Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-357/2023 ~ М-342/2023 от 20.11.2023

Дело №2-357/2023                                    

УИД: 21RS0020-01-2023-000406-27

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 декабря 2023 года село Яльчики

Яльчикский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Викторова А.А.,

при секретаре судебного заседания Петровой С.П.,

с участием представителя истца прокурора Яльчикского района Чувашской Республики Кудряшова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Яльчикского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Яльчикского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Новобайбаты-ревская средняя общеобразовательная школа Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики» об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды в части охраны атмосферного воздуха,

установил:

прокурор Яльчикского района Чувашской Республики (далее Прокурор района) в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Новобайбаты-ревская средняя общеобразовательная школа Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики» (далее Новобайбатыревская СОШ) об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды в части охраны атмосферного воздуха указывая, что прокуратурой района проведена проверка Новобайбатыревской СОШ исполнения законодательства об охране окружающей среды в части охраны атмосферного воздуха.

Установлено, что на территории Новобайбатыревской СОШ по адресу: ..., эксплуатируются 3 стационарных источника негативного воздействия на окружающую среду, предназначенный для производства тепловой энергии в учреждении - газовые котлы марки ....

Между тем, в нарушение требований Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», газовые котлы марки ... (3 шт.), расположенные по вышеуказанному адресу на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не поставлены.

Инвентаризация указанного стационарного источника и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух также не проводится, что в свою очередь, препятствует разработке предельно допустимых выбросов в атмосферу.

Эксплуатация Новобайбатыревской СОШ стационарных источников негативного воздействия на окружающую среду – три газовых котла марки ..., являющиеся источником негативного воздействия на окружающую среду в отсутствие инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не способствует достижению определенных ч.1 ст.69 Федерального закона №7-ФЗ целей в виде применения программно-целевых методов планирования, способствующих уменьшению негативного воздействия, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

На основании ч.1 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Истец прокурор района ссылаясь на ст. 45 ГПК РФ просит возложить на Новобайбатыревскую СОШ обязанность: в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу по постановке на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объектов – газовых котлов марки МИКРО-95 в количестве трех штук;

в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу по проведению инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - газовых котлов марки МИКРО-95 в количестве трех штук, расположенных по адресу: ....

В судебном заседании представитель истца прокурора района Кудряшов А.Н. иск поддержал по изложенным в нем мотивам, и вновь приведя их суду, просил удовлетворить.

Ответчик Новобайбатыревская СОШ извещалась о месте и времени судебного разбирательства, в назначенное время участия своего представителя в судебном заседании не обеспечила. Причина неявки суду не известна. В своем письменном заявлении просит рассмотреть дело без участия их представителя.

Третьи лица администрация Яльчикского МО, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее Минприроды Чувашии) извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в назначенное время участия своих представителей не обеспечили. Причина неявки суду не известна. В отзывах на иск просили иск удовлетворить и рассмотреть дело без участия их представителей.

С учетом мнения представителя истца, положений ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав мнение представителя истца, исследовав следующие письменные доказательства, содержащие сведения о фактах, на основании которых установил наличие обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружа-ющую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Пунктом 1 ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон об охране окружающей среды) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст.4 Закона об охране окружающей среды объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно п.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее Закон об охране атмосферного воздуха) юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержден приказом Минприроды России от 19.11.2021 №871 (далее Порядок).

Пунктом 1 Порядка установлено, что инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - инвентаризация выбросов) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее Хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее объект ОНВ), с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее Источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы, загрязняющие вещества, ЗВ).

Согласно п.п.3,4 Порядка при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных, а также передвижных ИЗАВ, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, систематизируются и документируются полученные результаты.

В качестве стационарных ИЗАВ при проведении инвентаризации выбросов учитываются: ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух через специальные устройства отвода выбросов, например, установки очистки газа, трубы, вентиляционные шахты, газоходы, воздуховоды, факельные устройства, ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа.

Как видно из материалов дела, прокуратурой района согласно справке от ДД.ММ.ГГ (л.д.5), проведена проверка в Новобайбатыревской СОШ на предмет исполнения законодательства об охране окружающей среды. В ходе проверки установлено, что на территории Новобайбатыревской СОШ по адресу: ..., эксплуатируется 3 стационарных источник негативного воздействия на окружающую среду, предназначенный для производства тепловой энергии в учреждении - газовый котел марки ....

Согласно технической характеристики номинальная теплопроизводительность газового котла марки ... составляет 95 кВт.

Код объекта в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, - П, IV категория.

Между тем, данные объекты не включены в реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, инвентаризация данных стационар-ных источников негативного воздействия на окружающую среду не произведена.

По итогам проверки прокурором района ДД.ММ.ГГ (л.д.6-7) в адрес ответчика Новобайбатыревской СОШ прокурором района было направлено представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха.

Из ответа директора Новобайбатыревской СОШ от ДД.ММ.ГГ (л.д.9,10) следует, что в Новобайбатыревская СОШ в собственности имеются 3 функционирующих котельных IV категории. Указанные котельные работают на газовом топливе. О проведении инвентаризации стационарных источников (котельных) и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух составлен акт.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГ, Новобайбатыревская СОШ, ИНН , ОГРН зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГ (л.д.13).

На основании ч.1 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

В соответствии с п.1 ст.22 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 №422.

В силу п.1 ст.30 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Однако материалы дела не содержат доказательств проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух газового котла марки ..., расположенного по вышеуказанному адресу, что подтверждается скрин-шотом из Интернет сайта со сведениями из Государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Росприроднадзора по состоянию на ДД.ММ.ГГ (л.д.18) и справкой помощника прокурора района от ДД.ММ.ГГ (л.д.19) о результатах контрольной проверки устранения нарушений, указанных в представлении прокурора района от ДД.ММ.ГГ, согласно которой ответчиком меры по устранению выявленных нарушений, по инветаризации стационарных источников негативного воздействия на окружающую среду на день проверки не произведена.

Помимо инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух юридическим лицам необходимо ставить указанные источники на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст.69 Закона об охране окружающей среды государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора (п.1).

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления (п.2).

В силу ст.69.2 Закона об охране окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (п.1).

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (п.2).

Между тем, в нарушение указанных требований, газовые котлы марки МИКРО-95 в количестве трех штук, расположенные по вышеуказанному адресу, на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не поставлены.

Эксплуатация Новобайбатыревской СОШ стационарных источников негативного воздействия на окружающую среду - газовых котлов марки ... в количестве трех штук, являющиеся источниками негативного воздействия на окружающую среду без постановки на учет и в отсутствие инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не способствует достижению определенных ч.1 ст.69 Закона об охране окружающей среды целей в виде применения программно-целевых методов планирования, способствующих уменьшению негативного воздействия, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора района в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Новобайбатыревской СОШ об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды в части охраны атмосферного воздуха, обоснован и подлежит удовлетворению.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск прокурора Яльчикского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Новобайбатыревская средняя общеобразовательная школа Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики» об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды в части охраны атмосферного воздуха, удовлетворить.

Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобайбатыревская средняя общеобразовательная школа Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики», ИНН , ОГРН обязанность:

по постановке на государственный учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, объектов – газовых котлов марки ... в количестве трех штук, расположенных по адресу: ..., в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу;

по проведению инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - газовых котлов марки ... в количестве трех штук, расположенных по вышеуказанному адресу, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Яльчикский районный суд Чувашской Республики.

Судья                                  А.А. Викторов

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 13.12.2023.

2-357/2023 ~ М-342/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Яльчикского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МБОУ "Новобайбатыревская СОШ Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики"
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики
Администрация Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики
Суд
Яльчикский районный суд Чувашской Республики
Судья
Викторов Александр Алексеевич
Дело на странице суда
yalchiksky--chv.sudrf.ru
20.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.11.2023Передача материалов судье
22.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2023Судебное заседание
13.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2024Дело оформлено
16.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее