Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2023 г. г. Краснознаменск Краснознаменский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Мальковской Г.А.,
с участием истца- зам.прокурора Краснознаменского района Арутюнова И.О.,
представителя ответчика администрации МО «Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области» Ключникова Д.Е.,
третьего лица – представителя МУП « Водоканал» Федоренко В.А.,
при помощнике Андросовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснознаменского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области» об обязании оборудовать основным и дополнительным ограждением, а так же средствами, предотвращающими несанкционированное проникновение на водный объект,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Краснознаменского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области», в котором, с учетом уточнений иска, просил обязать ответчика в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать основным и дополнительным ограждениями, а так же средствами, предотвращающими несанкционированное проникновение на водный объект- артезианскую скважину, расположенную в <адрес> в зоне земельного участка с кадастровым номером № указав, что в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства использования и обслуживания объектов водоснабжения и недропользования, выявлены нарушения федерального законодательства в отношении водных объектов, собственником которых является ответчик. За весь период владения водным объектом ответчиком не предпринято мер по определению и обустройству санитарно-защитных зон объекта водоснабжения, что влечёт наступление неблагоприятных последствий для граждан.
В судебном заседании истец -зам. прокурора Краснознаменского района Арутюнов И.О. поддержал уточненные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации МО «Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области» Ключников Д.Е. не возражал в удовлетворении иска, не согласился со сроком исполнения в иске, полагая срок в 1 год недостаточным для исполнения обязанности из-за отсутствия собственных бюджетных средств поскольку район является дотационным.
Третье лицо МУП «Водоканал» Федоренко В.А.в судебном заседании указал, что указанный водный объект находится в пределах поселка, и нуждается в установлении ограждения, несмотря на то, что ограждение в виде колючей проволоки имеется, но ветхое.
Выслушав истца, представителя ответчика, представителя 3-его лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч.1 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В соответствии с ч.2 ст.19 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно ч.3 ст.39 Закона, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Во исполнение требований вышеуказанного закона утверждены санитарные Правила санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.2.1110-02 ««Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества, гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
В соответствии со ст.27 Водного Кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия и ликвидации последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов. Исходя из указанных норм, обязанность по разработке и установке зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения возложена на орган местного самоуправления.
В соответствии с ч.2 ст.43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (далее по тексту - ЗСО).
Согласно ч.1 ст.55 Водного Кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 настоящего Кодекса.
Исходя из положений ст.ст.18,19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального округа водоснабжения населения и водоотведения; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального округа, осуществление в пределах установленных законодательством полномочий собственника водных объектов, установления правил использования водных объектов, утверждение генеральных планов муниципального округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального округа документации по планировке территории.
Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.1.4.1110-02) «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» разработаны на основании Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. N 52- ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, утвердившего Положение о государственной санитарно- эпидемиологической службе Российской Федерации и Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.
Настоящие СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3).
Из иска и материалов дела следует, что вышеуказанное законодательство и нормы, ответчиком соблюдаются не в полной мере. В частности, в нарушение требований ст.ст.2, 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон № 35- ФЗ), п.п. 12, 26 и 36 требований к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 №1467, муниципальный объект водоснабжения, используемый МУП «Водоканал» и расположенный на территории МО «Краснознаменский муниципальный округ», а именно артезианская скважина, расположенная в <адрес> в зоне земельного участка с кадастровым номером № не оборудована основным и дополнительным ограждением, исключающим бесконтрольный проход людей (животных) и въезд транспортных средств, а также средствами, предотвращающими (максимально затрудняющими) несанкционированное проникновение нарушителя.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3).
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Именно орган местного самоуправления осуществляет полномочия собственника в отношении указанных объектов, независимо от того, кому они переданы и на каком основании.
Согласно перечню водозаборных сооружений названная выше артезианская скважина расположена на территории МО «Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области».
Между администрацией муниципального образования и МУП «Водоканал» заключен договор № от 23.12.2020 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, акт приема-передачи муниципального имущества к указанному договору, согласно которым администрация передала, а МУП «Водоканал» приняло вышеуказанный объект.
Таким образом, оценив исследованные доказательства в их совокупности, суд полагает, что в обязанности ответчика как исполнительно-распорядительного органа муниципального образования входит обязанность определить комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды, оборудовать основным и дополнительным ограждением, исключающим бесконтрольный проход людей (животных) и въезд транспортных средств, а также средствами, предотвращающими (максимально затрудняющими) несанкционированное проникновение нарушителя.
Непринятие мер органа местного самоуправления по выполнению вышеуказанных требований законодательства нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Частью 2 статьи 206 ГПК РФ установлено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание доводы в части установления срока, учитывая обстоятельства дела и цели исполнения санитарно - эпидемиологического законодательства, для исполнения которых истец обратился с иском, и, учитывая, что длительное время ответчиком не предпринималось мер по обустройству санитарно-защитных зон объекта водоснабжения, суд находит разумным установить срок в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу для исполнения решения суда.
В случае, если в указанный срок решение ответчиком не сможет быть исполнено, при наличии к тому оснований ответчик не лишен возможности обратиться в суд в порядке статьи 203 ГПК РФ с заявлением об отсрочке его исполнения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Краснознаменского района удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать основным и дополнительным ограждением, а так же средствами, предотвращающими несанкционированное проникновение на водный объект – артезианскую скважину, расположенную в <адрес> в зоне земельного участка с кадастровым номером №
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Краснознаменский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 25 апреля 2023 г.
Судья Г.А. Мальковская