78RS0008-01-2023-008340-74
Дело № 2-8108/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Санкт-Петербург 20 декабря 2023 года
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Каменко П.Е.,
при секретаре Бострикове В.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой Светланы Викторовны, действующей в интересах несовершеннолетнего С, к Жилищному комитету Правительства Санкт-Петербурга об установлении факта проживания и неучастия в приватизации, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истец Федорова С.В., действующая в интересах несовершеннолетнего С., обратилась в суд с иском к Жилищному комитету Правительства Санкт-Петербурга, просит установить факт проживания и неучастия в приватизации С., признать за С. право собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование заявленных требований указывает, что несовершеннолетний С. является нанимателем двухкомнатной квартиры общей площадью 44,45 кв.м. и жилой площадью 28,44 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения № 367722 от 04 августа 2022 года, зарегистрирован по указанному адресу. 25 мая 2023 года С обратился в Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга с заявлением о передаче указанного жилого помещения в его собственность в порядке приватизации. Согласно уведомлению от 07.07.2023 № исх-16314/23-0-0, по заявлению С принято решение об отказе в передаче жилого помещения в связи с тем, что заявителем не представлены сведения о его регистрации по месту жительства и неиспользовании им права на приватизацию в период с 07.04.2008 по 05.03.2009.
Истец Федорова С.В. в судебном заседании исковое заявление поддержала, просила удовлетворить.
Истец С в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайство об отложении судебного заседания не заявлял.
Представитель ответчика Аскольская Е.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо СПб ГБУ «Горжилобмен» в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, ходатайство об отложении судебного заседания не заявляло.
Третье лицо МА ВМО МО Сосновское в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, заявило ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя, представило заключение по существу исковых требований, согласно которому иск полагает подлежащим удовлетворению, так как это отвечает интересам несовершеннолетнего.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависят возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно статье 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В соответствии с положениями ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п. 3 Постановления Пленума N 8 от 24.08.1993 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", в соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Положениями статьи 6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-I установлено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В силу статьи 7 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-I передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-I, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Компетенция и полномочия Жилищного комитета определены в Положении о Жилищном комитете, утвержденном Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 N 175.
Согласно пункту 3.3.14 указанного Положения в рамках предоставленных ему полномочий Жилищный комитет осуществляет отдельные функции по передаче жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в собственность граждан в порядке приватизации.
Порядок предоставления государственной услуги по передаче жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в собственность граждан в порядке приватизации и перечень документов, необходимых для получения такой государственной услуги установлен Административным регламентом Жилищного комитета по предоставлению государственной услуги по передаче жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в собственность граждан в порядке приватизации на основании документов, представляемых Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением «Горжилобмен», заключению в установленном порядке договоров приватизации государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга с гражданами, занимающими жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга на основании договоров социального найма, который утвержден Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 15.02.2012 N 106-р (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 1.2 Административного регламента заявителями, имеющими право на получение государственной услуги, являются граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга на основании договоров социального найма, ранее не приватизировавшие жилые помещения государственного жилищного фонда, а также несовершеннолетние, приватизировавшие жилые помещения государственного жилищного фонда, за которыми сохраняется право на приватизацию по достижении ими совершеннолетия.
Пунктом 2.6.2 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги и подлежащих представлению заявителем, в том числе, справок о регистрации (формы 9), содержащих архивные сведения о регистрации гражданина до регистрации в занимаемом на дату обращения государственном жилом помещении, а также справок, подтверждающих, что ранее занимаемые гражданином жилые помещения не были им приватизированы (право на приватизацию не использовано), - в случае если гражданин зарегистрирован в жилом помещении после 1 января 1992 года и (или) изменял место жительства (место регистрации) после 1 января 1992 года.
При отсутствии у нанимателя социального жилья документов, подтверждающих его проживание в спорный период в том или ином жилом помещении, а также неиспользование им права на приватизацию, соответствующие факты могут быть установлены в судебном порядке.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела усматривается, что С. является нанимателем двухкомнатной квартиры общей площадью 44,45 кв.м. и жилой площадью 28,44 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма жилого помещения № 367722 от 04 августа 2022 года, зарегистрирован по указанному адресу с 05.03.2009 (л.д. 15-23).
25 мая 2023 года С. обратился в Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга с заявлением о передаче указанного жилого помещения в его собственность в порядке приватизации. Согласно уведомлению от 07.07.2023 № исх-16314/23-0-0, по заявлению С. принято решение об отказе в передаче жилого помещения в связи с тем, что заявителем не представлены сведения о его регистрации по месту жительства и неиспользовании им права на приватизацию в период с 07.04.2008 по 05.03.2009 (л.д. 25-26).
Как следует из содержания акта обследования жилищно-бытовых условий от 29.01.2009 № 71, составленному отделом опеки и попечительства местной администрации ВМО МО Большая Охта, на дату составления указанного акта С. не имел регистрации по месту проживания (л.д. 33).
Согласно постановлению местной администрации ВМО МО Большая Охта от 20.01.2009 № 15-П о передаче несовершеннолетнего С., оставшегося без попечения родителей, на полное государственное обеспечение, местом проживания несовершеннолетнего указан адресу: <адрес> (л.д. 38).
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Согласно справке о регистрации формы 9, отец несовершеннолетнего С состоял на регистрационном учете по месту проживания по адресу: <адрес>, в период с 29.06.1981 по 12.04.2021 (л.д. 17).
Факт проживания С. по указанному адресу также подтверждается актом обследования обследования жилищно-бытовых условий от 28.04.2009 № 426, составленным отделом опеки и попечительства местной администрации ВМО МО Большая Охта (л.д. 35).
Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий от 28.04.2009 № 425, составленному отделом опеки и попечительства местной администрации ВМО МО Большая Охта, мать несовершеннолетнего С на момент проведения обследования по адресу своей регистрации: <адрес>, не проживала (л.д. 34).
Как следует из содержания ответа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.09.2023 № КУВИ-001/2023-219241808, в едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о регистрации права собственности С в отношении жилых помещений (л.д. 47).
На основании изложенных обстоятельств, суд полагает подлежащими удовлетворению исковые требования об установлении факта проживания С по адресу: <адрес> в период с 07.04.2008 по 05.03.2009, а также неиспользования С права на приватизацию в указанный период.
Суд не усматривает правовых оснований для отказа в удовлетворении требования о признании за С. права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, так как из представленных материалов приватизационного дела № ГЖО/0/54915 от 25.05.2023 следует, что единственным основанием отказа в передаче жилого помещения в собственность заявителя в порядке приватизации явилось отсутствие сведений о его регистрации по месту жительства и неиспользовании им права на приватизацию в период с 07.04.2008 по 05.03.2009.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Федоровой Светланы Викторовны, действующей в интересах несовершеннолетнего Стоянова Савелия Дмитриевича, удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания и неиспользования права на приватизацию несовершеннолетним С, <дата> рождения, <_> в период с 07.04.2008 по 05.03.2009 по адресу: <адрес>
Признать за С в порядке приватизации право собственности на квартиру по адресу: <адрес> кадастровый номер <№>.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья
Мотивированное решение составлено 27 декабря 2023 года.