Дело № 12-59/2023
РЕШЕНИЕ
г. Саранск Республики Мордовия 28 июня 2023 года
Судья Пролетарского районного суда г.Саранска Республики Мордовия Анашкина Наталья Александровна, при секретаре судебного заседания Захватовой Евгении Вячеславовне,
с участием представители ПАО «СЗ «Саранский ДСК» Крыжимской А.В., действующей на основании доверенности от 20.06.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ПАО «Специализированный застройщик «Саранский ДСК» Кручинкина Д.А. на постановление №13/6-48-22-ИЗ/12-41-И/44-10/1 от 24.04.2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении Публичного акционерного общества «Специализированный застройщик «Саранский домостроительный комбинат»,
установил:
24.04.2023 г. постановлением Главного государственного инспектора труда Мордакина И.В. ПАО «СЗ «Саранский ДСК» привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 110 000 рублей.
Генеральный директор ПАО «СЗ «Саранский ДСК» Кручинкин Д.А. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит постановление Главного государственного инспектора труда Мордакина И.В. от 24.04.2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указал, что в действиях общества состава административного правонарушения не имеется, протокол об административном правонарушении составлен без учета обстоятельств, указанных в акте расследования несчастного случая, произошедшего с работником гр.1
Полагает, что материалы дела не содержат достаточных сведений о том, что со стороны ПАО «СЗ Саранский ДСК» допущено нарушение требований по охране труда и технике безопасности, а несчастный случай с гр.1 произошел только вследствие небрежного и безответственного поведения самого пострадавшего. Со стороны ПАО «СЗ Саранский ДСК», как работодателя, были созданы все условия для осуществления гр.1 своих должностных обязанностей, в том числе, необходимый инструктаж и обучение проведено.
В судебном заседании представитель ПАО «СЗ «Саранский ДСК» Крыжимская А.В. доводы жалобы поддержала, по изложенным в ней основаниям.
В судебное заседание потерпевший гр.1 не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, заслушав пояснения представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, свидетеля, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП Российской Федерации при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы.
В силу статьи 2.1 КоАП Российской Федерации, административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.3 ст.5.27.1 КоАП Российской Федерации допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП Российской Федерации).
Согласно статье 26.1 КоАП Российской Федерации по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ст. 5 ТК Российской Федерации трудовое законодательство и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 220 ТК Российской Федерации, работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности, для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Пунктами 1,3 Приложения к приказу Минздрава России от 28.01.2021 N 29н (ред. от 01.02.2022) "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры", установлены правила проведения обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, связанных с движением транспорта, а также работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) (далее - периодические осмотры) проводятся в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.
Как следует из материалов дела, ПАО «СЗ «Саранский ДСК», являясь юридическим лицом, совершило нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, а именно: гр.1 допущен к работе без прохождения обязательного предварительного (периодического) медицинского осмотра, с целью определения соответствия состояния здоровья выполнять работу моториста бетономесительных установок.
Факт вменяемого ПАО «СЗ «Саранский ДСК» административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП Российской Федерации подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: извещением о несчастном случае на производстве, произошедшем 03.12.2022 в 17 час. 55 мин. с работником ПАО «СЗ «Саранский ДСК» гр.1 приказом от 07.12.2022 №228 о проведении расследования несчастного случая, материалом расследования несчастного случая, произошедшего с гр.1 протоколом об административном правонарушении №13/6-48-22-ИЗ/12-14-И/44-10 от 10.01.2023, выпиской из табеля учета рабочего времени от 06.12.2002 на работника гр.1 (за период с 01.12.2022 по 06.12.2022), копией приказа №253с/с от 30.09.2022 о переводе работника гр.1 на должность начальника бетоносмесительного участка цеха №2 ПАО «СЗ «Саранский домостроительный комбинат» и другими материалами дела.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Главный государственный инспектор труда Государственной инспекции в Республике Мордовия Мордакин И.В., пояснил, что им было вынесено постановление №13/6-48-22-ИЗ/12-41-И/44-10/1 от 24.04.2023 г. о привлечении Публичного акционерного общества «Специализированный застройщик «Саранский домостроительный комбинат» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП. Основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности явилось нарушение законодательства в области охраны труда. Так, согласно представленных документов, гр.1. был принят в ПАО «СЗ «Саранский ДСК» на должность старшего мастера бетоносмесительного участка, он прошел медицинский осмотр в марте 2021 года, однако, впоследствии он был переведен на должность начальника цеха бетоносмесительного участка, без прохождения соответствующего медицинского осмотра. Так же пояснил, что согласно табелю учета рабочего времени, 03.12.2022 гр.1. выполнял свои трудовые функции как начальник цеха бетоносмесительного участка, то есть данный день для него являлся рабочим.
Все вышеуказанные доказательства получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, должностное лицо Государственной инспекции труда в Республике Мордовия пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ПАО «СЗ Саранский ДСК» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Сомнений о наличии в действиях юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, объективной стороны состава вышеназванного административного правонарушения у суда не возникает.
Доводы жалобы о том, что обжалуемое постановление должностного лица подлежит отмене, как незаконное, ввиду того, что со стороны ПАО «СЗ «Саранский ДСК» нарушений требований по охране труда и технике безопасности допущено не было, а несчастный случай с работником гр.1. произошел только из-за небрежного и безответственного поведения самого потерпевшего, опровергаются материалами дела.
Нахождение потерпевшего гр.1. на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения не свидетельствует об отсутствии в действиях (бездействии) ПАО «СЗ «Саранский ДСК» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, поскольку данное обстоятельство не влияет на квалификацию вмененного ему административного правонарушения. Довод жалобы о том, что гр.1. осуществлял трудовую деятельность в выходной день, опровергается представленным в судебное заседание табелем учета рабочего времени, из которого следует, что день 03.12.2022 являлся для гр.1. рабочим днем.
По существу, доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, собственной переоценке установленных по делу обстоятельств и норм действующего законодательства.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления о привлечении ПАО «СЗ «Саранский ДСК» к административной ответственности, не допущено, оно вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Назначенное юридическому лицу наказание отвечает требованиям закона и санкции ч.3 ст. 5.27.1 КоАП Российской Федерации.
Суд, учитывая установленные в ходе рассмотрения настоящей жалобы, обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, не находит оснований для признания вмененного ПАО «СЗ «Саранский ДСК» административного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП Российской Федерации.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░ 24.04.2023 №13/6-48-22-░░/12-41-░/44-10/1 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.3 ░░.5.27.1 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ -