Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5250/2023 ~ М-2568/2023 от 26.04.2023

УИД

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июня 2023 года                                                                      город Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Сат А.Е., при секретаре Лупсаа Ч.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству образования Республики Тыва о признании незаконным отказа во включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,

УСТАНОВИЛ:

    ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству образования Республики Тыва о признании незаконным отказа во включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

    Указывает, что является сиротой с ДД.ММ.ГГГГ года. Отец ФИО9 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО10 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

После смерти родителей он не был под опекой родственников, он сразу был передан в интернат. Его сверстники из интерната были включены в данный список, и некоторые из них уже получили свое жилье.

Считает, что интернат, где он учился, обязан был включить его в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Полагает, что ранее он состоял в данном списке, но в последующем ему стали давать ответ о невозможности включить его в данный список ввиду того, что достиг возраста 23 лет.

    Просит признать незаконным отказ ответчика от ДД.ММ.ГГГГ за исх о включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва; обязать ответчика включить или восстановить истца в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г. Кызыла.

    Протокольным определением суд от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ГБОУ РТ «Средняя общеобразовательная школа № 10 для детей с ограниченными возможностями».

    В судебном заседании истец ФИО1 поддержал исковые требования, пояснил, что после выпуска из интерната он думал, что он состоит в списке и не знал, что можно самому встать на очередь, об этом он узнал недавно, обратился в Министерство образования Республики Тыва, но ему отказали.

    Представитель ответчика Министерства образования Республики Тыва в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

    Представитель третьего лица ГБОУ РТ «Средняя общеобразовательная школа № 10 для детей с ограниченными возможностями» ФИО6 по доверенности в судебное заседание явилась, но в начале судебного заседания удалилась в связи с неявкой представителя Министерства образования Республики Тыва.

    Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Как следует из преамбулы и ст. 1 названного закона его положение распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Пунктом 9 статьи 8 указанного закона предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вместе с тем, из содержания данного закона следует, что право на приобретение жилья сохраняется и по достижении 23 лет, но только в том случае, если это право было реализовано в течение 5 лет (с 18 до 23 лет) путем подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья.

По смыслу положений ч. 2 ст. 52 ЖК РФ и п. 1 ст. 1 указанного закона вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Таким образом, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений до достижения ими возраста 23 лет.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Согласно свидетельству о рождении , выданного Органом ЗАГС Министерства юстиции Республики Тыва в <адрес> и <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 родился ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, его родители ФИО11 – отец, ФИО12 – мать.

Согласно свидетельству о смерти , выданного Отделом ЗАГС Администрации Кызылского кожууна Республики Тыва Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ур. <данные изъяты>, умер ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>.

Согласно свидетельству о смерти , выданного Отделом ЗАГС администрации Кызылского кожууна Республики Тыва Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ур. <данные изъяты>, умерла ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>.

Из справки ГБОУ «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат 8 вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с Усть-Элегест» следует, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. действительно жил и обучался в ГБОУ «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат 8 вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с Усть-Элегест» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Имел статус сироты.

ДД.ММ.ГГГГ на заявление ФИО1 о включении в список получателей жилья на территории Республики Тыва Министерство образования Республики Тыва ответило, что в связи с достижением заявителя возраста 39 лет на момент подачи документов ему отказано во включении в список получателей жилья.

Законодатель предусмотрел применение данной нормы и в определенный период совершеннолетия - с 18 до 23 лет.

Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.

В силу вытекающей из статей 7, 38 и 39 Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых статьей 1 Федерального закона N 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте). Предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.

Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона N 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социальной незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Таким образом, поскольку судом установлено, что до достижения 23 лет ФИО1 с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не обращался, на учете нуждающихся в жилых помещениях в списке "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" не состоял, на момент обращения с соответствующим заявлением в Министерство труда и социального политики Республики Тыва ему исполнилось 39 лет, при этом доказательств уважительности причин пропуска срока обращения не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязании включить в список-детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Доводы истца о том, что он не встал на учет в связи с тем, что не знал норм действующего законодательства, поэтому не воспользовался предусмотренной законом социальной гарантией в виде обеспечения вне очереди жилой площадью, не могут быть приняты во внимание.

Вышеуказанные нормативные правовые акты находятся в открытом доступе. При необходимости истец не был лишен возможности ознакомиться с ними, воспользоваться предоставленным ему правом.

Кроме того, законом не предусмотрена обязанность органов опеки и попечительства подавать заявления о постановке на учет для получения жилого помещения вне очереди указанной категории граждан.

Постановка на учет носит заявительный характер, должна быть реализована заинтересованным лицом, а именно самим гражданином, которому положена соответствующая социальная гарантия.

Вопреки доводам истца, объективных причин, которые бы препятствовали истцу обратиться в соответствующие органы с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и доказательств в их подтверждение, последним не представлено.

При таких обстоятельствах, исковые требования истца ФИО1 к Министерству образования Республики Тыва о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязании включить в список-детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями подлежащих обеспечению жилыми помещениями, удовлетворению не подлежат.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 к Министерству образования Республики Тыва о признании незаконным отказа во включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня составления судом решения в мотивированной форме через Кызылский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 29 июня 2023 года (с учётом выходных дней).

Судья                                                       А.Е. Сат

2-5250/2023 ~ М-2568/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сат Адыгжы Давааевич
Ответчики
Министерство образования Республики Тыва
Другие
ГБОУ "Чербмнская школа-интернат" не действует с 10.01.2023
ГБОУ РТ СОШ №10 для детей с ограничненными возможностями здоровья"
Суд
Кызылский городской суд Республики Тыва
Судья
Сат Айлана Евгеньевна
Дело на странице суда
kizilskiy-g--tva.sudrf.ru
26.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.04.2023Передача материалов судье
28.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.04.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.05.2023Предварительное судебное заседание
22.06.2023Судебное заседание
29.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2023Дело оформлено
04.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее