Дело № 2-29/24
УИД 59RS0026-01-2023-000688-47
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Куеда 29 января 2024 г.
Куединский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Воробьева С.И.
при секретаре судебного заседания Зайдуллиной О.В.,
с участием прокурора Колчиной Д.А.,
представителя истца Нурмухаметова М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Куединского района в интересах Смирнягина Сергея Анатольевича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации и о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Куединского района Пермского края обратился с указанным иском в суд к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее ОСФР по Пермскому краю), мотивируя тем, что 1.12.2023 г. в прокуратуру с заявлением обратился Нурмухаметов М.М., действующий в интересах инвалида Смирнягина С.А. в связи с необеспечением Смирнягина С.А. техническими средствами реабилитации – ходунками на колесах, креслом-коляской с ручным приводом прогулочной (для инвалидов). Было установлено, что Смирнягин С.А. является инвалидом II группы, индивидуальной программой реабилитации (далее ИПРА) от 26.06.2023 г. ему рекомендованы технические средства реабилитации ходунки на колесах, кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов). Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий бессрочно. В июне 2023 г. Нурмухаметов М.М. в интересах Смирнягина С.А. обратился к ОСФР по Пермскому краю с заявлением об обеспечении Смирнягина С.А. рекомендованными ИПРА техническими средствами реабилитации. По состоянию на 1.12.2023 г. Смирнягин С.А. техническими средствами реабилитации не обеспечен. Смирнягин С.А. считает, что действиями ОСФР по Пермскому краю, выражающимися в несвоевременном обеспечении необходимыми средствами реабилитации, ему причинен моральный вред и вред здоровью, который Смирнягин С.А. оценивает в 50000 рублей. Прокурор просил возложить на ОСФР по Пермскому краю обязанность предоставить Смирнягину С.А. технические средства реабилитации – ходунки на колесах, кресло-коляску с ручным приводом прогулочную (для инвалидов) и взыскать в пользу Смирнягина С.А. компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора Куединского района Колчина Д.А. просила исковые требования удовлетворить, пояснила, что до настоящего момента Смирнягину С.А. не предоставлены технические средства реабилитации без уважительных причин, ответчик не сообщал ни истцу, ни прокурору района о причинах бездействия. Ответчик и ранее не предоставлял Смирнягину С.А. средства реабилитации, самостоятельно приобрести их Смирнягин С.А. не имеет возможности.
Истец Смирнягин С.А. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, на удовлетворении иска настаивал. Из-за бездействия ответчика он не имеет возможность выйти на улицу, чем нарушены его права.
Представитель истца Нурмухаметов М.М. в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить, пояснил, что Смирнягин С.А. с 2012 г. является инвалидом, он с трудом передвигается по квартире, выходить на улицу по состоянию здоровья не может. В 2023 г. Смирнягину были рекомендованы технические средства реабилитации – ходунки и кресло-коляска, в связи с чем в июне-июле 2023 г. он, действуя по доверенности от Смирнягина, обратился с заявлением к ответчику. Ответчик уведомил, что поставил Смирнягина на учет. По поводу самостоятельного приобретения средств реабилитации ему дали разъяснения, что инвалиду не будут компенсированы все его расходы, а лишь их часть, в связи с чем Смирнягин не имеет возможности самостоятельно приобрести что-либо. По вине ответчика Смирнягин С.А. не бывает на улице, так как выхода их помещения требуются ходунки и кресло- коляска, которых у него нет по настоящее время.
Ответчик ОСФР по Пермскому краю о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, своего представителя в суд не направил, представитель ответчика представил письменный отзыв, в котором просил оставить иск без удовлетворения. В возражениях по иску указал, что 14.07.2023 г. Смирнягин С.А. на основании заявления и ИПРА постановлен в ОСФР по Пермскому краю на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, о чем истцу направлено уведомление. На день постановки, на учет Смирнягина С.А. действовал государственный контракт на обеспечение в 2023 г. Обеспечение инвалидов осуществляется в порядке очередности. Объем предусмотренных средств позволил обеспечить средствами реабилитации инвалидов, подавших заявки до конца марта 2023 г. В настоящее время проводятся процедуры закупок на обеспечение инвалидов средствами реабилитации в 2024 г. и истцу будет выдано направление на обеспечение после заключения государственного контракта. Смирнягин С.А. вправе самостоятельно приобрести средство реабилитации и получить компенсацию, а также приобрести посредством обращения за электронным сертификатом. Считал, что ОСФР по Пермскому краю не допущено виновных действий в связи с чем в иске о компенсации морального вреда просил также отказать, указывая также, что необеспечение средством реабилитации не нарушает личные неимущественные права истца, требование является материальным. Просил в иске отказать в полном объеме.
Заслушав участников судебного заседания и, исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявленный иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан обратившихся к нему за защитой нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение.
Требования прокурора Куединского района заявлены в связи с обращением Смирнягина С.А. к прокурору за защитой его прав на социальное обеспечение и суд считает, что действия прокурора не выходят за пределы его полномочий, установленных ст. 45 ГПК РФ, признает обоснованным обращение с данным иском в суд.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Согласно статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
В пункте 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта, а также коды технических средств (изделий) в каталоге, подлежащих предоставлению инвалиду.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Согласно указанной норме обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 16 Правил установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации.
Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют источник и объемы предоставления бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, а также предусматривают заключение территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации контракта с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ на поставку товаров, выполнение работ.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.
Из обстоятельств установленных по делу следует, что Смирнягин С.А. является инвалидом II группы бессрочно. Индивидуальной программой реабилитации (ИПРА) от 26.06.2023 г. ему рекомендованы технические средства реабилитации – ходунки на колесах, кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов). Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий бессрочно.
В июне 2023 г. Нурмухаметов М.М., действуя в интересах Смирнягина С.А., обратился с заявлением в ОСФР по Пермскому краю о предоставлении технических средств реабилитации, рекомендованных ИПРА, 14.07.2023 г. истец поставлен ответчиком на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации.
Однако, до настоящего времени Смирнягин С.А. не обеспечен рекомендованными ему ИПРА техническими средствами реабилитации, что явилось причиной обращения с настоящим иском в суд.
Как следует из материалов дела, представленными доказательствами в деле подтверждается, что ответчиком ОСФР по Пермскому краю установленные законом меры по реализации ИПРА для Смирнягина С.А. и обеспечения истца ходунками на колесах, креслом-коляской с ручным приводом прогулочной (для инвалидов) не приняты.
Ответчик, получив заявление Смирнягина С.А. 14.07.2023 г. был обязан выдать ему при постановке на учет не только соответствующее уведомление о постановке на учет, но и выдать направление в организацию для получения ТСР, однако этого не сделано до настоящего времени.
Более того, в случае отсутствия действующего государственного контракта на момент подачи заявления инвалидом, ОСФР по Пермскому краю не выполнены все необходимые действия в установленный срок. Извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, однако этого ответчиком не сделано более полугода.
Таким образом, имеются виновные бездействия ОСФР по Пермскому краю по необеспечению инвалида техническими средствами реабилитации в установленный срок, в связи с чем исковые требования прокурора о возложении обязанности на ответчика обеспечить инвалида Смирнягина С.А. техническими средствами реабилитации согласно разработанной ИПРА подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, суд возлагает на ОСФР по Пермскому краю, как на уполномоченный на осуществление полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам орган, обязанность предоставить Смирнягину С.А. технические средства реабилитации – ходунки на колесах, кресло-коляску с ручным приводом прогулочную (для инвалидов).
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).
В силу части 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Как установлено п. 1 ст. 1099 ГК РФ, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ст. 151 ГК РФ).
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 1064 ГК РФ, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда (как имущественного, так и морального), вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
По смыслу приведенных правовых норм право на компенсацию морального вреда возникает, по общему правилу, при нарушении личных неимущественных прав гражданина или посягательстве на иные принадлежащие ему нематериальные блага, и только в случаях прямо предусмотренных законом, такая компенсация может взыскиваться при нарушении имущественных прав гражданина.
Судом установлено, что ОСФР по Пермскому краю нарушило право истца Смирнягина С.А. в виде фактического лишения его, как инвалида, гарантированных ему Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты, выразившиеся в несвоевременном заключении государственного контракта на поставку технических средств реабилитации по заявлению истца, а также несвоевременное обеспечение истца техническими средствами реабилитации. Несвоевременное обеспечение Смирнягина С.А. техническими средствами реабилитации необходимыми ему по состоянию здоровья, с учетом индивидуальных особенностей затрагивает его здоровье, что относится к личным неимущественным правам гражданина и свидетельствует о причинении морального вреда.
Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами прокурора и истца Смирнягина С.А. о том, что бездействиями ответчика по необеспечению Смирнягина С.А. техническими средствами реабилитации причинен вред здоровью истца. Доказательств причинения истцу Смирнягину С.А. вреда здоровью не представлено.
Учитывая объем причиненных нравственных страданий, степени вины ответчика, а также требований разумности и справедливости, а также в связи с отсутствием доказательств причинения вреда здоровью истца бездействиями ответчика, учитывая сроки нарушение прав истца, суд полагает, что достаточной и соразмерной нарушенному праву компенсацией морального вреда Смирнягину С.А. будет являться сумма в размере 40000 рублей.
Суд полагает, что сумма в 40000 рублей является достаточной и справедливой компенсацией причиненных истцу ответчиком нравственных страданий, учитывая, что по смыслу действующего правового регулирования компенсация морального вреда по своей природе носит компенсационный характер, а степень соразмерности является оценочной категорией, и только суд вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела. Взысканная судом сумма компенсации морального вреда определена с учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени нравственных страданий, при которых причинен моральный вред истцу по вине ответчика, индивидуальных особенностей истца и иных заслуживающих внимания обстоятельств дела, а также требований разумности и справедливости.
Оснований для увеличения размера компенсации морального вреда до заявленного в исковом заявлении размера, суд, учитывая установленные по делу конкретные обстоятельства, не усматривает, размер возмещения морального вреда определен судом с учетом указанных выше обстоятельств, имеющих юридическое значение, тогда как больший размер компенсации морального вреда, чем он определен судом, не доказан.
Сумма компенсации морального вреда определена судом с учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени нравственных страданий, при которых причинен моральный вред истцу, индивидуальных особенностей истца, иных заслуживающих внимания обстоятельств дела, с учетом исследованных доказательств.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Куединского района Пермского края удовлетворить частично.
Возложить на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю ( ОГРН 1035900505200, ИНН 5904084719) обязанность предоставить Смирнягину Сергею Анатольевичу (паспорт № №) технические средства реабилитации – ходунки на колесах, кресло-коляску с ручным приводом прогулочную ( для инвалидов).
Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю ( ОГРН 1035900505200, ИНН 5904084719) в пользу Смирнягина Сергея Анатольевича (паспорт № №) компенсацию морального вреда в размере 40000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Куединский районный суд в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.
Судья С.И. Воробьев
Мотивированное решение суда изготовлено 2.02.2024 г.