Дело № 2-1222/2023 (УИД: 44RS0001-01-2023-000116-68)
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2023 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Нефёдовой Л.А.
при секретаре судебного заседания Макарычеве Д.М.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Костромы в интересах Соловьевой Елены Викторовны к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Костромы обратился в Свердловский районный суд г.Костромы с иском в интересах Соловьевой Елены Викторовны к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить необходимыми лекарственными препаратами, в том числе, препаратом Амиодарон своевременно в необходимом объеме по медицинским показаниям.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой г. Костромы проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан, в ходе которой было установлено, что Соловьева Е.В., 19.08.1956 года рождения, является инвалидом ... группы, наблюдается в ОПВ №3 ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №1» с диагнозом ..., в связи с чем имеет право на льготное лекарственное обеспечение. При этом Соловьева Е.В. в нарушение требований законодательства необходимыми лекарственными препаратами своевременно не обеспечивается, что подтверждается информацией, представленной Департаментом здравоохранения Костромской области.
В ходе судебного разбирательства истец требования уточнил, просил возложить на ответчика обязанность организовать обеспечение Соловьёвой Е.В. необходимыми лекарственными препаратами, в том числе ... своевременно в необходимом объеме по медицинским показаниям.
В судебном заседании помощник прокурора г. Костромы Михина Д.А. исковые требования с учетом уточнения поддержала.
Материальный истец Соловьева Е.В, уточненные исковые требования поддержала, суду пояснила, что льготными лекарственными препаратами она обеспечивается несвоевременно и не в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Костромской области Пекишев П.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании не участвует, в адрес суда представил письменный отзыв, в котором указал, что исковые требования не признает, указав, что в полномочия Департамента не входит обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а лишь организация работы по обеспечению населения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам. В то же время истец просит обязать департамент здравоохранения Костромской области обеспечить Соловьеву Елену Викторовну, <дата> г.р., необходимыми лекарственными препаратами, в том числе лекарственным препаратом «Амиодарон», а не организовать обеспечение данными лекарственными средствами, Кроме того, ссылаясь на действующее законодательство, указал, что департамент здравоохранения Костромской области осуществляет организацию обеспечения населения Костромской области медицинскими изделиями на основании заявок областных государственных медицинских организаций, а не по медицинским показаниям. Таким образом, без получения заявки ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 1» и без закупки ГУП «Костромская областная аптечная база» лекарственных препаратов, в которых нуждается материальный истец, департамент здравоохранения Костромской области субъективно не сможет организовать обеспечение лекарственными препаратам Соловьевой Е.В. Также сообщил, что тз представленных счетов на Соловьеву Е.Н. за 2022 год и истекший период 2023 года видно, что все рецепты, выписанные ей в ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 1» обслужены или находятся на отсроченном обслуживании. Кроме того, исковые требования не подлежат удовлетворению, по мнению представителя, поскольку не содержат международных непатентованных наименований лекарственных препаратов, необходимых Соловьевой Е.В., за исключением лекарственного препарата ...
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:
Согласно Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).
Исходя из данного конституционного положения, законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.
В соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечивается посредством предоставления медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно п. 2 ст. 19 Закона, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В силу ч. 2 ст. 80 данного Федерального закона при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», и медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека. Порядок формирования перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1).
В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (п. 5 ч. 2).
В соответствии со ст. 82 данного Закона источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
Положениями ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 № 2505 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, согласно разделу V которой источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации для их осуществления органам местного самоуправления), а также средства обязательного медицинского страхования.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Так, в приложении №1 Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, названы неработающие инвалиды II группы, которые имеют право на получение бесплатно по рецепту врача всех лекарственных средств, средств медицинской реабилитации, калоприемников, мочеприемников и перевязочных материалов (по медицинским показаниям)
Приказом Департамента здравоохранения Костромской области от 20.12.2018 № 695 утверждён Порядок организации льготного обеспечения жителей Костромской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении.
В силу п.1.3.6 к региональным льготникам относятся жители Костромской области, имеющие право на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания по рецептам врачей (фельдшеров) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Право на обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств областного бюджета имеют региональные льготники, включенные в Регистр региональных льготников, а также федеральные льготники (при невозможности обеспечения их за счет средств федерального бюджета) ( п.1.5 Порядка).
Как установлено судом, Соловьева Е.В., <дата> года рождения, является инвалидом ... группы, наблюдается в ОПВ №3 ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №1» с диагнозом ...
Как следует из информации, представленной заведующей ОПВ №3 ОГБУЗ ОБ КО №1 ФИО7, Соловьевой Е.В. рекомендовано применение следующих лекарственных средств: ...
Соловьевой Е.В. за период с 01.01.2022 г. по 12.05.2022 г. были выписаны рецепты на лекарственные средства ...
Из представленных счетов на пациента следует, что необходимыми лекарственными препаратами Соловьева Е.В. обеспечивается несвоевременно и не в полном объеме. Так, рецепты в отношении лекарственного препарата ... находятся на отсроченном обеспечении. Ранее лекарственным средством ... при предъявлении рецепта <дата> истец была обеспечена <дата> Рецепт в отношении лекарственного препарата ... был предъявлен в аптечную организацию <дата>, а обслужен был <дата>, затем <дата>, а обслужен был только <дата> Рецепт на лекарственный препарат ... был предъявлен в аптечную организацию <дата>, а обслужен был <дата> Рецепт на лекарственное средство ... был предъявлен в аптечную организацию <дата>, а обслужен был <дата>, затем <дата>, а обслужен был <дата>, Рецепт в отношении лекарственного препарата ... был предъявлен для обслуживания <дата>, а обслужен был только <дата> Рецепт в отношении лекарственного препарата ... был предоставлен в аптеку <дата>, был обслужен только <дата>, затем <дата>, был обслужен <дата>
Из анализа приведенных норм следует, что федеральный законодатель, устанавливая льготное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, определил обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации данной государственной гарантии в соответствии с соответствующим перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти. Истец Соловьева Е.В. является инвалидом II группы, что, в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, дает ей право на обеспечение лекарственными препаратами бесплатно. В силу этого истец должен быть обеспечен лекарственными средствами в необходимом размере.
В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
В соответствии с п. 27 Положения Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесплатно и со скидкой 50% за счет средств областного бюджета, в том числе своевременное обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Из п. 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и возложения на Департамент здравоохранения Костромской области обязанности обеспечить Соловьеву Е.В. лекарственными препаратами ... в необходимом объеме по медицинским показаниям.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Костромы в интересах Соловьевой Елены Викторовны к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами -удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Соловьевой Елены Викторовны, <дата> года рождения, лекарственными препаратами ... в необходимом количестве по медицинским показаниям.
Разъяснить ответчику, что он вправе в течение семи дней с момента получения копии заочного решения подать в Свердловский районный суд г. Костромы заявление об отмене решения, в котором должны быть указаны обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья: Л.А. Нефёдова
Решение принято в окончательно форме: 07 марта 2023 года
Председательствующий судья: Л.А. Нефёдова