дело № 2-339/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Змиёвка 27 октября 2022 года
Свердловский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Воловиковой И.В.,
при секретаре судебного заседания Свириной Н.В.,
с участием помощника прокурора Свердловского района Орловской области Блохина В.О.,
истца Комиссаровой Н.А.,
истца Комиссаровой Е.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: Комиссарова Н.С., Комиссаровой А.С., Комиссарова Д.С., Комиссаровой М.С.,
представителя истцов Солодухина О.В.,
представителя ответчика Молотовой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Комиссаровой Н.А., Комиссаровой Е.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей К., К., К., К. к Комиссарову В.Н. о лишении права на получение мер социальной поддержки в виде единовременного пособия и страховой суммы в связи с гибелью военнослужащего,
У С Т А Н О В И Л:
Комиссарова Н.А., Комиссарова Е.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей К., К., К., К. обратились в суд с иском к Комиссарову В.Н. о лишении права на получение мер социальной поддержки в виде единовременного пособия и страховой суммы в связи с гибелью военнослужащего. В обоснование заявленных требований указали, что Комиссарова Н.А. является матерью К.С., ответчик – отцом К.С. Брак между ними расторгнут. Комиссарова Е.В. является супругой К.С. К., К., К., К. – дети Комиссарова В.Н. Военнослужащий К.С. погиб ДД.ММ.ГГГГ Истцы полагают, что Комиссаров В.Н. должен быть лишен права на получение предусмотренных нормативно-правовыми актами страховой суммы и единовременного пособия, поскольку при жизни сына К.С. и до его совершеннолетия он не занимался его воспитанием, материально не содержал, своих обязанностей родителя не осуществлял, родственных связей с сыном не поддерживал, его судьбой не интересовался. С учетом уточненных исковых требований истцы просили лишить Комиссарова В.Н. права на получение мер социальной поддержки в виде единовременного пособия и страховой суммы в связи с гибелью военнослужащего К.С.
Истцы Комиссарова Н.А., Комиссарова Е.В., их представитель Солодухин О.В. исковые требования поддержали, дали объяснения по обстоятельствам, изложенным в иске, с учетом уточненных исковых требований просили лишить Комиссарова В.Н. права на получение мер социальной поддержки в виде единовременного пособия и страховой суммы в связи с гибелью военнослужащего К.С.
Ответчик Комиссаров В.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства по последнему известному месту жительства извещался надлежащим образом, конверты возвращены за истечение срока хранения.
Представитель ответчика Молотова Н.И. просила в удовлетворении исковых требований к Комиссарову В.Н. отказать.
Представитель третьего лица – Департамента военно-экономического анализа и прогнозирования Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Помощник прокурора Свердловского района Орловской области Блохин В.О. в своем заключении указал, что исковые требования истцов обоснованы и подлежат удовлетворению.
Суд, выслушав стороны, исследовав доказательства, допросив свидетелей, установил следующее.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ).
Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся и военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.
В случае смерти (гибели) застрахованного лица выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются в том числе родители (усыновители) застрахованного лица (абзац третий пункта 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ).
В статье 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования военнослужащих и приравненных к ним лиц, среди них гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям.
Размер указанных сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абзац девятый пункта 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ) также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.
В соответствии с положениями части 9 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.
Согласно пункту 2 части 11 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются в том числе родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы.
Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.
Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты "в", "м"), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.
Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"), и страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (пункт 3 статьи 2, статья 4 и пункт 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации").
К элементам публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, относятся и такие меры социальной поддержки, как единовременное денежное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.
Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.
Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей), названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременное денежное пособие, ежемесячная денежная компенсация, которые подлежат выплате в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат - компенсировать лицам, в данном случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.
Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ и в статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.
Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.
Семейная жизнь в понимании статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и прецедентной практики Европейского Суда по правам человека охватывает существование семейных связей как между супругами, так и между родителями и детьми, в том числе совершеннолетними, между другими родственниками.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ) возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (пункт 1 статьи 18, пункт 2 статьи 27).
Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (пункт 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (пункт 1 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке (пункт 4 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу второму статьи 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Пунктом 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" разъяснено, что Семейный кодекс Российской Федерации, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (пункт 1 статьи 62, пункт 1 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации). Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав (пункт 1 статьи 65, статья 69, статья 73 Семейного кодекса Российской Федерации) (абзацы первый, второй пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 44).
Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в статье 69 Семейного кодекса Российской Федерации, перечень которых является исчерпывающим (абзац первый пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 44).
В соответствии со статьей 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены судом родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.
Из приведенных положений семейного законодательства в их взаимосвязи с нормативными предписаниями Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенции о правах ребенка, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ей членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.
Ввиду изложенного, а также с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости, общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойным защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.
Судом установлено, что К.С. родился ДД.ММ.ГГГГ в селении <адрес>. Как видно из свидетельства о рождении, родителями К.С. являются: мать - Комиссарова Н.А. (истец), отец - Комиссаров В.Н. (ответчик) (л.д. 11).
Комиссарова Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ состояла в браке с Комиссаровым В.Н., брак расторгнут ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12, 13).
К.С. с ДД.ММ.ГГГГ состоял в зарегистрированном браке с Комиссаровой (Ш.) Е.В. (л.д.14).
От брака у Комиссаровых имеются четверо детей: К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., К., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 15-18).
Согласно свидетельству о смерти К.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец селения <адрес>, умер ДД.ММ.ГГГГ, место смерти <адрес> (л.д. 19).
Согласно справке Военного комиссариата Орловской области (Свердловского и Покровского районов) от ДД.ММ.ГГГГ, военнослужащий К.С. проходил военную службу по призыву в рядах Российской Армии в в/ч № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, принимал участие в контр.террористической операции в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, проходил службу по контракту в в/ч № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33).
Согласно извещений Военного комиссариата Орловской области (Свердловского и Покровского районов) от ДД.ММ.ГГГГ на имя Комиссаровой Н.А., Комиссаровой Е.В., их сын и муж, гвардии рядовой К.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., военнослужащий войсковой части №, ДД.ММ.ГГГГ погиб при проведении боевых действий во время участия в специальной военной операции на территории ДНР, ЛНР, Украины (л.д.20,21).
По сообщению УМВД России по Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ Комиссаров В.Н. (ответчик по делу) зарегистрированным по месту жительства (пребывания) на территории Российской Федерации не значится.
По сообщению начальника отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Орлу от ДД.ММ.ГГГГ ОМВ УМВД России по г. Орлу сведениями о регистрации по месту жительства, по месту пребывания на территории г. Орла в отношении Комиссарова В.Н. не располагает.
По сообщению Межрайонного сектора ЗАГС № Управления ЗАГС Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ, в ЕГР ЗАГС отсутствуют сведения о смерти в отношении Комиссарова В.Н.
Согласно справке на лицо по ИБД-Ф (ОСК+ФР+Регион.ОСК+Адм.наруш.) Комиссаров В.Н. проживал в <адрес>, работал вышкомонтажная контора, рабочий по охране. ДД.ММ.ГГГГ был осужден Народным судом <адрес> по ст. 103 УК РСФСР (умышленное убийство) к 6 годам лишения свободы, освободился из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ из <адрес>, убыл в д. Б.<адрес>.
Судом установлено, что еще до рождения сына брачные отношения Комиссаровой Н.А. и Комиссарова В.Н. были фактически прекращены, ответчик Комиссаров В.Н. проживал отдельно. После рождения сына Комиссарова Н.А. с сыном уехала в <адрес>, а Комиссаров В.Н. остался на <адрес>.
Допрошенная судом в качестве свидетеля Х. показала, что в ДД.ММ.ГГГГ г. Комиссарова Н.А. приехала в <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ г. привезла своего сына К.С.. Проживали они лет 5 в общежитии, потом получили квартиру. В ДД.ММ.ГГГГ г. Комиссарова Н.А. с сыном уехали из <адрес>. Свидетель постоянно общалась с Комиссаровой Н.А. Комиссарова В.Н. она не знает, за все это время ни разу его не видела, он не приезжал, какое-либо участие в воспитании сына не принимал, материально его не содержал, никакую поддержку не оказывал, алименты не платил, родственную связь с сыном не поддерживал.
Свидетели К., К., С. показали суду, что находились в дружеских отношениях с К.С. С отцом К.С. никогда не виделся, отца своего он не знал, рассказывал про свое детство и вспоминал только отчима, никогда не упоминал отца, контактов с отцом у него не было. Отец участия в воспитании К.С. не принимал, никакую помощь, поддержку ему не оказывал, не содержал его, в похоронах сына не участвовал.
Показания указанных свидетелей логичны, достоверны, последовательны, согласуются между собой и с другими доказательствами по делу.
Согласно части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что поскольку ответчик Комиссаров В.Н. не оказывал своему сыну ни моральную, ни физическую, ни духовную поддержку, не содержал сына материально, не предпринимал какие-либо меры для создания сыну условий жизни, необходимых для его развития, не использовал свое право на общение с ребенком, не видел его ни в несовершеннолетнем, ни во взрослом возрасте, причем его встречам и общению с сыном никто не препятствовал, на похоронах его не присутствовал, не участвовал в расходах, связанных с его погребением, между Комиссаровым В.Н. и его сыном К.С. отсутствовали фактические семейные и родственные связи.
С учетом изложенного, исковые требования Комиссаровой Н.А., Комиссаровой Е.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей К., К., К., К., о лишении Комиссарова В.Н. права на получение мер социальной поддержки как родителя погибшего при исполнении обязанностей военной службы К.С. (единовременного пособия и страховой суммы) подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Комиссаровой Н.А., Комиссаровой Е.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей К., К., К., К. к Комиссарову В.Н. о лишении права на получение мер социальной поддержки в виде единовременного пособия и страховой суммы в связи с гибелью военнослужащего, удовлетворить.
Лишить Комиссарова В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, права на получение мер социальной поддержки в виде единовременного пособия и страховой суммы в связи с гибелью военнослужащего К.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца селения <адрес>, умершего ДД.ММ.ГГГГ, место смерти <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в мотивированном виде, подачей жалобы через Свердловский районный суд.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий И.В. Воловикова