Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2007/2022 ~ М-1187/2022 от 01.04.2022

№2-2007/2022

44RS0001-01-2022-001573-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 апреля 2022 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Скородумова Д.Н., при секретаре Антоновой И.В., с участием прокурора ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вохомского района в интересах ФИО3 к Департаменту здравоохранения Костромской области об обязании организовать обеспечение медицинскими изделиями,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Вохомского района обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим иском в интересах ФИО3. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района на основании заявления ФИО3 по вопросу необеспечения её в полном объеме средствами диагностики (тест-полосками для глюкометра), как лица, страдающей заболеванием сахарный диабет, проведена проверка и установлено следующее. ФИО3, <дата> г.р. состоит на учете у врача-эндокринолога с <дата> с диагнозом: сахарный диабет 2 типа. Согласно выписке из медицинской карты врачом–эндокринологом ФИО3 назначен лекарственный препарат: Метформин 500 мг – 2 ед. в сутки. В связи с наличием указанного заболевания ФИО3 необходим контроль уровня сахара в крови. Согласно информации, представленной ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» ФИО3 в 2020 году, 2021 и в истекшем периоде 2022 года тест-полосками не обеспечивалась. Таким образом, ФИО3, как лицо, страдающее заболеванием сахарный диабет 2 типа, подлежит обеспечению средствами диагностики – тест-полосками для определения уровня сахара в крови, бесплатно. Неполучение соответствующих медицинских изделий ФИО3 свидетельствует о ненадлежащей организации обеспечения медицинскими изделиями Департаментом здравоохранения Костромской области. На основании изложенного прокурор просил суд обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать бесперебойное обеспечение медицинскими изделиями ФИО3, <дата> года рождения, зарегистрированную и проживающую по адресу: <адрес>, в виде тест-полосок для определения сахара в крови, в необходимом количестве в соответствии с медицинскими показаниями.

В судебном заседании прокурор ФИО3 исковые требования поддержала.

Истец ФИО3, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, в судебном заседании не участвует, в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Ответчик Департамент здравоохранения Костромской области о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебном заседание своего представителя не направил. В письменном ходатайстве представитель департамента по доверенности ФИО3 просила отложить судебное заседание в связи с невозможностью явки в суд представителя из-за участия в судебном заседании на эту дату и время в другом суде.

Выслушав прокурора, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41).

В силу ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ).

Согласно ст. 43 Федерального закона № 323-ФЗ, гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях (ч. 1). Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2).

Согласно постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», заболевание «сахарный диабет» (Е10-Е14) включено в перечень социально значимых заболеваний.

Согласно ч. 1 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

П. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.

Разделом V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее - Федеральная программа), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 №1506, определено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

Согласно разделу VIII Федеральной программы, территориальная программа в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

В абзаце 3 раздела I (Общие положения) Федеральной программы содержится предписание о необходимости принимать территориальную программу в соответствии с Федеральной программой.

Аналогичные положения содержатся в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1610.

Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890, лицам с заболеванием «диабет» предусмотрено бесплатное предоставление всех лекарственных средств, этилового спирта, инсулиновых шприцов, шприцов типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, игл к ним, средств диагностики.В соответствии с Федеральным законом №323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (ч. 1 ст. 37); назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии; при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи (п. 1 ч. 4 ст. 81).

Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.12.2007 №748, определено обеспечение тестами для определения глюкозы крови к глюкометру, а также шприц-ручками для введения инсулина, инъекционными иглами для шприц-ручек.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 №3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг», к медицинским изделиям, отпускаемым по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, относятся, в частности, иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови.

В соответствии с положениям ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

Из анализа приведенных норм следует, что федеральный законодатель, устанавливая льготное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, определил обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации данной государственной гарантии в соответствии с соответствующим перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, который субъект Российской Федерации может только дополнить. Иных полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения лекарственными препаратами граждан федеральным законодательством не предусмотрено.

Положениями ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).

В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

В соответствии с п. 25 Положения Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесплатно и со скидкой 50% за счет средств областного бюджета, в том числе своевременное обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Из п. 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.

Судом установлено, что ФИО3 <дата> обратилась в прокуратуру Вохомского района по вопросу проведения проверки в связи с необеспечением её тест-полосками для контроля уровня сахара в крови как лица, страдающего заболеванием «сахарный диабет».

Прокурором Вохомского района принято решение о проведении проверки в отношении ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» в целях установления фактов нарушения законодательства о здравоохранении, в том числе об обеспечении лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

Согласно информации ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» от <дата>, предоставленной по запросу прокуратуры, ФИО3, <дата> г.р., диагноз: «сахарный диабет 2 типа», установлен <дата>, в реестр региональных льготников включена <дата>. В 2020, 2021 и за истекший период 2022 тест-полосками не обеспечивалась, так как они не закупались Департаментом здравоохранения Костромской области и в ОГБУХЗ «Вохомская МБ» не поступали.

Разрешая заявленные требования, суд учитывает следующее.

Постановлением Администрации Костромской области от 23.12.2019 №511-а утверждена «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», согласно которой бесплатное обеспечение тест-полосками для определения сахара в крови, иглами для инсулиновых шприц-ручек предусмотрено только для детей до 18 лет.

Установление Территориальными программами Костромской области гарантий оказания медицинской помощи в меньшем объеме, чем это предусмотрено федеральным законодательством, не может умалять права гражданина на обеспечение его медицинскими изделиями в соответствие с медицинскими показаниями.

Поскольку в рамках рассмотрения дела подтвержден факт нарушения прав истца вследствие необеспечения тест-полосками, согласно медицинским показаниям, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Вохомского района в интересах ФИО3 удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать бесперебойное обеспечение Стародубцевой Валентины Васильевны медицинскими изделиями в виде тест-полосок для определения сахара в крови в необходимом количестве в соответствии с медицинскими показаниями.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья                                    Д.Н. Скородумов

Решение изготовлено в окончательной форме 04.05.2022

Судья                                     Д.Н. Скородумов

2-2007/2022 ~ М-1187/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Вохомского р-на
Стародубцева Валентина Васильевна
Ответчики
Департамент здравоохранения Костромской области
Другие
ОГБУЗ "Вохомская межрайонная больница"
Суд
Свердловский районный суд г. Костромы
Судья
Скородумов Дмитрий Николаевич
Дело на сайте суда
sverdlovsky--kst.sudrf.ru
01.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2022Передача материалов судье
05.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.04.2022Судебное заседание
04.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2022Дело оформлено
16.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее