Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Советский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Лебедевой О.В.
при секретаре Кулишовой М.В.,
при помощнике Варченко Т.С.,
с участием истца Бобровой С.В., представителя ответчика Зенкова С.И.,
06.07.2021 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске гражданское дело по иску Бобровой Светланы Борисовны к АО «Газпромнефть-ОНПЗ» об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Боброва С.Б. обратилась в суд с иском к АО «Газпромнефть-ОНПЗ» об обязании совершить определенные действия. В обоснование исковых требований указала, что .... истец приобрела квартиру, расположенную по адресу: адрес. Однако, проживать в указанном жилом помещении не представляется возможным, ввиду установления санитарно-защитной зоны АО «Газпромнефть-ОНПЗ» и соседства с указанным акционерным обществом. В соответствии с Проектом санитарно-защитной зоны АО «Газпромнефть-ОНПЗ» (с учетом Программы реконструкции и модернизации производства по 2030 г.), расположенного по адресу: адрес, АО «Газпромнефть-ОНПЗ» относиться к предприятиям 1-ого класса, для которых размер ориентировочной СЗЗ составляет 1 000 метров. Однако, одним из ближайших многоквартирных домов является дом по адрес, который располагается с северной стороны на расстоянии 315 м. от Северо-Западного промышленного узла, что является нарушением действующего законодательства, таким образом, указанный многоквартирный дом находится в границах СЗЗ. В соответствии с техническим паспортом указанный многоквартирный дом был построен в 1963 г., то есть до установления СЗЗ. В Таблице 7 проекта представлены расчетные концентрации загрязняющих веществ на территории жилого дома по адресу: адрес на существующее положение, показывающих превышение предельной допустимой концентрации по сероводороду, фенолу и группе суммации H2S+SO2. Данный факт подтверждает причинение вреда здоровью жителей данного многоквартирного дома и является прямым нарушением конституционных прав граждан. Жильцы дома вынуждены проживать в экологически небезопасной зоне, дышать выбросами, болеть бронхо-легочными заболеваниями. Проект санитарно-защитной зоны по непонятным причинам не включает мероприятия по отселению жителей данного многоквартирного дома, что, по мнению истца, является не допустимым. Ранее в адрес АО «Газпромнефть-ОНПЗ» неоднократно направлялись требования осуществить отселение жителей многоквартирного дома, путем предоставления иных жилых помещений пригодных для проживания граждан и отвечающих требованиям действующего законодательства. Однако ответов на данные обращения жителями получены не были. Просила обязать АО «Газпромнефть-ОНПЗ» предоставить иное жилое помещение, пригодное для проживания и отвечающее требованиями действующего законодательства.
Истец Боброва С.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика АО «Газпромнефть-ОНПЗ» по доверенности – Зенков С.И. в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права Бобровой С.Б., на основании договора купли-продажи квартиры б/н от ...., принадлежит на праве собственности квартира, общей площади 45,30 кв.м., находящаяся на 3 этаже жилого дома, расположенного по адресу: адрес (л.д. 15, 36-41).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
независимость государственного экологического надзора;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;
обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц;
сохранение биологического разнообразия;
обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
участие граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды;
международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
В силу ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
Ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предусмотрено, что в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Согласно п.п. 2.1, 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
В соответствии с п. 2.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
П. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" предусмотрено, что установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
Решением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № от .... установлена санитарно-защитная зона АО «Газпромнефть-ОНПЗ» (л.д. 52-62).
На проект расчетной санитарно-защитной зоны АО «Газпромнефть-ОНПЗ» выдано санитарно-эпидемиологическое заключение № от .... (л.д. 63-65).
В приложение к санитарно-эпидемиологическому заключению № от .... указано, что для организации санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов разработан «План контрольных организационных мероприятий по использованию территорий, прилегающих к СЗЗ».
В соответствии с п. 3.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.03 в проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.
Согласно п. 3.10, 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.03 в проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены:
- размер и границы санитарно-защитной зоны;
- мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;
- функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Планом мероприятий по организации расчетной СЗЗ ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ» обязанности по отселению жителей адрес в адрес на ответчика не возложены.
Истцом также не представлено доказательств тому, что на ответчика АО «Газпромнефть-ОНПЗ» возложена обязанность расселить жителей адрес в адрес и предоставить истице квартиру.
Основания для удовлетворения исковых требований Бобровой С.Б. к АО «Газпромнефть-ОНПЗ» о предоставлении иного жилого помещения пригодного для проживания и отвечающего требованиям действующего законодательства суд не находит.
Ссылку истца на тот факт, что рядом с домом № по адрес в адрес, отсутствуют: остановка общественного транспорта, магазины, школа, детский сад, иная социальная инфраструктура суд признает несостоятельной, не имеющей юридического значения для рассматриваемого дела.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Бобровой Светланы Борисовны к АО «Газпромнефть-ОНПЗ» об обязании совершить определенные действия - предоставить иное жилого помещения пригодное для проживания и отвечающее требованиям действующего законодательства отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Советский районный суд адрес в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме .....
Судья: подпись. Копия верна. Судья: