Судья Назарук Р.В.
(дело № 12-49/2023)
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Ханты-Мансийск 7-52/2024 08 февраля 2024 года
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Хасанова И.Р.,
с участием представителя АО «Транснефть - Сибирь» по доверенности Бушухина Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Акционерного Общества «Транснефть - Сибирь» на решение судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника Кондинского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08 августа 2023 года № 06-064/2023 (далее - постановление от 08 августа 2023 года № 06-064/2023), Акционерное Общество «Транснефть - Сибирь» (далее АО «Транснефть-Сибирь», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей за то, что 13 июня 2023 года в 11 часов 20 минут в ходе использования участка лесного фонда Российской Федерации в квартале № 129 выделе № 32 Учинского урочища Учинского участкового лесничества Урайского территориального отдела - лесничества на основании договора аренды лесного участка от 16 ноября 2009 года № 037/09-18 с целью строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, под объект «Магистральные нефтепроводы «Красноленинск-Шаим-Конда, Шаим-Конда, Шаим-Тюмень, Сургут-Горький-Полоцк, Холмогоры-Клин», нарушило требования лесного законодательства Российской Федерации, а именно, пункт 44 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года № 1614 (далее по тексту - Правила пожарной безопасности в лесах), выразившихся в нахождении горючих материалов в полосе отвода и охранной зоне магистрального нефтепровода «Красноленинск-Шаим-Конда» 293,5-294 км, проходящего через лесные массивы.
Не согласившись с постановлением от 08 августа 2023 года № 06-064/2023, защитник АО «Транснефть-Сибирь» обратился с соответствующей жалобой в суд первой инстанции, в жалобе защитник просил отменить постановление и прекратить производство по делу.
Решением судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 ноября 2023 года, постановление от 08 августа 2023 года № 06-064/2023 отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Кондинский отдел Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, защитник АО «Транснефть - Сибирь» Бушухин Д.С. выражает несогласие с принятым судьей районного суда решением, просит его отменить, производство по делу прекратить. Указал, что согласно Выписке из государственного лесного реестра № 86/013/23/110 от 15 ноября 2023 года, представленной Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в выделе 32 квартала 129 нефтепровод «Красноленинск-Шаим-Конда», а также полоса отвода и охранная зона указанного нефтепровода отсутствуют. Данный факт также подтвержден Выпиской из государственного лесного реестра Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 июня 2023 года № 86/013/23/51, представленной в суд административным органом. Также указал, что между АО «Транснефть - Сибирь» и Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 04 апреля 2019 года заключено дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка 037/09-18 от 16 ноября 2009 года. Приложением № 2 данного соглашения определены основные характеристики лесного участка, переданного в аренду. Согласно данного приложения, участок лесного фонда, расположенный в квартале № 129 выделе № 32, не относится к арендованному участку АО «Транснефть - Сибирь». Указал, что поскольку место совершения административного правонарушения неверно установлено Природнадзором Югры, начиная с начальной стадии проведения проверки, а именно, начиная с осмотра лесных участков от 13 июня 2023 года, а далее при составлении Акта, Протокола и Постановления, при этом срок проведения проверки, предусмотренный Решением, истек 16 июня 2023 года, и повторно провести контрольные мероприятия невозможно, данные нарушения являются неустранимыми. Полагает, что при таких обстоятельствах, при вынесении решения у судьи районного суда имелись основания, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для прекращения административного дела, поскольку в ходе рассмотрения дела установлены обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель АО «Транснефть - Сибирь» по доверенности Бушухин Д.С. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Юридическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Должностное лицо административного органа в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратился, сведений об уважительности причины неявки не предоставил.
Оснований для признания обязательным присутствия законного представителя АО «Транснефть - Сибирь», должностного лица административного органа не имеется, в связи с чем, судья считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Выслушав объяснения защитника юридического лица, изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения судьи первой инстанции.
Частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в виде административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В силу статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров. Охрана от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров лесах.
Согласно части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе и проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
В соответствии с пунктом 44 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года № 1614 (далее по тексту Правила), полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через трубопроводы не более чем через каждые 7 километров устраиваются переезды для пожарной техники, прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2 - 2,5 метра вокруг строений, а также вокруг колодцев на трубопроводах.
В соответствии с пунктом 45 Правил, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов, а также при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 26 - 31 настоящих Правил.
С 28 апреля 2023 года распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 апреля 2023 года № 8-нп на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры установлен пожароопасный сезон.
Из материалов дела усматривается, что 25 июля 2023 года за нарушение пункта 44 Правил пожарной безопасности в лесах, в отношении АО «Транснефть-Сибирь» старшим инспектором Службы Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Кротовым А.В. был составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях № 06-064/2023.
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужили результаты внеплановой выездной проверки, проводимой в отношении АО «Транснефть-Сибирь» на основании Решения первого заместителя руководителя Природнадзора Югры Бирюкова А.А. от 05 июня 2023 года № 2092833-6-60 в период с 13 по 16 июня 2023 года.
По результатам выездной проверки установлено нахождение горючих материалов (сухих порубочных остатков в виде срубленных кустарников и подроста деревьев) в полосе отвода и охранной зоне магистрального нефтепровода «Красноленинск-Шаим-Конда» 293.5-294», проходящего через лесные массивы, в период действия пожароопасного сезона 2023 года, что является нарушением требования главы X пункта 44 Правил пожарной безопасности в лесах, согласно которым полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через трубопроводы не более чем через каждые 7 километров устраиваются переезды для пожарной техники, прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2 - 2.5 метра вокруг строений, а также вокруг колодцев на трубопроводах.
Протоколом осмотра от 13 июня 2023 года установлено, что в 11 часов 20 минут на участке лесного фонда, расположенном в квартале № 129 выделе № 32 Учинского урочища Учинского участкового лесничества Урайского территориального отдела – лесничества, зафиксировано нахождение горючих материалов (сухих порубочных остатков в виде срубленных кустарников и подроста деревьев) в полосе отвода и охранной зоне магистрального нефтепровода «Красноленинск-Шаим-Конда» 293.5-294 км. АО «Транснефть-Сибирь», проходящего через лесные массивы.
Координаты мест фиксации нахождения горючих материалов в системе WGS-84: точка №1 (1108) N 59° 57" 22.76" E 65° 32" 05.98", точка №2 (1109) N 59° 57" 27.88" Е 65° 32" 04.88", точка №3 (1110) N 59° 57; 23,59" F 65° 32" 22.97" (фототаблица к протоколу осмотра от 13 июня 2023 года). Замеры координат определены GPS-навигатором Garmin GPSmap64st.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения начальником Кондинского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановления от 08 августа 2023 года № 06-064/2023 о признании АО «Транснефть-Сибирь» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей.
Отменяя постановление административного органа от 08 августа 2023 года № 06-064/2023 и возвращая дело на новое рассмотрение в Кондинский отдел Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, судья районного суда исходил из того, что, несмотря на фиксацию нарушений Правил пожарной безопасности в лесах в полосе отвода и охранной зоне магистрального нефтепровода «Красноленинск-Шаим-Конда» 293,5-294 км., административным органом с достоверностью не установлено место совершения Обществом правонарушения, которое подлежит уточнению.
Доводы, на основании которых судья пришел к таким выводам, подробно мотивированы в судебном решении, и оснований не согласиться с ними не нахожу.
Как пояснил 17 ноября 2023 года в судебном заседании судье районного суда представитель Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Матыгина Л.А., и её доводы подтверждены представленными доказательствами, место совершения Обществом административного правонарушения установлено Актом проведения внеплановой проверки от 16 июня 2023 года, протоколом осмотра, в котором зафиксировано место правонарушения. К протоколу осмотра прилагается фототаблица с привязкой к месту фиксации административного правонарушения, фотографии с табличной информацией о собственнике объекта, названия объекта и километр магистрального нефтепровода, видео-фиксацией с привязкой к километрам магистрального нефтепровода «Красноленинск-Шаим-Конда», абрисом с привязкой к местности.
Действующий на дату проведения выездной внеплановой проверки договор аренды лесного участка от 16 ноября 2009 года № 37/09-18 составлен по лесохозяйственному регламенту от 01 января 2009 года. Согласно материалам лесоустройства от 2009 года, координаты мест фиксации нахождения горючих материалов с привязкой к объекту магистрального нефтепровода «Красноленинск-Шаим-Конда» 293,5-294 км» располагаются в квартале 129 выдел 32 Учинского участкового лесничества Урайского территориального отдела-лесничества.
Согласно материалам лесоустройства от 2018 года (дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка № 037/09-18 от 16 ноября 2009 года), координаты мест фиксации нахождения горючих материалов с привязкой к объекту магистрального нефтепровода «Красноленинск-Шаим-Конда» 293,5-294 км» располагаются в квартале 129 выдел 35 Учинского участкового лесничества Урайского территориального отдела-лесничества.
При этом, изменения в лесохозяйственном регламенте 2018 года номера выдела с 32 на 35 не переносят расположение линейного объекта или часть этого объекта - магистрального нефтепровода «Красноленинск-Шаим-Конда» 293,5-294 км» на 1 740 метров, конфигурация расположения полосы отвода под магистральный нефтепровод «Красноленинск-Шаим-Конда» 293,5-294 км» не меняется, географическое место выявления нарушения - нахождения горючих материалов в полосе отвода и охранной зоне трубопровода 293,5-294 км. остается в пределах зафиксированных координат (неизменно).
Аналогичные доводы изложены должностным лицом в письменных возражениях на жалобу юридического лица, поступивших в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 данного Кодекса.
В силу части 2 статьи 28.2 указанного Кодекса в протоколе об административном правонарушении указываются место, время совершения и событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.
Положениями п. 4 ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Однако, при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом были допущены существенные нарушения процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. В нарушение требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопросы, имеющие значение для правильного разрешения дела, исследованы не были, обстоятельства, подлежащие установлению, не выяснены, надлежащая оценка им не дана, дело должным образом не рассмотрено.
Некорректное изложение в протоколе об административном правонарушении данных земельного участка при наличии географических координат не свидетельствуют о неверном определении места совершения административного правонарушения, это обстоятельство может быть восполнено при рассмотрении дела.
Таким образом, уполномоченное должностное лицо Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при новом рассмотрении не лишен возможности устранить недостаток протокола об административном правонарушении в части уточнения места совершения административного правонарушения при рассмотрении дела по существу на основании представленных с протоколом об административном правонарушении материалов.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что срок давности привлечения к административной ответственности не истек, а должностному лицу Кондинского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры необходимо уточнить место совершения АО «Транснефть-Сибирь» вмененного административного правонарушения с учетом изменения в лесохозяйственном регламенте 2018 года, полагаю, что судьей районного суда принято правильное решение о направлении дела на новое рассмотрение должностному лицу административного органа.
Доводы жалобы удовлетворению не подлежат, так как в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд первой инстанции вправе по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении вынести решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело.
Доводы жалобы о необходимости отмены постановления должностного лица и прекращения дела удовлетворению не подлежат, так как при новом рассмотрении дела должностному лицу государственной инспекции труда требуется на основании главы 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изучить представленные доказательства и вынести основанное на нормах закона постановление, в том числе с учетом доводов юридического лица о его невиновности в совершении правонарушения.
В связи с чем, решение суда первой инстанции не противоречит процессуальным требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не нарушает прав лица, привлекаемого к ответственности, на вынесение законного и обоснованного постановления при новом рассмотрении дела должностным лицом административного органа.
При таком положении основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Решение судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного Общества «Транснефть - Сибирь», оставить без изменения, жалобу Акционерного Общества «Транснефть - Сибирь» - без удовлетворения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры подпись И.Р. Хасанова
Копия верна:
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры И.Р. Хасанова