Дело № 2-408/2022
34RS0014-01-2022-000611-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 августа 2022 года г. Дубовка
Дубовский районный суд Волгоградской области
в составе: председательствующего судьи Генералова А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Коробовой О.М.,
с участием помощника прокурора Дубовского района Волгоградской области Шевченко А.С., удостоверение № 307947,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Дубовского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Усть-Погожинского сельского поселения Дубовского муниципального район Волгоградской области об обязывании действий,
установил:
прокурор Дубовского района Волгоградской области обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц с иском к администрации Усть-Погожинского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области с требованием обязать в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, установить наружное устройство вызова персонала для оказания ситуационной помощи маломобильным группам населения на здании администрации Усть- Погожинского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области в соответствии с требованиями пункта 8.1.7 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённого Приказом Минстроя России от 30.12.2020 года № 904/пр.
При подаче искового заявления в обосновании заявленного требования указано, что прокуратурой Дубовского района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов в деятельности администрации Усть-Погожинского сельского поселения, в результате которой установлено, что у входа в здание администрации Усть-Погожинского сельского поселения отсутствует наружное устройство вызова персонала для оказания ситуационной помощи маломобильным группам населения. Отсутствие кнопки вызова персонала для оказания ситуационной помощи ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры, и не соответствуют направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Требования основаны на нормах Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В судебном заседании помощник прокурора Дубовского района Волгоградской области Шевченко А.С. просил удовлетворить заявленные требования по основаниям указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Усть-Погожинского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области надлежащим образом уведомлённый о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.
Судом на основании положений ст. 167 ГПК РФ было определено рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика.
Выслушав объяснения помощника прокурора Дубовского района Волгоградской области Шевченко А.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и, мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, а также обеспечивают надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учётом ограничений их жизнедеятельности.
Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр утверждён СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённого Приказом Минстроя России от 30.12.2020 года № 904/пр (далее по тексту - Свод правил).
Пунктом 6.1.1 Свода правил предусмотрено, что в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды. Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять с учетом принятой организации обслуживания посетителей по заданию на проектирование. Высоту панелей вызова таких устройств следует принимать с учетом 8.1.7.
В силу пункта 8.1.7 Свода правил при расстановке приборов и устройств, технологического и другого оборудования следует исходить из того, что зона досягаемости для посетителя в кресле-коляске должна находиться в пределах: при расположении сбоку от посетителя - не выше 1,4 ми не ниже 0,3 м от уровня пола; при фронтальном подходе - не выше 1,2 м и не ниже 0,4 м от уровня пола.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.08.2019 года № 584-ст утверждён Национальный стандарт Российской Федерации «Средства отображения информации знаковые для инвалидов» ГОСТ Р 52131-2019 (далее по тексту - ГОСТ Р 52131-2019).
В силу п. 4.3.8.2 ГОСТ Р 52131-2019 обязательными для применения на объектах с открытым доступом населения являются следующие общие сервисные тактильно-визуальные знаки, обеспечивающие восприятие инвалидами по зрению: знак обозначения кнопки вызова персонала для оказания ситуационной помощи. Размещается над кнопкой вызова персонала, устанавливаемой перед входом в здание сооружения общественного назначения, а также рядом с местами отдыха и ожидания инвалидов. Тактильная надпись по системе Брайля: «Вызов персонала. Под знаком».
В судебном заседании установлено, что при проверке прокуратурой Дубовского района Волгоградской области соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов, было выявлено, что на здании администрации Усть-Погожинского сельского поселения Дубовского муниципального район Волгоградской области не установлено наружное устройство вызова специалистов для оказания ситуационной помощи маломобильным группам населения.
Согласно сведений ГБУЗ «Центральная районная больница Дубовского муниципального района» от 03 марта 2022 года в Усть-Погожинском ФАПе зарегистрированы инвалиды, проживающие в с. Усть-Погожье Дубовского муниципального района.
В адрес главы администрации Усть-Погожинского сельского поселения Дубовского муниципального район Волгоградской области прокурором Дубовского района Волгоградской области направлялось требование об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав инвалидов.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суду не представлено доказательств того, что администрацией Усть-Погожинского сельского поселения Дубовского муниципального район Волгоградской области приняты меры по установке наружного устройства вызова персонала для оказания ситуационной помощи маломобильным группам населения на здании администрации.
Отсутствие наружного устройства вызова персонала для оказания ситуационной помощи маломобильным группам населения ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры, и не соответствуют направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
На основании вышеизложенного суд приходит к мнению, что исковые требования прокурора Дубовского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Усть-Погожинского сельского поселения Дубовского муниципального район Волгоградской области исполнения требований устранить нарушения законодательства в сфере защиты прав инвалидов в деятельности администрации Усть-Погожинского сельского поселения, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ - суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
По мнению суда, для надлежащего исполнения решения ответчиком, следует установит срок в два месяцев, со дня вступления решения в законную силу, так как для выполнения работ по установке наружного устройства вызова персонала для оказания ситуационной помощи маломобильным группам населения не требуется значительного времени по исполнению решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
требования прокурора Дубовского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Усть-Погожинского сельского поселения Дубовского муниципального район Волгоградской области об обязывании действий, удовлетворить.
Обязать администрацию Усть-Погожинского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области в течение двух месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу, установить наружное устройство вызова персонала для оказания ситуационной помощи маломобильным группам населения в здании администрации Усть- Погожинского сельского поселения Дубовского муниципального района в соответствии с требованиями пункта 8.1.7 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённого Приказом Минстроя России от 30.12.2020 года № 904/пр.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дубовский районный суд Волгоградской области.
Мотивированный текст решения изготовлен 2 августа 2022 года.
Судья: (подпись) А.Ю. Генералов