Определение по делу об административном правонарушении № 5-63/2015
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 сентября 2015 года город Тверь
Судья Тверского гарнизонного военного суда Красовский А.А., изучив поступившее дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в отношении Мороза Андрея Юрьевича, <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, составленному <данные изъяты> ФИО3, в период с 20 до 20 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ, находясь по месту своего проживания в <адрес>, Мороз путем курения употребил без назначения врача наркотическое средство – <данные изъяты>, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 6.9 КоАП РФ.
Письмом <данные изъяты> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № дело передано в Тверской гарнизонный военный суд куда поступило ДД.ММ.ГГГГ.
Изучив в порядке ст.ст. 29.1, 29.4 КоАП РФ представленные материалы дела об административном правонарушении в отношении Мороза, прихожу к выводу о необходимости их возврата по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и другие материалы дела возвращаются органу, должностному лицу, которые составили протокол в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
На основании разъяснений о применении норм процессуального права, приведенных в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5, существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Протоколы и иные материалы ранее прекращенного уголовного дела в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности за те же действия (бездействие), могут быть использованы в качестве доказательств при рассмотрении дела об административном правонарушении.
В силу ч.ч. 2, 3 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются место, время совершения, событие административного правонарушения и иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
Согласно ст.ст. 26.2, 26.3 КоАП РФ и разъяснений о применении норм процессуального права, приведенных в п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, к которым относятся, в том числе протокол об административном правонарушении, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также результаты проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ, ст. 51 Конституции Российской Федерации.
Одновременно согласно ст.ст. 26.9-26.11 КоАП РФ должностные лица вправе осуществлять сбор и оценку доказательств только в рамках дела об административном правонарушении, то есть исключительно после его возбуждения.
В силу ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
- составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
- составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ;
- составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
- вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ;
- вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном ч.ч. 1 или 3 ст. 28.6 КоАП РФ.
На основании ст. 27.12.1 КоАП РФ и Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2015 года № 37, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения, производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ.
О направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место, основания направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания соответствующего протокола в нем делается соответствующая запись.
Кроме того согласно с ч.ч. 1, 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.9 КоАП РФ, совершенных военнослужащими, рассматривают судьи гарнизонных военных судов, а в случае если лицо не является военнослужащим указанные дела подсудны мировым судьям и судьям районных судов.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № при составлении данного документа положения ст. 51 Конституции Российской Федерации Морозу не разъяснялись, что делает данный документ заведомо недопустимым доказательством.
Одновременно ни в объяснениях Мороза, изложенных в отмеченном протоколе, ни в иных представленных из <данные изъяты> материалах не содержится каких-либо указаний или сведений о том, что Мороз является военнослужащим. При таких обстоятельствах сделанная в описательной части протокола ссылка на то, что Мороз является <данные изъяты> без приведения при этом источника данной информации, воинского звания Мороза, наименования и номера воинской части, а также адреса ее места нахождения, является ничем не подтвержденной, и, в условиях недопустимости самого данного протокола, не может быть принята во внимание.
Отмеченное полностью исключает возможность установления в порядке ст.ст. 23.1, 29.1 КоАП РФ того, подсудно ли поступившее дело военному суду, и следовательно возможность его дальнейшего движения.
Одновременно из представленных материалов не усматривается достоверной информации о том, когда и кем в отношении Мороза было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ, поскольку протокол об административном правонарушении в отношении него составлен ДД.ММ.ГГГГ, но при этом сбор доказательств и применение меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде медицинского освидетельствования на состояние опьянения согласно протоколу <данные изъяты> № в отношении Мороза было фактически осуществлено уже ДД.ММ.ГГГГ по направлению оперуполномоченного <данные изъяты> ФИО5, что допустимо только в рамках возбужденного дела об административном правонарушении.
Вместе с тем ни протокола осмотра места совершения административного правонарушения, ни протокола о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в виде медицинского освидетельствования на состояние опьянения, ни определения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренных ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ и свидетельствующих о возбуждении дела об административном правонарушении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ к представленным материалам не приложено. Равно отсутствуют сведения о том, в рамках какого уголовного дела (постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о проведении оперативно розыскных мероприятий, утвержденное руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность) осуществлялся сбор в отношении Мороза доказательств в виде медицинского освидетельствования, которые также согласно ст. 26.2 КоАП РФ и п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 могут быть использованы и по делу об административном правонарушении.
Отмеченное полностью исключает возможность оценки законности действий органов <данные изъяты> по сбору доказательств на предмет их допустимости.
Перечисленные недостатки протокола об административном правонарушении и иных представленных материалов в их совокупности носят существенный характер для рассмотрения поступившего дела об административном правонарушении, так как затрагивают основные конституционные права и свободы граждан и влияют на порядок производства по делу об административном правонарушении. Одновременно поскольку совокупность перечисленных недостатков, в том числе исключает возможность принятия решения по вопросу о подсудности дела об административном правонарушении военному суду, разрешаемому на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении, то они не могут быть восполнены в ходе рассмотрения дела по существу, что в свою очередь влечет возвращение протокола об административном правонарушении в отношении Мороза и приложенных к нему материалов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.4 и 29.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 6.9 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░