Дело № 2-192/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Аромашево 02 апреля 2019 года
Голышмановский районный суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Шааф А.Н.,
при секретаре Слюнкиной Е.С.,
с участием прокурора Голышмановского района Тюменской области Беляева Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-192/2019 по исковому заявлению прокурора Аромашевского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2, ФИО3 о прекращении права собственности и принудительной реализации оружия,
установил:
прокурор Аромашевского района Тюменской области обратился в суд с иском к ответчикам с требованием о прекращении права собственности и принудительной реализации оружия. Требования мотивированы тем, что ФИО2 и ФИО3 являются наследниками, принявшими наследство после смерти ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ, которому на праве собственности принадлежало две единицы гладкоствольных охотничьих оружий: марки ИЖ-43Е <номер>, калибр 12; марки ИЖ-43 <номер>, калибр 12, разрешение на право ношения и хранения которых было выдано ему ДД.ММ.ГГГГ. В связи со смертью собственника оружие было изъято и передано на хранение в оружейную комнату ОП №1 МО МВД России «Голышмановский», где до настоящего времени и хранится. Обеспечение отделом полиции безопасных условий хранения оружия влечет финансовые затраты, а само финансирование ОП №1 МО МВД России «Голышмановский» осуществляется за счет средств федерального бюджета. Прокурор просит прекратить право собственности ответчика на оружие и разрешить ОП №1 МО МВД России «Голышмановский» осуществить реализацию огнестрельных оружий через розничную сеть специализированных (оружейных) магазинов Тюменской области с передачей ей стоимости имущества за вычетом затрат, связанных с отчуждением оружия.
В судебном заседании прокурор Аромашевского района Беляев Е.И. поддержал требования искового заявления по основаниям в нем изложенным.
Ответчики ФИО2 и ФИО3 надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (л.д.20-21, 27-28) в судебное заседание не явились, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, не представили.
Третье лицо МО МВД России «Голышмановский» извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (л.д.19, 26), своего представителя в суд не направил, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, не представил.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказа собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
На основании п. 2 ст. 235, п. 2 ст. 238 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.
В силу п. 1 ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
На основании п. 2 ст. 238 ГК РФ в случаях, когда имущество не отчуждено собственником в течение года, то такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.
Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику на основании п. 3 ст. 238 ГК РФ.
В соответствии со ст. 1180 ГК РФ, принадлежавшие наследодателю оружие, сильнодействующие и ядовитые вещества, наркотические и психотропные средства и другие ограниченно оборотоспособные вещи (абз.2 п. 2 ст. 129) входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входят такие вещи, не требуется специального разрешения.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 13.12.1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», дарение и наследование гражданского оружия, зарегистрированного в органах внутренних дел, производятся в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия. В случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие незамедлительно изымается для ответственного хранения органами внутренних дел, его зарегистрировавшими.
Меры по охране входящих в состав наследства ограниченно оборотоспособных вещей до получения наследником специального разрешения на эти вещи осуществляются с соблюдением порядка, установленного законом для соответствующего имущества.
При отказе наследнику в выдаче указанного разрешения его право собственности на такое имущество подлежит прекращению в соответствии со ст. 238 Кодекса, а суммы, вырученные от реализации имущества, передаются наследнику за вычетом расходов на его реализацию.
Особый правовой режим установлен в отношении ограниченно оборотоспособных вещей (п. 2 ст. 129 ГК РФ), т.е. вещей, которые могут приобретаться при наличии специального разрешения, в число которых входит и охотничье оружие.
Как установлено материалами дела, ФИО4 являлся владельцем двух единиц охотничьего оружия ИЖ-43 <номер> и ИЖ-43 <номер>, разрешение на право ношения и хранения которых было выдано ему ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-9).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умер, что подтверждается записью акта о смерти <номер> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13), наследниками, принявшими наследство являются ФИО2 и ФИО3, которыми получены свидетельства о праве на наследство по закону в равных долях от ДД.ММ.ГГГГ на автомобиль, денежные вклады, квартиру (л.д.12). Несмотря на то, что в материалах наследственного дела отсутствуют сведения об оформлении наследственных прав на перечисленные единицы оружия, наследники обратились в установленном законом порядке с заявлением о принятии наследства, реализовав свое прямое намерение сохранить имущество в своей собственности.
В связи со смертью собственника оружие изъято, передано на хранение в ОП № 1 МО МВД России «Голышмановский» по адресу: с. Аромашево, ул. Школьная, д. 8 (л.д.10-11).
Поскольку после смерти ФИО4 его наследники в течение года и до настоящего времени необходимых действий, направленных на получение разрешения на хранение и ношение оружия не произвели, намерение получать разрешение на право ношение и хранение огнестрельного оружия у них нет, с учетом положений Федерального закона «Об оружии», регламентирующих оборот гражданского и служебного оружия, они не могут являться собственниками указанного оружия, в связи с чем их право на оружие, принадлежащее наследодателям, подлежит прекращению, а оружие – принудительной реализации, с передачей им вырученной от продажи оружия суммы, за вычетом затрат, связанных с отчуждением оружия.
Кроме того, согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, учитывая, что прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины (п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ), то госпошлина в соответствии с п.3 ч.1 ст. 333.36 НК РФ в размере 300 рублей подлежит взысканию с ответчиков в бюджет Аромашевского муниципального района Тюменской области в равных долях.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░4 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░-43░ <░░░░░>, ░░░░░░ 12 ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░-43 <░░░░░>, ░░░░░░ 12.
░░░░░░░░░ ░░ № 1 ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░-43░ <░░░░░>, ░░░░░░ 12 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░-43 <░░░░░>, ░░░░░░ 12 ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░3 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░2, ░░░3 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ 150 (░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 03 ░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░