Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
3 марта 2023 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Двинских К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-812/2023 по административному исковому заявлению Мехтиева Элчина Шахвалата оглы об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий равной рыночной стоимости,
с участием представителя административного истца по доверенности Сафонова А.В.,
у с т а н о в и л:
Мехтиев Э.Ш. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просил установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 20 327 157 руб., нежилого здания с кадастровым номером № – по состоянию на 1 января 2021 года в размере 8 786 416 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником названных нежилых зданий, кадастровая стоимость которых превышает размер рыночной стоимости, нарушает его права как плательщика налога на имущество.
Представитель административного истца по доверенности Сафонов А.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Административные ответчики: Министерство имущественных отношений Самарской области, Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ГБУ СО ЦКО, заинтересованные лица: филиал Публично-правовая компания «Роскадастр» по Самарской области, Администрация г.о. Тольятти, Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области, Администрация с.п. Тимофеевка м.р. Ставропольский, Алексеева Е.В. не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований представителем ГБУ СО ЦКО был представлен письменный отзыв, в котором указал, что ранее заявленное ходатайство о назначении судебной экспертизы отзывает и оставляет принятие решения на усмотрение суда.
Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области представлены письменные возражения.
Администрация с.п. Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самаркой области просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителя и просила не снижать кадастровую стоимость объекта недвижимости менее 50%.
Иные участвующие в деле лица письменных возражений и отзывов в адрес суда не направили.
В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные Мехтиевым Э.Ш. требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно статье 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» № 237 от 3 июля 2016 года результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Одним из оснований для оспаривания кадастровой стоимости является установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, административному истцу Мехтиеву Э.Ш. и Алексеевой Е.В. на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером № площадью 1450,1 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>
Мехтиеву Э.Ш. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером № площадью 1132,4 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>
Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером № утверждена актом ГБУ СО ЦКО АОКС-63/2022/000140 от 28 апреля 2022 года по состоянию на 1 января 2021 года в размере 24 098 627,06 руб..
Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером № определена по состоянию на 1 января 2021 года в размере 32 241 174 руб..
Считая кадастровую стоимость нежилых зданий завышенной и нарушающей права как плательщика налога на имущество, административный истец 10 января 2023 года обратился суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В обоснование заявленных требований административным истцом первоначально представлен отчет об оценке № 24/10-22/3-1 от 20 декабря 2022 года, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Независимый Кадастровый Центр», которым рыночная стоимость здания с кадастровым номером № определена по состоянию на 1 января 2021 года в размере 18 340 894 руб.
После представленных ГБУ СО ЦКО замечаний к данному отчету административным истцом представлен уточненный отчет об оценке № 24/10-22/3-1А от 2 марта 2023 года, согласно которому рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № определена по состоянию на 1 января 2021 года в размере 20 327 157 руб..
Также административным истцом представлен отчет об оценке № 24/10-22/3-2 от 20 декабря 2022 года, выполненный обществом с ограниченной ответственностью «Независимый Кадастровый Центр», согласно которому величина рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером № определена по состоянию на 1 января 2021 года в размере 8 786 416 руб.
Давая оценку уточненному отчету № 24/10-22/3-1А от 2 марта 2023 года и отчету № 24/10-22/3-2 от 20 декабря 2022 года, суд отмечает, что оценка выполнена по состоянию на 1 января 2021 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости нежилых зданий. Приведённые в отчетах выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах, отчеты содержат определение рыночной стоимости нежилых зданий на основе качественных и количественных характеристик объектов оценки, анализа рынка недвижимости и выявления ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, расчетов величины рыночной стоимости, приведенных в рамках выбранных оценщиком сравнительного, затратного и доходного подходов. Суждение о величинах рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств иной величины рыночной стоимости нежилых зданий, а также замечаний к отчетам об оценке сторонами не представлено.
Стороны не заявили ходатайств о назначении судебной экспертизы, и суд оснований для назначения судебной экспертизы не усматривает.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что определённая отчетом об оценке рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2021 года в размере 20 327 157 руб., нежилого здания с кадастровым номером №- в размере 8 786 416 руб. являются достоверными величинами, в связи с чем требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 10 января 2023 года, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Мехтиева Элчина Шахвалата оглы удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером № площадью 1450,1 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 20 327 157 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером № площадью 1132,4 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 8 786 416 руб.
Датой обращения административного истца в суд считать 10 января 2023 года.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме
Судья: Т.А. Родина
Мотивированное решение изготовлено 6 марта 2023 года.