Дело №2-323/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2024 года город Орел
Советский районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Щербиной И.С.,
при секретаре Морозовой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Седых Ю.В., Ташкиновой Т.В. к муниципальному казенному учреждению «Жилищное управление г.Орла» о взыскании выкупной цены жилого помещения, убытков,
установил:
Седых Ю.В., Ташкинова Т.В. обратились в суд с иском к муниципальному казенному учреждению «Жилищное управление г.Орла», администрации г.Орла о взыскании выкупной цены жилого помещения, убытков. В обоснование заявленных требований указали, что являются собственниками квартиры, в доме, который признан непригодным для проживания, подлежащим сносу. Ответчик в добровольном порядке не выплачивает денежные средства в счет выкупной цены. В связи с чем, просят суд взыскать с ответчика в их пользу в равных долях выкупную стоимость за жилое помещение, находящегося по адресу: <...>, общей площадью <данные изъяты>. в размере <данные изъяты> с учетом доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, убытки, связанные с выкупом и изъятием жилого помещения в размере <данные изъяты> компенсацию за не произведенный капитальный ремонт в размере <данные изъяты> расходы на представителя в размере <данные изъяты> расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>
При рассмотрении дела, истцы требования уточнили, просили суд обязать МКУ «Жилищное управление г.Орла» предоставить им в равных долях в собственности благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее <данные изъяты> пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в границах г.Орла, а именно квартиру, расположенную по адресу: <...> – <...>, <...>.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности Торсукова Ю.В. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, с учетом уточненных требований.
Представитель ответчика МКУ «Жилищное управление г.Орла», третьего лица администрации г.Орла по доверенности Кочергин Ю.А. не возражал против удовлетворения требований.
Представитель третьего лица Департамента финансов Орловской области по доверенности Степина Е.С. по вопросу принятия судебного решения полагалась на усмотрение суда.
Истцы Седых Ю.В., Ташкинова Т.В., представители третьих лиц Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения Орловской области, Государственной корпорации – Фонд содействия реформирования ЖКХ, финансового управления администрации г.Орла, надлежаще извещенные о рассмотрении дела, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение представителя прокуратуры Советского района г.Орла, полагавшего подлежащими удовлетворению исковые требования, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. <данные изъяты>
Разъясняя порядок применения статьи 32 ЖК РФ, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 20-22 Постановления от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указал, что данное положение закона, принятое в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения, в связи с чем собственник имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп по своему выбору.
При этом, исходя из разъяснений, содержащихся в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
По смыслу данного Обзора такое предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным ранее занимаемому жилому помещению.
В судебном заседании установлено, что Седых Ю.В., Ташкиновой Т.В. принадлежит на праве собственности по <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на жилое помещение – <...>, расположенная по адресу: <...>, общей площадью <данные изъяты>
Технические характеристики указанного жилого помещения усматриваются из технического паспорта, где указано, что жилой дом является двухэтажным многоквартирным жилым домом, ДД.ММ.ГГ постройки.
Заключением межведомственной комиссии администрации г. Орла от ДД.ММ.ГГ №*** многоквартирный дом по адресу: <...>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации г. Орла от ДД.ММ.ГГ №*** предписано в случае невыполнения собственниками жилых помещений в указанном доме требование о сносе, организовать переселение в срок до ДД.ММ.ГГ.
Жильцам дома, в том числе Седых Ю.В., Ташкиновой Т.В. направлены требования о сносе дома в срок до ДД.ММ.ГГ.
Постановлением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГ №*** «Об утверждении областной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Орловской области, из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы» <...> включен в адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории Орловской области, из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы.
Постановлением администрации г.Орла от ДД.ММ.ГГ №*** утверждена ведомственная целевая программа «Муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «город Орел» на 2019-2025 годы». Программой срок переселения граждан из указанного многоквартирного дома определен до ДД.ММ.ГГ.
Из данной муниципальной адресной программы следует, что главным распорядителем бюджетных средств по ней выступает управление городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла, которое изменило наименования на Управление строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Орла), а ответственным исполнителем - муниципальное казенное учреждение «Жилищное управление города Орла».
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что многоквартирный <...> признан аварийным и подлежащим сносу, включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, Седых Ю.В., Ташкинова Т.В., вправе требовать от муниципального казенного учреждения «Жилищное управление г. Орла» предоставление другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
В ходе судебного разбирательства по делу судом установлено, что Седых Ю.В., Ташкинова Т.В. избрали вариант предоставления иного жилого помещения взамен жилого помещения, признанного непригодным для проживания.
При этом суд учитывает, что избранный стороной истца способ защиты своих прав (путем предоставления им иного жилого помещения, а не выкупной цены) предполагает исключительно предоставление отдельного жилого помещения взамен аварийного жилого помещения. Из материалов дела следует, что стороны согласовали предоставление взамен непригодной для проживания квартиру, расположенную по адресу: <...> <...>, <...>.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что установленный администрацией г. Орла срок для расселения жильцов указанного дома истек, суд считает возможным удовлетворить заявленные исковые требования, возложив на ответчика, являющегося ответственным исполнителем программы переселения, обязанность предоставить Седых Ю.В., Ташкиновой Т.В. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее площади жилого помещения занимаемой истцом в настоящее время в размере <данные изъяты> отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в границах муниципального образования «город Орел».
Удовлетворение искового требования собственника жилого помещения о предоставлении благоустроенного жилого помещения, взамен жилого помещения признанного аварийным и подлежащим сносу, предполагает прекращение его права собственности на это жилое помещение с признанием права собственности на него за муниципальным образованием.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 -199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Седых Юлии Владиславовны, Ташкиновой Тамары Васильевны к муниципальному казенному учреждению «Жилищное управление г.Орла» о взыскании выкупной цены жилого помещения, убытков - удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное учреждение «Жилищное управление г. Орла» предоставить в собственность Седых Юлии Владиславовне, Ташкиновой Тамаре Васильевне по <данные изъяты> в праве общей долевой собственности взамен жилого помещения – <...>, признанного аварийным и подлежащим сносу, благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> находящееся в городе Орле, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
После предоставления муниципальным казенным учреждением «Жилищное управление г. Орла» Седых Юлии Владиславовне, Ташкиновой Тамаре Васильевне в собственность жилого помещения прекратить их право собственности на жилое помещение №*** в <...>, признанное аварийным и подлежащим сносу, признав право собственности на него за муниципальным образованием «Город Орел».
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, с которым стороны могут ознакомиться 17 июня 2024 года.
Председательствующий: И.С. Щербина