных электроприемников городских потребителей с их категорированием по надежности электроснабжения приведен в Приложении 2 к Инструкции по проектированию городских электрических сетей. РД 34.20.185-94.

В главе II Перечня указано, что детские учреждения и учебные заведения с количеством учащихся от 200 до 1000 человек относятся к электроприёмникам второй категории.

В случае отключения электроэнергии на станциях, обеспечивающих электроэнергией объекты, расположенные на территории Гатчинского муниципального района, либо аварии на ВЛ с целью избежания чрезвычайных ситуаций следует обеспечить учреждение независимым резервным источником энергии для обеспечения электроэнергией учреждения в течение времени, необходимого для ликвидации аварии на объектах электроэнергетики.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 и статьей 20 Федерального Закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», к общим принципам организации экономических отношений и основам государственной политики в сфере электроэнергетики, а также к основным принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике относится, в том числе обеспечение бесперебойного, надежного и безопасного функционирования Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем; обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав; обеспечение энергетической и экологической безопасности электроэнергетики.

Пунктом 1 статьи 28 указанного закона предусмотрено, что целями государственного регулирования безопасности в сфере электроэнергетики являются обеспечение ее надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно подпунктам «а», «г», «д» пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовыхи материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае возникновения.

В свою очередь безопасность электроснабжения обеспечивается соблюдением определенных норм и требований, установленным принимаемыми во исполнение указанных федеральных законов нормативными актами.

Правила устройства электроустановок, утвержденные приказом Минэнерго России от 08.07.2002 № 204 содержат общие требования к устройству электроустановок, систем электроснабжения и электрических сетей, требования к защитным мерам электробезопасности и устройству заземлений, к выбору изоляции электроустановок. Данные Правила устройства электроустановок распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ.

Требования настоящих Правил устройства электроустановок также рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки. Из указанной нормы следует, что в целях обеспечения требований безопасности Правила применяются в том числе, ко всем действующим установкам, являются обязательными для исполнения.

К числу независимых источников питания относятся две секции или системы шин одной или двух электростанций и подстанций при одновременном соблюдении следующих двух условий: 1) каждая из секций или систем шин в свою очередь имеет питание от независимого источника питания; 2) секции (системы) шин не связаны между собой или имеют связь, автоматически отключающуюся при нарушении нормальной работы одной из секций (систем) шин.

Использование резервных источников питания предусмотрено также Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 442 от 04.05.2012, пункт 47 которых устанавливает, что в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций или оборудования объектов по производству электрической энергии задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя.

Образовательные учреждения, расположенные на территории Гатчинского муниципального района, как объекты, которым должна быть присвоена категория надежности не ниже второй, должны иметь резервный источник электроснабжения. Неисполнение обязанности по обеспечению указанных учреждений резервным источником электропитания не позволит предотвратить чрезвычайную ситуацию (особенно в зимнее время), обеспечить бесперебойное функционирование объектов жизнеобеспечения в Гатчинском районе, что приводит к несоблюдению конституционных прав граждан на безопасные условия в сфере воспитания, образования, проживания несовершеннолетних и работников названных учреждений, создает предпосылки для возникновения чрезвычайной ситуации, которые приводят к угрозе здоровья и безопасности людей.

Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ, органы местного самоуправления принимают участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Таким образом, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Учитывая изложенное, требования о возложении на администрацию Гатчинского муниципального района Ленинградской области обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по обеспечению здания МБОУ «Пригородная СОШ» электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, подлежат удовлетворению.

На основании части 2 статьи 206 ГПК РФ, в случае, если возложенная судом обязанность совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, может быть исполнена только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая изложенное, а так же доводы представителя ответчиков о необходимости заблаговременного распределении средств бюджета, суд приходит к выводу о том, что указанный истцом срок, в течение которого решение должно быть исполнено органом местного самоуправления, не будет отвечать интересам сторон, а потому, исходя из соблюдения баланса интересов сторон, полагает возможным установить для администрации срок для обеспечения финансирования до 01.06.2025.

При таких обстоятельствах, суд в связи с чем, требования прокурора основаны на законе и должны быть удовлетворены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

решил:

исковые требования Гатчинской городской прокуратуры - удовлетворить.

Обязать МБОУ «Пригородная СОШ» в срок до 01.09.2025 обеспечить здание учреждения электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

Обязать администрацию Гатчинского муниципального района Ленинградской области в срок до 01.06.2025 обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению здания МБОУ «Пригородная СОШ» электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Гатчинский городской суд Ленинградской области.

Судья:

Решение в окончательной форме

принято 16.05.2023

2-2917/2023 ~ М-1514/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гатчинская городская прокуратура
Ответчики
МБОУ "Пригородная СОШ"
Администрация Гатчинского муниципального района ЛО
Суд
Гатчинский городской суд Ленинградской области
Судья
Шумейко Наталья Викторовна
Дело на сайте суда
gatchinsky--lo.sudrf.ru
31.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.03.2023Передача материалов судье
04.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.05.2023Предварительное судебное заседание
16.05.2023Судебное заседание
16.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее