Копия 86RS0№-59
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 марта 2023 года г. Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Чурсиновой В.Г.,
при секретаре Шайхиевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1341/2023 по исковому заявлению Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Управление автомобильных дорог» к Крымову П. С. о взыскании ущерба, причиненного автомобильным дорогам Югры тяжеловесными транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
КУ ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» обратилось в суд с указанным исковым заявлением к Крымову П.С., указав в обоснование требований, что <дата> при осуществлении весового контроля на 54 км автодороги «Нефтеюганск – Сургут» в <адрес> ХМАО-Югры сотрудниками службы весового контроля произведено контрольное взвешивание транспортного средства марки «МАЗ 5440В9-1420-031», государственной номер С087АР186, с прицепом «ТОНАР 974611», государственный номер АР963086, под управлением водителя Докучаева Е.П. При взвешивании выявлено превышение допустимых массы и осевых нагрузок транспортных средств, а также отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Югры. По результатам взвешивания составлен акт № от <дата>, из которого следует, что владельцем ТС марки «МАЗ 5440В9-1420-031», государственной номер С087АР186, с прицепом «ТОНАР 974611», государственный номер АР963086, является Крымов П.С., маршрут движения ТС указан: <адрес> – гр. ХМАО-ЯНАО. На пункте весового контроля превышение допустимых осевых нагрузок транспортных средств не устранено. Размер ущерба, причиненного транспортным средством, составил 101 240 рублей. Просит взыскать с Крымова П.С. в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа-Югры плату в счет возмещения ущерба, причиненного автомобильным дорогам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры транспортным средством, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов, в сумме 101 240 рублей.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, в исковом заявлении одновременно содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствии представителя КУ ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог».
Ответчик Крымов П.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщил, от получения судебных извещений уклоняется, с учетом правовой позиции изложенной в п.п. 63, 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», считается извещенным надлежащим образом. Об уважительных причинах неявки в суд ответчик не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, поэтому суд, на основании ст. 233 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от <дата> №-рп образовано Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Управление автомобильных дорог», которому переданы функции по управлению находящимися в собственности ХМАО-Югры автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре. В число полномочий КУ входит: осуществление контроля соблюдения перевозчиками допустимых весовых и габаритных параметров автомобильного транспорта при проезде по автомобильным дорогам; выдаче разрешений на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и/или крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения; осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в отношении автомобильных дорог.
Таким образом, Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Управление автомобильных дорог» обратилось в суд в связи с осуществлением переданных ему региональным органом государственной власти отдельных контрольных функций, в целях защиты публичных интересов.
В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела, что <дата> при осуществлении весового контроля на 54 км автодороги «Нефтеюганск – Сургут» в <адрес> Ханты-Мансийского автономного округа-Югры сотрудниками службы весового контроля произведено контрольное взвешивание транспортного средства марки «МАЗ 5440В9-1420-031», государственной номер С087АР186, с прицепом «ТОНАР 974611», государственный номер АР963086, под управлением водителя Докучаева Е.П.
Взвешивание производилось на весовом оборудовании (ВА-20П – весы автомобильные электронные портативные), заводской №, последняя поверка весового оборудования проведена <дата>. По результатам поверки весы автомобильные электронные портативные ВА-20П заводской № признаны пригодными к применению в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Весовое оборудование установлено <дата> на 54 км автодороги Нефтеюганск – Сургут. Согласно акту обследования площадки контрольного взвешивания от <дата> на автомобильной дороге регионального значения Нефтеюганск-Сургут уклоны площадки контрольного взвешивания для работы весового оборудования на 54 км. в <адрес> ХМАо-Югры отвечают нормативным требованиям (3%).
ООО «СибТрансАвто» осуществляло функции по содержанию пункта весового контроля и осуществляло весовой контроль на основании государственного контракта №, заключенного <дата> в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по результатам электронного аукциона.
При взвешивании выявлено превышение допустимых массы и осевых нагрузок транспортных средств, а также отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Югры.
По результатам взвешивания составлен акт № от <дата>, из которого следует, что владельцем ТС марки «МАЗ 5440В9-1420-031», государственной номер С087АР186, с прицепом «ТОНАР 974611», государственный номер АР963086, является Крымов П.С., маршрут движения ТС указан: <адрес> – Урочище Ключевское-СПВК2-гр.ХМАО-ЯНАО. Указанный акт подписан водителем Докучаевым Е.П. без замечаний. На пункте весового контроля превышение допустимых осевых нагрузок транспортных средств ответчиком не устранено.
Таким образом, транспортное средство под управлением Докучаева Е.П. следовало по маршруту <адрес> – Урочище Ключевское-СПВК2-гр.ХМАО-ЯНАО 275 км., с массой и осевыми нагрузками, указанными в акте №, по следующим автомобильным дорогам, находящимся в оперативном управлении истца:
-а/д Нефтеюганск-Сургут с 39 по 50 км. 10480 метров (п.96 в Перечне автомобильных дорог регионального значения Приказа №-Пр-21 от <дата>);
-а/д автодорожный мост через реку Обь в районе <адрес> 11 390 метров (п.21 в Перечне автомобильных дорог регионального значения Приказа №-Пр-21 от <дата>);
-а/д Сургут-Лянтор с 12 по 19 км, 7 000 метров (п.75 в Перечне автомобильных дорог регионального значения Приказа №-Пр-21 от <дата>);
- а/д Северный обход <адрес>, 23 600 метров (п. 24 в Перечне автомобильных дорог регионального значения Приказа №-Пр-21 от <дата>);
- а/д Сургут- Нижневартовск с 18 по 34 км. 16 000 метров (п. 26 в Перечне автомобильных дорог регионального значения Приказа №-Пр-21 от <дата>);
- а/д Сургут – Когалым-гр. с 34 по 242 км. 208 000 метров (п. 97 в Перечне автомобильных дорог регионального значения Приказа №-Пр-21 от <дата>).
В соответствии с распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №-рп от <дата> и приказом КУ ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» №-Пр-21 от <дата>, автомобильные дороги относятся к дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, и не общего пользования находящихся в оперативном управлении КУ ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог».
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 257-ФЗ от <дата> «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от <дата>), пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Согласно пункту 6 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства № от <дата> «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», тяжеловесное транспортное средство - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению N 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению N 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги.
Таким образом, предельно допустимые габариты транспортных средств, предельно допустимые осевые нагрузки и предельно допустимые массы транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов, на <дата> определялись Правительством РФ в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом (Постановление Правительства РФ от <дата> №).
При превышении указанных показателей проезд транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования РФ причиняет вред автомобильным дорогам. Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от <дата> №-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб и влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров.
Согласно части 2 Федерального закона от <дата> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 12 ст. 31 Федерального закона от <дата> № 257-ФЗ)
На момент причинения ущерба (<дата>) действовали Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденные Постановлением Правительства РФ № от <дата> «Об утверждении правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации».
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ № от <дата> «Об утверждении правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» предусмотрено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
Таким образом, действующим на момент причинения ущерба законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
Согласно пункту 13, 13.2 и 13.3 статьи 11 ФЗ № от <дата> «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности Российской Федерации» установление порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов; порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства; порядка осуществления весового и габаритного контроля относятся к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Указанным федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта РФ (на основании пунктов <дата>.30, <дата>.31 и <дата>.32 Положения о Министерстве транспорта РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <дата> №).
Приказом Минтранса России от <дата> № «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств» утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств
Согласно пункту 2 части 13 статьи 31 Федерального закона от <дата> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (ред. от <дата>, с изм. и доп., вступ. в силу с <дата>), размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных среде механизмов и т.п.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо/гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативно управления либо на ином законном основании (на праве аренды, доверенности на право управления транспортным средством и т.п.).
Поскольку Докучаев Е.П. управлял транспортным средством марки «МАЗ 5440В9-1420-031», государственной номер С087АР186, с прицепом «ТОНАР 974611», государственный номер АР963086, без оформления специального разрешения на движение транспортных средств, с превышением транспортным средством установленных ограничений по массе и нагрузке на ось, следовательно, собственником указанного транспортного средства Крымовым П.С. должен быть возмещен ущерб, причиненный перевозкой тяжеловесного груза.
Согласно расчету размера платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, составленному в соответствии с Правилами возмещения вреда, утвержденными Постановлением Правительства РФ от <дата> № и Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства № от <дата> «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом», размер ущерба, причиненного транспортным средством Крымова П.С. составил 101 240 рублей.
Письмом КУ ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» от <дата> в адрес ответчика Крымова П.С. направлена претензия о нарушении допустимых массы и осевых нагрузок с предложением в добровольном порядке внести плату в течение 30 календарных дней в счет возмещения ущерба, причиненного перевозкой тяжеловесного груза транспортным средством марки «МАЗ 5440В9-1420-031», государственной номер С087АР186, с прицепом «ТОНАР 974611», государственный номер АР963086, в сумме 101 240 рублей. Вместе с тем, ответчиком до настоящего времени плата внесена не была.
Таким образом, с Крымова П.С. подлежит взысканию плата в счет возмещения ущерба, причиненного автомобильным дорогам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры транспортным средством, осуществляющим перевозки тяжеловесным грузом, в размере 101 240 рублей.
В п. 8 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> №, указано, что средства, полученные в качестве платежей в счет возмещения вреда, подлежат зачислению в доход федерального бюджета, или в доход бюджета субъекта Российской Федерации, или в доход местных бюджетов, или в доход собственника частных автомобильных дорог, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что требуемый к взысканию ущерб причинен автомобильным дорогам, собственником которых является Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, компенсация такого вреда подлежит зачислению в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
По правилам ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец, в размере 2 563,7 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░. ░. (№) ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░ (░░░ 8601009877 ░░░░ 1028600507990) ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 101 240 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░. ░. (№) ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 224 ░░░░░░ 80 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░-░░░░ ░ ░░░░ 2-1341/2023 ░░░░░░░░░ __________ ░.░. ░░░░░░░░