УИД:71RS0№-35
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июня 2023 года г. Тула
Привокзальный районный суд города Тулы в составе:
председательствующего Мамонтовой Ю.В.,
при ведении протокола помощником судьи Борзыкиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-669/2023 по исковому заявлению Ликатнова Д.Ю. к Управлению по благоустройству администрации г. Тулы, администрации г.Тулы о возмещении материального ущерба,
установил:
Ликатнов Д.Ю. обратился в суд с иском, с учетом уточнения, к Управлению по благоустройству администрации г. Тулы, администрации г.Тулы о возмещении материального ущерба, мотивируя свои требования тем, что ему на праве собственности принадлежит автомобиль Киа Сид, государственный регистрационный знак №
дата в <...> минут указанный автомобиль был припаркован его супругой Савиной А.В. по адресу: дата. Примерно в 18 часов 30 минут Савина А.В., вернувшись с работы, обнаружила, что на автомобиле Киа Сид, государственный регистрационный знак №, лежит дерево, а автомобиль имеет повреждения в передней части автомобиля, в многочисленных местах, ввиду падения дерева, расположенного рядом, на прилегающей территории к <адрес>.
Для определения стоимости восстановительного ремонта автомобиля он обратился в ООО «Тульская независимая оценка», согласно отчету которого № № стоимость восстановительного ремонта автомобиля составляет <...> рублей.
Определением № № от дата управлением по административно-техническому надзору администрации г. Тулы по данному факту в возбуждении дела об административном правонарушении отказано в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Считает, что надлежащим ответчиком по данному делу является Управление по благоустройству администрации г. Тулы.
На основании изложенного просит суд взыскать с Управления по благоустройству администрации г. Тулы стоимость восстановительного ремонта автомобиля Киа Сид, государственный регистрационный знак №, в размере <...> рублей, судебные расходы по оплате стоимости проведения оценки по проведению восстановительного ремонта автомобиля в размере <...> рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> рубля.
Истец Ликатнов Д.Ю. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просил суд их удовлетворить.
Представитель истца по доверенности Клочко А.И. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчиков администрации г. Тулы, Управления по благоустройству администрации города Тулы по доверенностям Богатырева В.Б. в судебное заседание не явилась, о дате месте и времени его проведения извещена своевременно и надлежащим образом. В представленных суду письменных возражениях обратила внимание суда на то, что истец не проявил должной осмотрительности на местности при размещении автомобиля на стоянке и как следствие, допустил предусмотренную ст. 1083 ГК РФ грубую неосторожность. Полагала, что причинно-следственная связь между грубой неосторожностью истца и наступившими неблагоприятными последствиями, очевидна. Основания для применения к Управлению по благоустройству администрации города Тулы, администрации города Тулы гражданско-правовой ответственности отсутствуют.
Представитель третьего лица ООО «ЖИЛЦЕНТР» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени его проведения извещен своевременно и надлежащим образом.
Руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Причинение имущественного вреда порождает обязательство между причинителем вреда и потерпевшим, вследствие которого на основании статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По смыслу ст. 15 ГК РФ и п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» под убытками понимаются фактически понесенные соответствующим лицом расходы и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Кроме того, в соответствии с абз. 3 п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», следует также учитывать, что уменьшение стоимости имущества истца по сравнению с его стоимостью до нарушения ответчиком обязательства или причинения им вреда является реальным ущербом даже в том случае, когда оно может непосредственно проявиться лишь при отчуждении этого имущества в будущем (например, утрата товарной стоимости автомобиля, поврежденного в результате дорожно-транспортного происшествия).
Как следует из материалов дела и установлено судом, автомобиль Киа Сид, государственный регистрационный знак № года выпуска, принадлежит на праве собственности истцу Ликатнову Д.Ю., что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства серии №.
В период времени с дата года до <...>. дата г., во дворе <адрес> произошло падение дерева на припаркованный автомобиль Киа Сид, государственный регистрационный знак № в результате чего транспортное средство получило механические повреждения.
На основании заявления супруги Ликатнова Д.Ю. – Савиной А.В.в правоохранительные органы по указанному факту проведена проверка, по результатам которой дата заместителем начальника ОП «Центральный» УМВД России по г. Туле вынесено определение о передаче дела об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности в управление по административно-техническому надзору администрации города Тулы.
дата г. консультантом сектора контроля по Центральному территориальному округу управления по административно-техническому надзору администрации г. Тулы по факту повреждения автомобиля Киа Сид, государственный регистрационный знак №, по адресу: <адрес> вынесено определение № №, которым отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения,
Из содержания вышеуказанного определения следует, что дата г., примерно в <...> минут, Савина А.В. поставила автомобиль Киа Сид, государственный регистрационный знак №, во дворе <адрес> при этом повреждений на нем не имелось. Подойдя к автомобилю в <...> минут, она обнаружила, что на него упало дерево и автомобиль имеет повреждения крыши, капота, лобового стекла.
Из протокола осмотра места происшествия от дата г. усматривается, что объектом осмотра являлся участок местности размером 3 на 4 кв.м., расположенный на расстоянии 10 м. от фасада и подъезда <адрес>. На данному участке располагался автомобиль Киа Сид, государственный регистрационный знак №, который имел повреждения крыши, вмятины и царапины с повреждением ЛКП, имелись повреждения капота с вмятиной и царапиной и с повреждением ЛКП, на лобовом стекле обнаружены множественные трещины.
Анализируя вышеизложенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в результате падения дерева, автомобилю Киа Сид, государственный регистрационный знак №, принадлежащему на праве собственности истцу Ликатнову Д.Ю., причинены механические повреждения.
В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что дерево, упавшее на принадлежащий истцу автомобиль, располагалось на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.
Данное обстоятельство подтверждается представленной пояснительной запиской кадастрового инженера Соломина Е.Е. о местоположении объекта от дата (квалификационный аттестат № №
Из пояснительной записки следует, что кадастровым инженером С проведены работы по определению фактического местоположения дерева, причинившего материальный ущерб Ликатнову Д.Ю., выразившийся в повреждении легкового автотранспортного средства Киа Сид, государственный регистрационный знак №. Местоположение дерева определено посредством натурного обследования, а так же выполнения топографо-геодезических работ на местности. Работы по определению местоположения выполнены с использованием поверенной геодезической аппаратуры, значения координат определено в местной системе координат Тульской области (МСК 71.1).
По результатам проведенного исследования подготовлены схемы расположения объекта исследования на кадастровом плане территории и установлено, что объект (дерево) фактически расположен на землях, государственная собственность на которые не разграничена (муниципальное образование город Тула). Установлено, что Объект (дерево) не расположен в пределах границ земельных участков, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости. Ранее произраставшее дерево располагалось на территории, относящейся к категории «земли общего пользования».
Оснований не доверять названному документу не имеется, а потому суд относит названную пояснительную записку кадастрового инженера к числу допустимых и достоверных доказательств по делу.
Доказательств обратного в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ ответчиками суду не представлено.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации №1 от 26.01.2010 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», установленная ст.1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения ущерба, его размер, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из п.п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» организация благоустройства и озеленения территории поселениях, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.
Решением Тульской городской Думы от 31.01.2018 №47/1156 в целях установления единых требований к содержанию в чистоте и порядке объектов благоустройства на территории муниципального образования город Тула, в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.04.2017 №711/пр, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на основании Устава муниципального образования город Тула утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Тула (далее по тексту – Правила).
В соответствии с п. 1.1 Правила благоустройства территории муниципального образования город Тула разработаны в соответствии с нормами действующего законодательства, которые перечислены в настоящем пункте.
Согласно п. 1.2 Правил они устанавливают требования, в том числе к: содержанию территорий общего пользования и порядку пользования ими (п.п. 1); организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями (п.п. 5).
Проектирование и эксплуатация элементов благоустройства обеспечивают требования охраны здоровья человека (противопожарные, санитарно-гигиенические, конструктивные, технологические, планировочные требования, предотвращающие получение заболеваний и травм), создают технические возможности беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения по территории муниципального образования (п. 1.3 Правил).
Правила обеспечивают требования для создания нормативной технической базы, координирующей единый системный подход в озеленительной отрасли и усиление полезной эффективности зеленого фонда населенных пунктов муниципального образования город Тула с социальными и экономическими интересами собственников озелененных территорий и муниципального образования город Тула, определяют систему планирования, управления и организации озеленительных работ на качественно новом уровне для охраны и улучшения состояния зеленых насаждений (п. 1.4 Правил).
Предпроектные и проектные работы для элементов благоустройства на территории муниципального образования город Тула выполняются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Тульской области и настоящими Правилами (п.1.5 Правил).
Согласно данным Правилам содержание объектов озеленения - это комплекс работ по уходу за зелеными насаждениями и элементами благоустройства озелененных территорий, устранению незначительных деформаций и повреждений конструктивных элементов объемных сооружений, а также уборка передвижных малых форм в летнее и зимнее время или сохранение стационарных форм на объекте (п. 1.6 Правил). Под зелеными насаждениями понимается совокупность древесных, кустарниковых и травянистых растений естественного и искусственного происхождения.
Организацию содержания элементов благоустройства на объектах, находящихся в муниципальной собственности, осуществляет администрация города Тулы (п. 8.6.1 Правил).
В соответствии с п. 9.1.16 Правил содержание объектов озеленения - это комплекс работ по уходу за зелеными насаждениями и элементами благоустройства озелененных территорий, устранению незначительных деформаций и повреждений конструктивных элементов объемных сооружений, а также уборка передвижных малых форм в летнее и зимнее время или сохранение стационарных форм на объекте.
Содержание зеленых насаждений включает, в том числе работы по уходу за деревьями, кустарниками, цветниками - подкормка, полив, рыхление, прополка, защита растений, утепление корневой системы, связывание и развязывание кустов неморозостойких пород, укрытие и покрытие теплолюбивых растений (со всеми сопутствующими работами), погрузка и разгрузка удобрений, мусора, вырубка сухих и аварийных деревьев и др.
Система мониторинга за состоянием озелененных территорий предусматривает комплекс организационных мероприятий, обеспечивающих эффективный контроль, разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, прогноз развития зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства (п. 9.6.1 Правил).
Пункт 9.6.2 Правил устанавливает основные составляющие системы мониторингового контроля за состоянием озелененных территорий: оценка (долгосрочная, ежегодная, оперативная) качественных и количественных параметров состояния зеленых насаждений на озелененных территориях и объектах и элементов благоустройства; выявление и идентификация причин ухудшения состояния зеленых насаждений; разработка программ, направленных на устранение последствий воздействия на зеленые насаждения негативных причин и устранение самих причин, а также мероприятий по текущему и перспективному планированию в озеленительной отрасли для повышения уровня озеленения и благоустройства; прогноз развития ситуации по зеленому фонду.
Согласно п. 9.6.3 Правил оценка состояния озелененных территорий осуществляется: долгосрочная оценка (инвентаризация) - один раз в 10 лет; ежегодная (плановая) оценка - один раз в год; оперативная оценка - по специальному распоряжению (заданию).
Обследование проводится по единым утвержденным методикам, показатели состояния фиксируются в порядке, предусмотренном формами 3, 4, 5 приложения 7 к настоящим Правилам.
В случае нанесения зеленым насаждениям значительного ущерба противоправными действиями юридических или физических лиц, а также при поступлении соответствующего запроса проводится внеплановая инвентаризация (п. 9.6.4.7 Правил).
Ежегодная (плановая) оценка проводится отраслевым территориальным органом местного самоуправления путем ежегодного обследования озелененных территорий (п. 9.6.5 Правил).
Ежегодный плановый осмотр проводится в течение всего вегетационного периода. При этом обследование охватывает все элементы зеленых насаждений и благоустройства (п. 9.6.5.1 Правил). Ежегодный плановый осмотр проводится с целью проверки состояния озелененных территорий и объектов озеленения, включая состояние деревьев, кустарников, газонов, цветников, дорожек и площадок, оборудования. В процессе осмотра уточняются объемы работ по текущему ремонту, посадке и подсадке растений, определяются недостатки, неисправности и повреждения, устранение которых требует специального ремонта (п. 9.6.5.2 Правил).
Из положений п. 9.6.5.4 Правил усматривается, что данные ежегодных плановых осмотров оформляются главными управлениями администрации города Тулы по территориальным округам в порядке, предусмотренном формой 3 приложения 8 к настоящим Правилам.
Кроме ежегодного планового осмотра и оценки может проводиться оперативный осмотр в результате чрезвычайных обстоятельств - после ливней, сильных ветров, снегопадов и т.п., в порядке, предусмотренном формой 4 приложения 7 к настоящим Правилам (п. 9.6.6 Правил).
В соответствии с п. 9.7.11 Правил Управление по благоустройству администрации города Тулы обследует объект по представленному и совмещенному строительному генеральному плану с дендрологическим планом и расчет платежей компенсации за снос зеленых насаждений на соответствие факту осуществляется комиссией, создаваемой на основании муниципального правового акта администрации города Тулы. Далее составляется акт комиссионного обследования с определением сумм компенсации. В состав комиссии по обследованию включаются: представитель заинтересованного лица, в интересах которого сносятся зеленые насаждения, представители органов местного самоуправления, в случае необходимости с привлечением иных специалистов.
Контроль за выполнением работ по компенсационному озеленению в денежной и натуральной формах осуществляет отраслевой (функциональный) орган, уполномоченный администрацией города Тулы (п. 9.7.14 Правил).
Проекты капитального ремонта, реконструкции и реставрации зеленых насаждений разрабатываются и утверждаются в установленном порядке. (п. 9.8.7.1 Правил).
Сухостойные, аварийные деревья и кустарники, подлежащие вырубке на основании мониторинговых данных оперативного и других методов обследования, формируются в списки аварийных элементов озеленения с определением объемов производства работ территориальным органом (п. 9.8.8.5 Правил).
Деревья, оцениваемые как аварийные, несущие вследствие усиления ветра и других антропогенных воздействий реальную угрозу здоровью граждан, их имуществу, зданиям и сооружениям, а также деревья, подлежащие удалению в ходе ликвидации аварийных и иных чрезвычайных ситуаций, удаляются в первоочередном порядке в соответствии с актом комиссионного обследования без взимания восстановительной стоимости спасательными звеньями МУ «Центр гражданской защиты и спасательных работ города Тулы» на муниципальных земельных участках и земельных участках, собственность на которые не разграничена (п. 9.8.8.7 Правил).
Согласно п. 9.8.8.8 Правил сухостойные деревья выявляются в вегетационный период - с мая по сентябрь, кроме старого сухостоя (сухостой прошлого года), который можно установить в любое время года.
При этом, сбор информации (обращения) по вопросу удаления аварийных деревьев или их элементов осуществляют главные управления администрации города Тулы по территориальным округам по месту нахождения аварийного дерева. Главные управления администрации города Тулы по территориальным округам организуют работы по удалению аварийных деревьев в максимально короткие сроки (п. 9.8.8.9 Правил).
Для принятия оперативных мер главное управление администрации города Тулы по соответствующему территориальному округу формирует комиссию по оценке состояния указанного в конкретном обращении аварийного дерева с привлечением лица или представителя организации, ходатайствующей об удалении аварийного дерева или его элементов. В состав комиссии включаются представители управления по благоустройству администрации города Тулы, главного управления администрации города Тулы по соответствующему территориальному округу и в случае необходимости иные представители в области создания, содержания, охраны зеленых насаждений (п. 9.8.8.10 Правил).
Комиссия осуществляет оценку состояния дерева, степень его угрозы населению, имуществу и сооружениям и принимает решение по его удалению или удалению только опасных элементов. По результатам работы комиссии составляется акт обследования аварийного дерева (п. 9.8.8.11 Правил).
Согласно п. 9.8.14.1 Правил контроль за вырубкой зеленых насаждений, за проведением компенсационного озеленения в натуральной форме, а также производством работ по вырубке в соответствии с требованиями, установленными настоящими Правилами, осуществляется управлением по благоустройству администрации города Тулы, управлением по административно-техническому надзору и другими органами в области охраны окружающей среды.
В соответствии с решением Тульской городской думы от 28.10.2015 №17/456 «О переименовании управления жизнеобеспечения и благоустройства администрации города Тулы и об утверждении Положения «Об управлении по благоустройству администрации города Тулы» управление жизнеобеспечения и благоустройства администрации города Тулы переименовано в Управление по благоустройству администрации города Тулы (далее Управление).
Решением Тульской городской Думы от 26.09.2018 №57/1386 утверждено Положение об Управлении по благоустройству администрации города Тулы (далее по тексту – Положение).
В соответствии с п. 1.1 Положения Управление по благоустройству администрации города Тулы (далее - управление) является муниципальным казенным учреждением, отраслевым (функциональным) органом администрации города, обеспечивающим полномочия администрации города по организации благоустройства территории муниципального образования город Тула.
Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными правовыми актами РФ, Тульской области, муниципальными правовыми актами муниципального образования город Тула, Уставом муниципального образования город Тула, настоящим Положением (п. 1.2 Положения).
Управление обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, штамп и соответствующие бланки со своим наименованием с изображением герба города Тулы, лицевые счета в органах, осуществляющих исполнение бюджета, наделяется муниципальным имуществом на праве оперативного управления (п. 1.3 Положения).
Пунктом 2.1. Положения установлено, что в целях формирования и реализации единой политики в сфере благоустройства муниципального образования города Тулы, а также в целях решения вопросов местного значения, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», управление решает следующие задачи: координация работ по благоустройству территории города; координация мероприятий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения; иные задачи в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Тульской области и муниципальными правовыми актами муниципального образования город Тула, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в сфере благоустройства и организации похоронного дела.
Согласно п. 3.1 Положения для реализации указанных задач управление в соответствии с законодательством Российской Федерации выполняет следующие функции, в том числе: - организация благоустройства и озеленения территории; организация санитарной уборки территории общего пользования; организация механизированной очистки территории общего пользования; координация вопросов по благоустройству мест массового отдыха населения; организация ритуальных услуг и содержания мест погребений; реализация проекта «Народный бюджет» в муниципальном образовании город Тула; разработка и реализация муниципальных программ муниципального образования город Тула в пределах компетенции управления; координация работ по наружному освещению; организация мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных; организация взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственного и муниципального контроля и надзора, природоохранными органами, общественными организациями, участвующими в осуществлении государственной политики по охране окружающей среды в соответствии с действующим законодательством; выполнение функций главного распорядителя бюджетных средств; выполнение функций администратора доходов; ведение реестра расходных обязательств; выполнение функций муниципального заказчика; осуществление муниципального финансового контроля подведомственных управлению учреждений; осуществление иных полномочий, отнесенных к деятельности органов местного самоуправления в сфере благоустройства; организация приема граждан должностными и уполномоченными лицами администрации муниципального образования в пределах компетенции; осуществление контроля рассмотрения и исполнения документов, обращений граждан и организаций, зарегистрированных в управлении; обеспечение в постоянном режиме работы в администрации муниципального образования системы личного приема граждан, обратившихся на личный прием в приемные Президента Российской Федерации, приемные государственных органов или органов местного самоуправления в режиме видеосвязи, аудиосвязи и иных видов связи; обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан и организаций и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок; подготовка информации о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, зарегистрированных в подразделении администрации муниципального образования, а также о мерах, принимаемых по таким обращениям, в пределах компетенции; осуществляет функции и полномочия учредителя и собственника муниципального имущества в отношении подведомственных муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с муниципальными правовыми актами.
Главой 4 Положения установлено, что для решения возложенных задач управление имеет право: взаимодействовать с отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации города Тулы, органами государственной власти, организациями по вопросам, относящимся к функциям управления; запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацию по вопросам, относящимся к функциям управления; привлекать в установленном законом порядке экспертов, ученых, специалистов академических, проектно- и научно-исследовательских институтов по вопросам, отнесенным к функциям управления; проводить совещания для рассмотрения вопросов, входящих в функции и полномочия управления; выступать истцом и ответчиком в судебных органах в соответствии с действующим законодательством; осуществлять сбор, систематизацию и анализ статистических отчетов, информации, справок и других документов по вопросам, входящим в функции и полномочия управления; разрабатывать проекты муниципальных правовых актов муниципального образования город Тула по отраслям, входящим в сферу деятельности управления; осуществлять иные права в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами РФ, Тульской области, муниципальными правовыми актами муниципального образования город Тула, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в сфере благоустройства и похоронного дела.
При таком положении содержание земельного участка, на котором произошло рассматриваемое событие, является обязанностью Управления по благоустройству администрации города Тулы.
Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является Управление по благоустройству администрации города Тулы.
В обоснование размера причиненного ущерба истцом в материалы дела представлен отчет об оценке рыночной стоимости услуг по восстановительному ремонту автотранспортного средства Киа Сид, государственный регистрационный знак № от дата г., выполненный ООО «Тульская независимая оценка», согласно которому стоимость восстановительного ремонта автомобиля составила <...> рублей.
В ходе судебного разбирательства по настоящему гражданскому делу представителем ответчиков содержащиеся в заключении отчета об оценке № № от дата г. данные о стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства Киа Сид, государственный регистрационный знак № принадлежащего Ликатнову Д.Ю., не оспаривались.
Каких-либо доводов и доказательств, вызывающих сомнения в обоснованности выводов экспертов, стороны суду не представили.
Согласно ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные вопросы. Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным ст. 67 ГПК РФ.
Вместе с тем, это не означает право суда самостоятельно разрешить вопросы, требующие специальных познаний в определенной области науки.
Таким образом, представленное в материалы дела экспертное заключение оценивается судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.
Учитывая изложенное, оценив отчет об оценке № № от дата г., выполненный ООО «Тульская независимая оценка», в совокупности с имеющимися в деле доказательствами, суд приходит к выводу о том, что оно является последовательным, согласуется с другими доказательствами по делу.
Таким образом, суд полагает возможным взять за основу расчета возмещения ущерба данные, изложенные в отчете об оценке № № от дата г., выполненном ООО «Тульская независимая оценка».
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным определить размер ущерба, причиненного автомобилю истца, возникшего в результате повреждений, полученных при падении дерева в период с <...> мин. дата г. до <...> мин. дата г. в размере <...> рублей.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что с Управления по благоустройству администрации г. Тулы в пользу истца Ликатнова Д.Ю. подлежит взысканию материальный ущерб в размере <...> рублей.
Поскольку с целью восстановления и защиты своего нарушенного права за составление отчета об оценке № № от дата г., выполненного ООО «Тульская независимая оценка», истец понес дополнительные затраты в размере 8800 руб., что подтверждается договором № № дата г. и чеком по операции № № от дата, суд относит данные расходы к убыткам истца, которые подлежат возмещению за счет ответчика Управления по благоустройству администрации города Тулы в силу ст. 15 ГК РФ в полном объеме.
Суд признает данные расходы необходимыми, связанными с рассмотрением настоящего дела, подлежащими возмещению истцу Управлением по благоустройству администрации города Тулы.
Довод представителя ответчика Управления по благоустройству администрации города Тулы о том, что если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен, или в возмещении вреда может быть отказано, суд находит ничтожным, так как в ходе рассмотрения дела факт неосторожности Ликатнова Д.Ю. не нашел своего подтверждения. Относимые, допустимые и достоверные доказательства данному обстоятельству суду не представлены.
Разрешая требования истца о взыскании с ответчика судебных расходов, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Как следует из материалов дела, истцом также понесены расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> руб., что подтверждается чеком по операции Сбербанк от дата.
При таких обстоятельствах в соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Управления по благоустройству администрации города Тулы в пользу истца Ликатнова Д.Ю. подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в указанном выше размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Ликатнова Д.Ю. удовлетворить частично.
Взыскать с Управления по благоустройству администрации г. Тулы в пользу Ликатнова Д.Ю., дата г. рождения, уроженца г. Тулы, зарегистрированного по адресу: <адрес> материальный ущерб в размере <...> рублей, расходы по оплате услуг оценщика в размере <...> рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере <...> рубля, а всего: <...>
В удовлетворении исковых требований Ликатнова Д.Ю. к администрации города Тулы - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Привокзальный районный суд города Тулы в течение месяца.
Председательствующий: