Дело № 12-191/2023
УИД 21RS0022-01-2023-003321-03
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
8 декабря 2023 года г. Новочебоксарск
Судья Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики Кольцова Е.В.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Заплаткина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Заплаткина А.В. на постановление № 41 по делу об административном правонарушении от 15.11.2023 года, вынесенное военным комиссаром г. Новочебоксарск Чувашской Республики, которым
Заплаткин А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец г. <адрес>, проживающий по адресу: Чувашская Республика, г. <адрес> гражданин Российской Федерации, временно не работающий, военнообязанный, имеющий высшее образование,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в сумме 10 000 рублей,
установил:
Постановлением военного комиссара г. Новочебоксарск Чувашской Республики, № 41 от 15.11.2023 Заплаткин А.В. привлечен к административной ответственности по ст. 21.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) с назначением административного штрафа в размере 10 000 рублей за то, что в нарушение требований ч.1 ст. 10 и ч.1 ст. 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ и п. б ст. 50 Постановления Правительства Российской Федераций «Об утверждении Положения о воинском учете» от 27.11.2006 № 719 не явился в установленное в повестке время 07.11.2023 без уважительной причины на медицинское освидетельствование и мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Не согласившись с указанным постановлением, Заплаткин А.В. в установленный законом срок обратился в суд с жалобой об отмене постановления мотивируя тем, что после получения повестки о явке в военный комиссариат г. Новочебоксарск на 07.11.2023, полагая ее незаконной, он обжаловал действия административного органа в военную прокуратуру, в прокуратуру г. Новочебоксарск, ответ на которые им не получен. О составлении протокола по делу об административном правонарушении 07.11.2023 он не извещался. Копию протокола им получена 10.11.2023, после чего стало известно о составлении протокола по делу об административном правонарушении.
В подготовительной части судебного заседания участникам процесса объявлен состав суда, разъяснено право заявить отвод председательствующему судье Кольцовой Е.В. Кроме того, судьей доведено до участников процесса о том, что ранее Заплаткин А.В. работал в Новочебоксарском городском суде ЧР в должности секретаря судебного заседания, был закреплен за судьями Петровой А.В., Смаевой Н.В., уволен 28.11.2023.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Заплаткин А.В. заявил, что составу суда доверяет, отводов не имеет.
Представитель административного органа - военный комиссар г. Новочебоксарск Баранов С.Г., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело без его участия, выразив доверие суду, указав, что отводов не имеет.
В судебном заседании податель жалобы Заплаткин А.В. жалобу поддержал по изложенным в ней доводам, просил отменить постановление по делу об административном правонарушении и прекратить производство по делу по основаниям, изложенным в жалобе, вновь приведя их суду. Дополнительно пояснив, что 13.10.2023 был уведомлен о явке в военный комиссариат г. Новочебоксарск для медицинского освидетельствования и мероприятий, связанных с ним, в извещении собственноручно написал, что 28.09.2023 подал заявление на АГС (альтернативную гражданскую службу). В назначенное время 07.11.2023 в военный комиссариат не явился, так как действия военного комиссариата по вручению повестки, полагая незаконными, обжаловал в прокуратуру г. Новочебоксарск, военную прокуратуру, ответа на которые не получил. Протокол об административном правонарушении составлен в нарушение статьи 28.2 КоАП РФ в его отсутствие, не извещенного надлежащим образом о месте и времени его составления. При последующем рассмотрении дела об административном правонарушении им заявлены ходатайства об истребовании ответов на его обращения в прокуратуру г. Новочебоксарск, военную прокуратуру Казанского гарнизона, прокуратуру ЧР, решения по заявлению о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, которые должностным лицом административного органа не разрешены.
На основании статьи 30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствии представителя административного органа.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 21.5 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 31.07.2023 N 404-ФЗ) неявка гражданина без уважительной причины в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову иного органа, осуществляющего воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В ч. ч. 1 и 2 ст. 59 Конституции РФ определено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы положениями Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных указанным Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 данной статьи уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина; иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.
Пунктом 50 Положения о воинском учете, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 719 установлено, что граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны являться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет.
Основанием для привлечения Заплаткина А.В. к административной ответственности по указанной норме Кодекса послужили изложенные в постановлении выводы о том, что он в нарушение требований ч.1 ст. 10 и ч.1 ст. 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ и п. б ст. 50 Постановления Правительства Российской Федераций «Об утверждении Положения о воинском учете» от 27.11.2006 № 719 не явился 07.11.2023 в установленное в повестке время без уважительной причины на медицинское освидетельствование и мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
При вынесении постановления, военный комиссар г. Новочебоксарск исходил из того, что вина Заплаткина А.В. в совершении вмененного правонарушения доказана, порядок привлечения его к ответственности не нарушен.
Вместе с тем, с постановлением военного комиссара г. Новочебоксарск согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения указанной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В жалобе на постановление о назначении административного наказания Заплаткин А.В. заявляет о том, что должностным лицом административного органа были нарушены процессуальные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, он отсутствовал при составлении протокола об административном правонарушении, ему не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1 названного Кодекса и статьей 51 Конституции Российской Федерации, о составлении протокола его никто не извещал.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
Из части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 данного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 данной статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше и иными нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие его при составлении протокола по делу об административном правонарушении. В связи с изложенным, административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно составлять либо вносить изменения в протоколы.
В соответствии с частью 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные названным Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации.
Из оповещения серии № следует, что 13.10.2023 Заплаткин А.В. оповещен о явке в военный комиссариат г. Новочебоксарск для медицинского освидетельствования и мероприятий, связанных с ним, 07.11.2023 к 08 час. 30 мин. В указанном оповещении Заплаткин А.В. собственноручно написал «Подано заявление на АГС 28.09.2023».
Из содержания протокола об административном правонарушении № 39 от 07.11.2023 следует, что он был составлен 07.11.2023 военным комиссаром г. Новочебкосарск Барановым С.Г. в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При этом, как следует из материалов дела, о месте и времени составления протокола Заплаткин А.В. не извещался.
Причины неявки Заплаткина А.В. на составление протокола должностным лицом административного органа проверены не были, иные средства связи не использованы.
Копия протокола вручена Заплаткину А.В. 10.11.2023, о чем имеется собственноручная подпись последнего.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что участие Заплаткина А.В. на составление протокола об административном правонарушении фактически не было обеспечено, что повлекло нарушение права этого лица на защиту его прав и законных интересов.
С учетом вышеизложенных положений КоАП РФ составление протокола по делу об административном правонарушении в отсутствии Заплаткина А.В. лишило его предоставленных КоАП РФ гарантий защиты своих прав - надлежащим образом квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вменяемого правонарушения.
Таким образом, на стадии возбуждения производства по делу об административном правонарушении должностным лицом административного органа допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях, в связи с чем, административным законодательством подробно регламентирована процедура его составления. При нарушении установленной процедуры протокол не может рассматриваться в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ в качестве доказательства, так как несоблюдение процессуального порядка получения доказательства делает его недопустимым доказательством.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были. Должностным лицом административного органа при рассмотрении дела не проверены указанные обстоятельства и не выяснялся вопрос о том, был ли Заплаткин А.В. надлежащим образом извещен о дне и месте составления протокола.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность постановления, принятого по делу, которым эти нарушения оставлены без внимания вопреки положениям статей 24.1, 26.1 названного Кодекса.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку вина Заплаткина А.В. по ст. 21.5 КоАП РФ установлена на недопустимом доказательстве - протоколе об административном правонарушении, что является существенным нарушением закона, суд приходит к выводу об отмене постановления военного комиссара г. Новочебоксарск, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 21.5 КоАП РФ в отношении Заплаткина А.В.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление военного комиссара г. Новочебоксарск Чувашской Республики № 41 от 7 ноября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 21.5 Кодекса Федерации об административных правонарушениях в отношении Заплаткина Андрея Владимировича о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей отменить и прекратить производство по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья Е.В.Кольцова