Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-149/2020 от 24.09.2020

Дело № 12-149/2020 УИД № 21RS0009-02-2020-000209-36

Судья Сядарова Н.И.

РЕШЕНИЕ

по протесту по делу об административном правонарушении

22 октября 2020 года город Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протест и.о. прокурора Аликовского района Чувашской Республики Мочалова А.В. на постановление судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 7 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении главы администрации Аликовского района Чувашской Республики Куликова Александра Николаевича,

установила:

постановлением заместителя прокурора Аликовского района Чувашской Республики от 12 мая 2020 года в отношении главы администрации Аликовского района Чувашской Республики Куликова А.Н. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ.

Постановлением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 18 июня 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении главы администрации Аликовского района Чувашской Республики Куликова А.Н. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики постановление судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 18 июня 2020 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.

Постановлением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 7 сентября 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении главы администрации Аликовского района Чувашской Республики Куликова А.Н. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с постановлением судьи, прокурор Аликовского района Чувашской Республики Петров Е.В. принес протест в Верховный Суд Чувашской Республики, в котором просит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд. Считает, что выводы судьи об отсутствии в действиях главы администрации Куликова А.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, не основаны на материалах дела и требованиях закона.

Изучив доводы протеста прокурора, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав заместителя прокурора Аликовского района Чувашской Республики Мочалова А.В., поддержавшего доводы протеста, мнение защитника Лазаревой Ф.Ю. об оставлении решения судьи без изменения по тем мотивам, что представление прокурора является незаконным, признав возможным рассмотрение протеста в отсутствие Куликова А.Н., надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Согласно Закону о прокуратуре одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является представление об устранении нарушений закона.

В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями (пункт 3 статьи 7 Закона о прокуратуре).

Как видно из материалов дела, по результатам проверки, проведенной 23 марта 2020 года без взаимодействия с юридическим лицом путем изучения информации, содержащейся в Единой информационной системе в сфере закупок, прокуратурой Аликовского района выявлены нарушения требований Закона о контрактной системе.

Так, 11.06.2019 в 14 часов 15 минут на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на проведение работ по капитальному ремонту спортивного зала МАОУ «Яндобинская СОШ», с начальной (максимальной) ценой контракта 1099533,00 руб., одновременно размещена документация об электронном аукционе.

В извещении об осуществлении закупки установлено ограничение в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

В соответствии с часть 8 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), при осуществлении такой закупки, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Вместе с тем пунктом 2.4 проекта контракта установлено, что оплата производится путем безналичного перечисления денежных средств с расчетного счета Заказчика на расчетный счет Подрядчика в течение 30 дней по представлению Заказчиком счета и акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3).

Проверкой также установлено, что в нарушение части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе и постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» документы, подтверждающие исполнение осуществленных МБУК <данные изъяты> и МАОУ <данные изъяты> закупок у единственного поставщика услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами (№ 3210242100119000004, 3210242100119000005), по состоянию на 6 марта 2020 года не опубликованы.

Как указано прокурором, выявленные нарушения в сфере законодательства о контрактной системе допущены вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей руководителями названных муниципальных учреждений ФИО1, ФИО2 и ФИО3

23 марта 2020 года прокурором Аликовского района главе администрации Аликовского района Чувашской Республики Куликову А.Н. внесено представление об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

В представлении указаны выявленные нарушения законодательства о контрактной системе. В представлении изложено требование о незамедлительном рассмотрении представления; устранении выявленных нарушений, причин и условий, им способстовавших, и недопущению их впредь (пункт 1); решении вопроса о привлечении ФИО1, ФИО2 и ФИО3 к дисциплинарной ответственности (пункт 2); информировании прокурора о дате и времени рассмотрения представления (пункт 3); сообщении о результатах рассмотрения представления в прокуратуру в установленный законом месячный срок с приложением копии приказа об ответственности (пункт 4).

Представление прокурора от 23 марта 2020 года получено администрацией Аликовского района 23 марта 2020 года.

Ответ по результатам рассмотрения представления в прокуратуру района не представлен.

За умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, в отношении главы администрации Аликовского района Чувашской Республики Куликова А.Н. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении за отсутствием состава в действиях главы администрации Аликовского раонйа Куликова А.Н. вынесенное постановление судья мотивировал тем, что применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя и производится в установленном порядке, при этом представление прокурора не содержит четкого указания на конкретные нарушения федерального законодательства о контрактной системе, допущенные главой Куликовым А.Н., и указания на совершение конкретных действий, необходимых для устранения выявленных нарушений.

Указанные обстоятельства, как указано в постановлении судьи районого суда свидетельствуют об отсутствии в действиях должностного лица органа местного самоуправления - главы администрации Аликовского района Чувашской Республики Куликова А.Н. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.

С данными выводами судьи согласиться нельзя в связи с их преждевременностью.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Применительно к обстоятельствам настоящего дела вопрос о законности требований прокурора подлежит проверке в полном объеме.

Конкретные нарушения требований законодательства о контрактной системе, допущенные при осуществлении МАОУ «Яндобинская СОШ» МБУК «Районный литературно-краеведческий музей» и МАОУ «Раскильдинская СОШ» закупок для муниципальных нужд, указаны в представлении прокурора, основаны на положениях Закона о контрактной системе, являются очевидными и сомнений не вызывают.

Допущенные нарушения выявлены при осуществлении надзора за исполнением, закона, действующего на территории Российской Федерации, органами управления и руководителями некоммерческих организаций в ходе проверки, осуществленной без взаимодействия с юридическими лицами путем изучения информации, содержащейся в открытой части Единой информационной системе в сфере закупок.

Следовательно, как следует из дословного содержания части 1 статьи 24 Закона о прокуратуре, при решении законности требований прокурора об устранении Куликовым А.Н. как главой администрации Аликовского района выявленных нарушений законодательства о контрактной системе, причин и условий, им способстовавших, и недопущению их впредь, для правильного разрешения дела в соответствии с законом судье районного суда следовало решить вопрос о том, обладает ли Куликов А.Н. как должностное лицо администрации полномочиями по устранению выявленных нарушений с учетом конкретных обстоятельств дела и особенностей правового регулирования, установленного в соответствии с законодательством о контрактной системе, а не только о том, кем именно допущены нарушения законодательства о контрактной системе.

Вместе с тем этот вопрос, несмотря на то, чтоб этом указывалось в решении судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 28 июля 2020 года, судьей районного суда в полном объеме не проверен.

Так, в частности, при новом рассмотрении дела судьей не принято во внимание и оставлено без какой – либо оценки то обстоятельство, что извещение о проведении электронного аукциона на проведение работ по капитальному ремонту спортивного зала МАОУ «Яндобинская СОШ», с начальной (максимальной) ценой контракта 1099533,00 руб., опубликовано в Единой информационной системе в сфер закупок за электронной подписью Куликова А.Н. от имени Уполномоченного органа, при этом нарушения выражены в размещении проекта контракта, являющегося составной частью документации об аукционе, не соответствующего требованиям части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Постановлением администрации Аликовского района от 14 февраля 2014 г. в целях централизации закупок, повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд муниципального образования Аликовский район, согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» администрация Аликовского района определена уполномоченным органом по осуществлению функций на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержден Порядок взаимодействия уполномоченного органа с муниципальными заказчиками.

В соответствии с пунктом 4.4 названного Порядка на основании представленной заказчиком заявки на организацию осуществления закупки Уполномоченный орган в срок не более 20 (двадцати) дней с момента регистрации заявки подготавливает извещение о проведении закупки; разрабатывает конкурсную документацию, документацию об аукционе; осуществляет организацию и проведение аукционов.

Таким образом, из материалов дела усматривается, что документация об аукционе, в том числе включающая в себя проект контракта, при централизованных закупках муниципальными заказчиками, разрабатывается администрацией Аликовского района как уполномоченным органом через соответствующее структурное подразделение.

Судьей районного суда не принято во внимание, что в соответствии со статьей 100 Закона о контрактной системе администрация Аликовского района реализует полномочия по осуществлению ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд.

В рамках реализации этих полномочий постановлением администрации Аликовского района от 14.05.2014 № 378 утверждены Правила ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд Аликовского района Чувашской Республики, пунктом 13 которых предусмотрено, что при выявлении нарушений по результатам мероприятия ведомственного контроля должностными лицами, уполномоченными на проведение мероприятий ведомственного контроля, в порядке, установленном регламентом, указанным в пункте 4 настоящих Правил, разрабатывается и утверждается план устранения выявленных нарушений.

В соответствии с Регламентом проведения администрацией Аликовского района ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Аликовского района от 28.04.2015 № 344 внеплановые мероприятия ведомственного контроля проводятся на основании поступившей в Администрацию информации о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также поручений и решений главы администрации. При выявлении нарушений по результатам мероприятий ведомственного контроля Комиссией по осуществлению ведомственного контроля разрабатывается план устранения выявленных нарушений (пункты 3.2.5, 3.5.2).

Изложенное объективно свидетельствует, что Куликов А.Н., является должностным лицом Уполномоченного органа, обладающим полномочиями по принятию мер по устранению выявленных нарушений законодательства о контрактной системе, причин и условий, им способстовавших, и недопущению их впредь, а также обладает функциями по реализации полномочий учредителя в отношении подведомственных муниципальных учреждений, при этом представление прокурора им проигнорировано, не рассмотрено, в установленный законом срок письменный ответ о результатах рассмотрения представления прокурору не представлен.

Выводы судьи о наличии основания для прекращения производства по делу, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, являются преждевременными и не основаны на положениях Закона о прокуратуре, Закона о контрактной системе и принятых в его исполнение нормативных актов.

Таким образом, данное дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Допущенные судьей районного суда нарушения процессуальных требований являются существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление нельзя признать законным, поэтому оно подлежат отмене с направлением дела в районный суд на новое рассмотрение, в ходе которого следует устранить допущенные нарушения и принять обоснованное решение.

Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 7 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении главы администрации Аликовского района Чувашской Республики Куликова Александра Николаевича отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Красноармейский районный суд Чувашской Республики.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики А.В.Голубев

12-149/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Истцы
Прокурор района А.В. Мочалов
Ответчики
Глава Администрации Аликовского района ЧР Куликов Александр Николаевич
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики
Судья
Голубев А.В.
Статьи

КоАП: ст. 17.7

Дело на странице суда
vs--chv.sudrf.ru
24.09.2020Материалы переданы в производство судье
08.10.2020Судебное заседание
22.10.2020Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее