Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2449/2024 ~ М-1702/2024 от 10.04.2024

УИД: 34RS0008-01-2023-007050-97

Дело №2-2449/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 июня 2024 года г. Волгоград

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

Председательствующего судьи Штапаук Л.А.,

При секретаре судебного заседания П.,

С участием представителя ответчиков Администрации города Волгограда, Департамента городского хозяйства города Волгограда А., представителя ответчика ГУ МВД России по Волгоградской области С., действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А. действующей в интересах несовершеннолетних детей А., А., А. Артёма А., а также других Волгоградских детей, родителей - автомобилистов к Департаменту городского хозяйства города Волгограда, Администрации города Волгограда, ГУ МВД России по Волгоградской области о признании незаконным организации разметок, дорожного знака, возложении обязанности по обеспечению выполнения работ, направленных на приведение в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения дорог, о признании установленным фактом отсутствие официальных парковок с разрешёнными знаками, о признании отсутствия официальных парковок с разрешёнными знаками,

У С Т А Н О В И Л:

Первоначально истец А. действующая в интересах несовершеннолетних детей А., А., А., а также других Волгоградских детей, родителей - автомобилистов обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту городского хозяйства города Волгограда, Управлению ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области о признании незаконным организации разметок, дорожного знака, возложении обязанности по обеспечению выполнения работ, направленных на приведение в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения дорог.

Свои требования мотивирует тем, что в августе 2023 года истец остановилась напротив аптеки Плюс ФАРМ+МЕД ООО (400087 город Волгоград, ...В) по ... для покупки лекарственных средств для своих несовершеннолетних детей. Истца наказали за родительскую сознательность и ответственность штрафом в №... рублей (со скидкой от №... рублей), потому что напротив аптеки (а в этом месте расположено три аптеки, несколько больших продуктовых магазинов) нет предусмотренных для горожан Волгограда бесплатных парковочных карманов для автомобилей.

Таким образом, в городе Волгограде активно создаётся некомфортная городская среда, фактически запрещающая гражданам автомобилистам выполнять свои родительские обязанности, удовлетворять свои базовые потребности для сохранения М. и активной жизнедеятельности (у многих магазинов в городе также нельзя парковаться, что мешает приобретению продуктов и др.), посещать различные организации и получать услуги. Всё это гарантирует лишение горожан комфортной городской среды в городе Волгограде, которая невозможна без бесплатных парковочных карманов напротив или рядом с аптеками, магазинами и другими организациями.

Большинство улиц (проезжая часть) не имеют оформленных парковочных карманов рядом с аптеками, магазинами и др. организациями, услугами которыми пользуются горожане-автомобилисты (власть лишает горожан возможности приобретать лекарственные средства, продукты для своих детей, пожилых родителей, маломобильных пациентов и др. категорий граждан без штрафов, которые, обогащая казну, уменьшают бюджет каждой Волгоградской семьи, имеющей автомобиль), а существующие полосы для общественного транспорта имеют знаки, запрещающие парковаться в местах рядом с жизненно важными горожанам учреждениями что лишает возможности людей купить лекарственное средство своему больному ребёнку, продукты детям, пожилым родителям.

При этом, горожанам не предоставили организованные парковочные места на бесплатной основе, но штрафы за неправильную парковку активно собирают, оставляя проблему наличия парковочных карманов в зонах активного посещения не разработанными, не сделанными.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец А. с учётом уточнённых исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просит суд

признать незаконной организацию разметок, расстановку дорожного знака 5.14 полоса общественного транспорта без предусмотренных бесплатных парковочных карманов с аптеками, магазинами и др. организациями, услугами которыми пользуются горожане (из которого следует запрет парковать автомобили в Волгограде по ... рядом с аптеками (аптека Вита-Центральная №... ООО Юпитер, аптека Плюс ФАРМ+МЕД ООО, аптека М.), магазинами Магнит и др., что противоречит комфортной городской среде и интересам Волгоградцев автомобилистов; признать, незаконным выполненную разметку белой сплошной линией по ... и установление знака 5.14 - полосы для общественного транспорта без одномоментной организации с этим знаком парковочных карманов для автомобилей Волгоградцев (граждан Волгограда) на бесплатной основе, поскольку посещение аптек, магазинов в этом месте невозможно без парковки машины в указанной локации; признать незаконным выполненную разметку белой сплошной линией по проспекту имени Ж., рядом с военным госпиталем, и установление знака 5.14 - полосы для общественного транспорта без одномоментной организации с этим знаком парковочных карманов для автомобилей Волгоградцев (граждан Волгограда) на бесплатной основе напротив входной двери пункта пропуска посетителей госпиталя, поскольку посещение раненных существенно затруднено неправильной организацией городской среды в Волгограде; запретить выделять полосы для общественного транспорта в городе Волгограде знаком 5.14 без одновременной организации парковочных карманов для автомобилей горожан на бесплатной основе, создавая комфортную городскую среду для горожан Волгограда и возможности для удовлетворения их базовых потребностей в приобретении лекарственных средств родителями - автомобилистами (и др. категориями граждан) для своих детей, пожилых родителей, покупки продуктов и др.; признать установленным фактом отсутствие официальных парковок с разрешёнными знаками на возможность парковки без эвакуации и без штрафа по ... рядом с многочисленными аптеками, магазинами, наличие полосы общественного транспорта без парковочных карманов с большой их потребностью рядом с военным госпиталем по проспекту им. М. Ж.; признать отсутствие официальных парковок с разрешёнными знаками по ... рядом с многочисленными аптеками, магазинами, наличие полосы общественного транспорта без парковочных карманов с большой их потребностью рядом с военным госпиталем по проспекту им. М. Ж. - ненадлежащей организацией безопасного дорожного движения в городе Волгограде.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация города Волгограда, а также произведена замена ответчика Управление ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области на ГУ МВД России по Волгоградской области.

Истец А. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом. До начала судебного заседания представила заявление содержащее обоснование заявленных исковых требований, в котором просит рассмотреть дело в её отсутствие ввиду занятости в организации рабочих процессов.

В судебном заседании представитель ответчиков Администрации города Волгограда, Департамента городского хозяйства города Волгограда А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по доводам, подробно изложенным в письменных возражениях, приобщенным к материалам дела.

Представитель ответчика ГУ МВД России по Волгоградской области С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований ввиду отсутствия правовых оснований для их удовлетворения, по доводам, подробно изложенным в письменных возражениях. Дополнительно пояснила, что истец не уполномочена обращаться в суд с требованиями в защиту интересов неопределённого круга лиц.

Согласно ст.6.1 ГПК РФ судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки. Разбирательство дел в судах осуществляется в сроки, установленные ГПК РФ. Продление этих сроков допустимо в случаях и в порядке, которые установлены указанным Кодексом, но судопроизводство должно осуществляться в разумный срок.

Исходя из изложенного, принимая во внимание то, что реализация участниками гражданского процесса своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, исходя из необходимости соблюдения баланса интересов сторон, право истца на своевременное рассмотрение дела, суд с учётом мнения представителей ответчиков, положений ст.167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство в части требований А. действующей в интересах Волгоградских детей, родителей - автомобилистов к Департаменту городского хозяйства города Волгограда, Администрации города Волгограда, ГУ МВД России по Волгоградской области о признании незаконным организации разметок, дорожного знака, возложении обязанности по обеспечению выполнения работ, направленных на приведение в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения дорог прекращено.

Выслушав представителей ответчиков, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В силу ч. 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно пункту 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Статьёй 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе. Таким образом, выбор способа защиты нарушенного права должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В статье 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» указано, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством: осуществления деятельности по организации дорожного движения; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», одним из вопросов местного значения городского поселения является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с решением Волгоградской областной думы от 22 марта 2017 № 55/1587 «Об утверждении положения о департаменте городского хозяйства администрации Волгограда», к полномочиям департамента городского хозяйства администрации Волгограда относятся:

В области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения Волгограда, а также иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством:

Осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, организацию дорожного движения в границах Волгограда в соответствии с законодательством.

Организует, координирует и контролирует деятельность по созданию и обеспечению функционирования парковок (парковочных мест).

Осуществляет ведение реестра парковок на автомобильных дорогах местного значения.

Проводит в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, оценку технического состояния автомобильных дорог местного значения на соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения требованиям законодательства.

Утверждает проекты и схемы организации дорожного движения, принимает меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов, при принятии решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения.

Организует разработку программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Волгограда и осуществляет контроль за её эффективным исполнением.

Рассматривает градостроительную документацию в части соблюдения и учёта требований по сохранению и развитию транспортной инфраструктуры.

В соответствии с «Порядком создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения Волгограда», утвержденным решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №..., размещение парковок не должно создавать помех в дорожном движении, снижать его безопасность, противоречить требованиям законодательства, регулирующего отношения, связанные с осуществлением остановки, стоянки транспортных средств.

Как следует из искового заявления и пояснений истца, данных в ходе судебного разбирательства, в августе 2023 года истец А. остановилась напротив аптеки Плюс ФАРМ+МЕД ООО (400087 город Волгоград, ...В) по ... для покупки лекарственных средств для своих несовершеннолетних детей.

Истец была привлечена к административной ответственности за нарушение остановки на полосе для маршрутных транспортных средств по ..., поскольку напротив аптеки нет предусмотренных для горожан Волгограда бесплатных парковочных карманов для автомобилей.

Обращаясь с иском в суд истец А. указывает, что в городе Волгограде создаётся некомфортная городская среда, фактически запрещающая гражданам автомобилистам выполнять свои родительские обязанности, удовлетворять свои базовые потребности для сохранения М. и активной жизнедеятельности (у многих магазинов в городе нельзя парковаться, что мешает приобретению продуктов), посещать различные организации и получать услуги, в связи с отсутствием бесплатных парковочных мест по ... и проспекту им. Жукова.

Разрешая требования истца А. суд исходит из следующего.

Распоряжением Департамента городского хозяйства Администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №...-р с целью обеспечения безопасности дорожного движения, упорядочивания движения транспорта на период эксплуатации автомобильных дорог Волгограда, утверждён проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах Волгограда.

Создание и оборудование парковок осуществляются на основании и в соответствии с проектами организации дорожного движения на автомобильных дорогах, подготовленными, согласованными и утвержденными в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 июля 2020 года № 274 «Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения».

Создание и обеспечение функционирования парковок общего пользования осуществляются при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог.

При возникновении необходимости создания дополнительных парковок общего пользования для функционирования производственных и административных зданий, торговых или общественных центров, образовательных, медицинских, религиозных и иных организаций юридические лица, индивидуальные предприниматели и (или) физические лица вправе обратиться в уполномоченное структурное подразделение администрации Волгограда в сфере дорожной деятельности с заявлением о создании соответствующей парковки общего пользования.

Таким образом, администрация города Волгограда лишь принимает решение по созданию и использованию парковок, а с заявлением об организации парковочного места для транспортных средств должны обращаться учреждения, где должны быть организованы такие места.

Планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документации по организации дорожного движения, документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ (статья 14 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257- ФЗ).

Общие требования к документации по организации дорожного движения установлены в статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которой данная документация разрабатывается в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов. должна соответствовать требованиям законодательства о градостроительной деятельности, законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства о техническом регулировании, а также требованиям муниципальных нормативных правовых актов (часть 1).

Согласно части 4 вышеприведенной статьи, в состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения, требования к которым определены в статьях 17, 18 Закона об организации дорожного движения.

Реализация проектов организации дорожного движения, не прошедших обязательных согласований, не допускается (часть 11 статьи 18 Закона об организации дорожного движения).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 утверждены Правила дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Согласно п. 5.14.1 при организации дорожной разметки может выделяться специально выделенная полоса, по которой транспортные средства, допущенные к движению по полосам для маршрутных транспортных средств, движутся попутно общему потоку транспортных средств.

Учитывая, что планирование дорожной деятельности должно осуществляться исключительно на основании документации по организации дорожного движения, документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляется в установленном законом порядке, суд полагает, что требования истца удовлетворению не подлежат, поскольку им не представлено доказательств того, что оспариваемая дорожная разметка нанесена с нарушением вышеперечисленных норм права.

Исходя из принципа самостоятельности органов местного самоуправления, обязанность совершения определённых действий на орган местного самоуправления может быть возложена судом лишь в случаях предусмотренных законом, при условии, что данная обязанность органом не исполняется.

Из представленного в материалы дела ответа Врио начальника Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения З. от ДД.ММ.ГГГГ №... следует, что сотрудниками отдела Госавтоинспекции Управления МВД России по городу Волгограду обследованы участки автодороги по ... и проспекту им. М. Ж. города Волгограда.

В ходе обследования установлено, что технические средства организации дорожного движения на автомобильных дорогах по ... в Центральном районе, проспекту им. М. Ж. в Дзержинском районе города Волгограда отвечают требованиям действующих нормативов и установлены в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом организации дорожного движения (далее ПОДД).

Исследуя доказательства, соблюдая требования процессуального законодательства, с учётом предусмотренного статьёй 12 ГПК Российской Федерации принципа состязательности сторон, в соответствии со статьёй 56 ГПК РФ, оценивая приобщённые доказательства, суд приходит к выводу о том, что истцом не представлено достоверных, допустимых доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных требований.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований А. действующей в интересах несовершеннолетних детей А., А., А. к Департаменту городского хозяйства города Волгограда, Администрации города Волгограда, ГУ МВД России по Волгоградской области о признании незаконным организации разметок, дорожного знака, возложении обязанности по обеспечению выполнения работ, направленных на приведение в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения дорог отказать.

Требования истца о признании установленным фактом отсутствие официальных парковок с разрешёнными знаками на возможность парковки без эвакуации и без штрафа по ... рядом с многочисленными аптеками, магазинами, наличие полосы общественного транспорта без парковочных карманов рядом с военным госпиталем по проспекту им. М. Ж., о признании отсутствия официальных парковок с разрешёнными знаками по ... рядом с аптеками, магазинами, наличие полосы общественного транспорта без парковочных карманов рядом с военным госпиталем по проспекту им. М. Ж. - ненадлежащей организацией безопасного дорожного движения в городе Волгограде суд также находит не обоснованными.

Само по себе отсутствие официальных парковок необходимых, по мнению истца, по проспекту им. М. Ж. и по ..., не свидетельствует, что администрацией не выполняются требования законодательства в сфере безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах города Волгограда, и не может служить основанием для возложения на администрацию города Волгограда данной обязанности, ограничивая тем самым права органа местного самоуправления на реализацию возложенных в силу закона на него полномочий при осуществлении дорожной деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования А. действующей в интересах несовершеннолетних детей А., А., А. Артёма А. к Департаменту городского хозяйства города Волгограда, Администрации города Волгограда, ГУ МВД России по Волгоградской области о признании незаконным организации разметок, дорожного знака, возложении обязанности по обеспечению выполнения работ, направленных на приведение в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения дорог, о признании установленным фактом отсутствие официальных парковок с разрешёнными знаками, о признании отсутствия официальных парковок с разрешёнными знаками – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья /подпись/      Л.А. Штапаук

    

----------------------------------¬

¦"КОПИЯ ВЕРНА" ¦

¦подпись судьи ________Л.А.Штапаук¦

¦ ¦

¦ секретарь П. ¦

¦ (должность) (Инициалы, фамилия)¦

¦"__" _____________ 20__ г. ¦

------------------------------------------¬

¦Подлинный документ подшит в деле (наряде)¦

¦дело №__________,том № __________, лист ¦

¦дела____________ ¦

¦ секретарь судебного заседания ______ ¦

¦ (должность) ¦

¦ П. ______ ¦

¦ (подпись и расшифровка) ¦

L------------------------------------------

2-2449/2024 ~ М-1702/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Абрамова Мария Викторовна
Ответчики
Департамент городского хозяйства города Волгограда
Администрация г. Волгограда
ГУ МВД России по Волгоградской области
Суд
Центральный районный суд г. Волгограда
Судья
Штапаук Лариса Александровна
Дело на странице суда
zent--vol.sudrf.ru
10.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2024Передача материалов судье
12.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2024Судебное заседание
05.06.2024Судебное заседание
10.06.2024Судебное заседание
24.06.2024Судебное заседание
01.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее