Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1102/2024 ~ М-627/2024 от 15.02.2024

КОПИЯ

    16RS0-59

    Альметьевский ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

    423455, <адрес>

    тел.:(8553) 22-79-01 факс:(8553) 33-54-30,

    https://almetevsky-tat.sudrf.ru, e-mail: almetevsky.tat@sudrf.ru

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>

    23 апреля 2024 года                            

    Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Гафоровой Л.Ф.,

    при секретаре судебного заседания Латышевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, в лице Юго-Восточного территориального управления к Гатауллину С.С. о ликвидации несанкционированного размещения отходов производства и потребления, возмещении вреда, причиненного окружающей среде,

установил:

Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в лице Юго-Восточного территориального управления обратилось с иском к Леонов Э.Р. о ликвидации несанкционированного размещения отходов производства и потребления, возмещении вреда, причиненного окружающей среде, указав, что ДД.ММ.ГГГГ истцом в ходе рейда выявлен и зафиксирован факт нарушения природоохранного законодательства, а именно порчи почв путем несанкционированного размещения отходов производства и потребления на общей площади 5200 кв.м., на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>. Согласно сведениям ЕГРН вышеназванный земельный участок принадлежит на праве собственности Леонову Э.Р.

Ответчик допустил нарушение требования абз.2, п.2 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ, за которое предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ.

Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в адрес ответчика была направлена претензия ДД.ММ.ГГГГ о добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Указанная претензия была получена ответчиком.

До настоящего времени ответчиком нарушения не устранены, меры, направленные на ликвидацию места несанкционированной свалки строительных отходов, не приняты.

В результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления указанной территории был причинен вред окружающей среде в размере 3 902 210 руб.

На основании изложенного, истец просит обязать ответчика ликвидировать несанкционированное размещение отходов на земельном участке с кадастровым номером 16:45:040104:4103 за счет личных средств.

Взыскать с ответчика в бюджет Республики Татарстан сумму в размере 3 902 210 руб.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика Леонова Э.Р. на надлежащего Гатауллина С.С. по гражданскому делу по иску Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в лице Юго-Восточного территориального управления к Леонову Эдуарду Радиковичу о ликвидации несанкционированного размещения отходов производства и потребления, возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

В судебном заседании представитель истца иск поддержал, требования просил удовлетворить.

Ответчик Гатауллину С.С. о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, не сообщив при этом об уважительных причинах своей неявки, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, в связи с чем, суд, определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства в соответствии со статьями 233-234 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав ответчика, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.

В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации,

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Согласно ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Из материалов дела следует, что в ходе выездной проверки, проведенной государственным инспектором Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ, произведен визуальный осмотр с использованием фото фиксации и замером рулеткой (измерительной Р10У2К) территория земельного участка с кадастровым номером 16:45:040104:4103, расположенного по адресу: <адрес> и выявлен несанкционированное размещение отходов производства и потребления на почву, а именно, сброс отходов лома асфальтовых и асфальтобетонных покрытий ФККО 83020001714 на почве на территории земельного участка с кадастровым номером 16:45:040104:4103 на площади 5200 кв.м. (65мх80м, высота 3м) объем 15600 куб.м.

Собственником земельного участка с кадастровым номером 16:45:040104:4103, расположенного по адресу: <адрес> является Леонов Э.Р., который на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, передал его в аренду Гатауллину С.С. на 11 месяцев.

Согласно проведенному государственным инспектором в области охраны окружающей среды Юго-Восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан расчету размера вреда почве как объекту охраны окружающей среды причинен ущерб в размере 3 902 210 руб.

В соответствии со статьями 209 и 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

На собственников земельных участков подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель от загрязнения, в том числе, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1743-О-О, окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба. Учитывая данное обстоятельство, федеральный законодатель определил, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В силу разъяснений п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" при наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.

Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утверждена приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 238.

Истцом произведен расчет размера вреда, причиненного в результате порчи почвы или почвенной толще, в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 238.

Согласно расчету размер вреда, причиненного при перекрытии ее поверхности на земельном участке с кадастровым номером 16:45:040104:4103, составил 3 902 210 руб.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Принимая во внимание, что ответчик в судебное заседание не явился, доказательств, опровергающих доводы истца не представил, суд находит требования истца о ликвидации несанкционированного размещения отходов производства и потребления, возмещении вреда, причиненного окружающей среде обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Поскольку на земельном участке истца зафиксировано наличие отходов производства и потребления, то в силу положений ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации на истца, как на собственника, несущего бремя содержания принадлежащего ему имущества, подлежит возложению обязанность по ликвидации несанкционированного размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером 16:45:040104:4103.

В силу ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд для исполнения решения определяет срок - 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу, полагая его разумным и достаточным для производства работ.

    Кроме того, на основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 28 111 рублей.

    Руководствуясь статьями, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, в лице Юго-Восточного территориального управления к Гатауллину С.С. о ликвидации несанкционированного размещения отходов производства и потребления, возмещении вреда, причиненного окружающей среде, удовлетворить.

Обязать Гатауллина С.С.) ликвидировать несанкционированное размещение отходов на земельном участке с кадастровым номером 16:45:040104:4103 за счет личных средств.

Взыскать с Гатауллина С.С. в бюджет Республики Татарстан в возмещение вреда, причиненного окружающей среде 3 902 210 рублей.

    Взыскать с Гатауллина С.С.) в пользу бюджета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан государственную пошлину в размере 28 111 рублей.

Ответчик вправе подать в Альметьевский городской суд Республики Татарстан заявление об отмене заочного решения в течение в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                        (подпись)                   Гафорова Л.Ф.

Копия верна. Судья                                                     Гафорова Л.Ф

Заочное решение вступило в законную силу «____»_________2024 года

Судья:

2-1102/2024 ~ М-627/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Юго-Восточное территориальное управление Министерства экологии и природных ресурсов РТ
Ответчики
Леонов Эдуард Радикович ( исключен)
Гатауллин Сирень Саетзянович
Суд
Альметьевский городской суд Республики Татарстан
Судья
Гафорова Люция Фагимовна
Дело на странице суда
almetevsky--tat.sudrf.ru
15.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.02.2024Передача материалов судье
16.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.03.2024Судебное заседание
23.04.2024Судебное заседание
27.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.04.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
02.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2024Копия заочного решения возвратилась невручённой
15.05.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее