Судья: Перцева Ю.В. адм. дело N 33а-3006/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 марта 2024 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Гулевича М.И. и Толмосовой А.А.,
при ведении протокола помощником судьи Пашкевич А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2-974/2023 с апелляционной жалобой МКУ Ресурс на решение Безенчукского районного суда Самарской области от 5 декабря 2023 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., представителя административного ответчика Волковой Е.А. и представителя заинтересованного лица Назмеевой Г.Х., представителя административного истца Никитиной Е.С., судебная коллегия
установила:
прокурор Безенчукского района Самарской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд в порядке статьи 45 ГПК РФ с иском к ГБОУ СОШ с.п. Ольгино м.р. Безенчукский Самарской области, Администрация м.р. Безенчукский Самарской области, МКУ м.р. Безенчукский Самарской области "Ресурс" о возложении обязанности по обустройству пандусом здания школы об устранении нарушений законодательства об образовании, о несовершеннолетних и молодежи, о социальной защите инвалидов, указав, что проведенной прокуратурой проверкой образовательной организации, установлено, что в нарушение требований законодательства что вход здания СП ГБОУ СОШ с.п. Ольгино, д/с Журавленок расположенного по адресу: <адрес> не оборудован пандусом. В целях устранения нарушений прокуратурой вынесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства. Нарушения устранены не были, в связи с чем истец был вынужден обратиться в суд.
В связи с изложенным, прокурор просил обязать муниципальное казенное учреждение муниципального района Безенчукский Самарской области «Ресурс» в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить недостатки образовательного объекта структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы сельского поселения Ольгино муниципального района Безенчукский Самарской области д/с Журавленок путем установления на входе в здание пандуса;
обязать администрацию муниципального района Безенчукский Самарской области обеспечить финансирование муниципального казенного учреждения муниципального района Безенчукский Самарской области «Ресурс» в целях устранения недостатков образовательного объекта, структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы сельского поселения Ольгино муниципального района Безенчукский Самарской области д/с Журавленок, для установления на входе в здание пандуса.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ г. определено перейти к рассмотрению гражданского дела по правилам административного судопроизводства (том 1 л.д. 101-103).
Решением Безенчукского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. требования прокурора удовлетворены, на муниципальное казенное учреждение муниципального района Безенчукский Самарской области «Ресурс» (<данные изъяты> возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить недостатки структурного подразделения образовательного объекта государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы сельского поселения Ольгино муниципального района Безенчукский Самарской области д/с Журавленок путем установления на входе в здание пандуса; на администрацию муниципального района Безенчукский Самарской области возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить финансирование муниципального казенного учреждения муниципального района Безенчукский Самарской области «Ресурс» в целях устранения недостатков образовательного объекта, структурного подразделения образовательного объекта государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы сельского поселения Ольгино муниципального района Безенчукский Самарской области д/с Журавленок, для установления на входе в здание пандуса (том 1 л.д. 255-263)
В апелляционной жалобе муниципальным казенным учреждением муниципального района Безенчукский Самарской области «Ресурс» ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права (том 2 л.д. 4-7)
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, а в статье 6 - принципы, в том числе правильное рассмотрение административных дел, законность и справедливость при их разрешении.
Данные положения корреспондируют части 1 статьи 176 КАС РФ, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении").
Решение суда может быть отменено или изменено судом апелляционной инстанции (пункты 2, 3 статьи 309, пункт 4 части 1, часть 4 статьи 310 КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в соответствии с пунктом 2 статьи 309 КАС РФ, приходит к выводу, что обжалуемое решение суда подлежит изменению в части начала течения срока, установленного судом для устранения муниципальным казенным учреждением муниципального района Безенчукский Самарской области «Ресурс» выявленных нарушений, а также в части возложения на администрацию муниципального района Безенчукский Самарской области обязанности по финансированию работ по устранению нарушений.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Безенчукского района Самарской области проведена проверка соблюдения СП ГБОУ СОШ с.п. Ольгино, д/с Журавленок законодательства об образовании, о несовершеннолетних и молодежи, о социальной защите инвалидов.
В ходе проверки было установлено, что в образовательном учреждении вход в здание по адресу: <адрес> не оборудован пандусом.
Факт нарушения требований действующего законодательства подтверждены представленными суду материалами проведенной прокурорской проверки и лицами, участвующим в деле не оспаривается.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой в адрес руководителя СП ГБОУ СОШ с.п. Ольгино, д/с Журавленок внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства об образовании, о несовершеннолетних и молодежи, о социальной защите инвалидов.
Представление рассмотрено, удовлетворено.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования, районный суд исходил из того, что здание СП ГБОУ СОШ с.п. Ольгино, д/с Журавленок не соответствует требованиям законодательства об образовании, о несовершеннолетних и молодежи, о социальной защите инвалидов, при этом администрацией м.р. Безенчукский Самарской области не обеспечено надлежащее финансирование данных мероприятий.
Оснований не согласиться с данными выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на законе, соответствуют исследованным доказательствам и установленным делу обстоятельствам.
В силу статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Социальная защита, социальное обеспечение относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72, пункт "ж" ч. 1 Конституции РФ). Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 2, 7, 18 и 19).
В соответствии со ст. 2 и ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов гарантируется государством и направлена на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Органы местного самоуправления независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами" световых сигналов светофоров, и устройств, регулирующих движений пешеходов через транспортные коммуникации).
К объектам социальной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года N 273-Ф3 государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается в том числе на принципе обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-Ф3 в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в случае получения гражданином образования данного уровня впервые, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп население с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" одними из основных принципов в сфере образования являются обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность; недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования.
Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года 181-ФЗ гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, утвержденных Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 г. N 904/пр. Так, в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия для использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.
Частью 3.15 указанного Свода Правил определено, что пандус это сооружение, предназначенное для сопряжения поверхностей пешеходных путей на разных уровнях, состоящее из одного или нескольких маршей, имеющих наклонную поверхность с продольным уклоном и, при необходимости, горизонтальные поверхности. Согласно п. 6.1.1 Свода Правил в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
Пунктом 6.1.2 Свода Правил определено, что в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни.
Как следует из материалов дела, в нарушение требований ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ должностными лицами СП ГБОУ СОШ с.п. Ольгино, д/с Журавленок не принято мер, направленных на предоставление условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Вход в помещение образовательного учреждения не оборудован пандусом с поручнями или подъемными устройствами у лестниц, что существенно нарушает конституционные права инвалидов, в том числе несовершеннолетних, на беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры.
Из информации ГБОУ СОШ с. Ольгино следует, что в образовательном учреждении вход в здание не оборудован пандусом.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному мнению, что ответчиками не соблюдены требования действующего законодательства, в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии с Уставом, утверждённым постановлением Администрации м.р. Безенчукский от ДД.ММ.ГГГГ N № МКУ «Ресурс» финансируется за счет средств бюджета муниципального района Безенчукский в соответствии с бюджетной сметой п.4.1.
В соответствии с п.2.2 Соглашения заключенного между Правительством Самарской области и администрацией м.р. Безенчукский Самарской области о взаимодействии в области образования (далее - соглашение) от ДД.ММ.ГГГГ года органы местного самоуправления м.р. Безенчукский Самарской области обеспечивают наличие и содержание зданий и помещений, пригодных для организации в них образовательного процесса по образовательным программам общего образования; осуществляют функции собственника муниципального имущества, переданного в пользование государственным бюджетным общеобразовательным учреждениям Самарской области, и контролирует его использование.
В контексте данного соглашения под пригодными зданиями и сооружениями подразумеваются объекты, удовлетворяющие требованиям законодательства Российской Федерации в области пожарной, антитеррористической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия.
Согласно пункту 2.2 указанного соглашения, органы местного самоуправления м.р. Безенчукский в рамках своих полномочий в целях организации предоставления общедоступного и бесплатного общего образования:
обеспечивают наличие и содержание зданий и помещений, пригодных для организации в них образовательного процесса по образовательным программам общего образования;
обеспечивают предоставление в безвозмездное пользование государственным бюджетным образовательным учреждениям зданий и помещений, пригодных для организации в них образовательного процесса по образовательным программам общего образования;
обеспечивают заключение договоров на предоставление коммунальных услуг и эксплуатационное обслуживание переданного в пользовании государственным бюджетным общеобразовательным учреждениям самарской области муниципального имущества с организациями, осуществляющими предоставление соответствующих услуг (электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и др.) и оплату данных услуг согласно условиям договоров;
осуществляют функции собственника муниципального имущества, переданного в пользование государственным бюджетным образовательным учреждениям и контролируют его использование;
осуществляет разработку, реализацию и финансирование муниципальных программ в области образования;
осуществляет иные полномочия в сфере образования в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п.2.3 вышеназванного Соглашения, к совместным обязательствам министерства образования науки Самарской области и администрации м.р. Безенчукский относится обеспечение комплексной безопасности обучающихся, воспитанников и сотрудников государственных бюджетных общеобразовательных учреждений.
Установив, что собственником здания школы, расположенного по адресу: <адрес> является Администрация муниципального района Безенчукский Самарской области.
В соответствии с Уставом, утверждённым постановлением Администрации м.р. Безенчукский от ДД.ММ.ГГГГ года №№, МКУ «Ресурс» финансируется за счет средств бюджета муниципального района Безенчукский в соответствии с бюджетной сметой п.4.1.
Из представленной учреждением информации следует, что запросы на выделение денежных средств направлялись, однако мер до настоящего времени не принято.
Ограниченность финансирования, вопреки доводам апелляционной жалобы, не может являться основанием для освобождения от исполнения требований закона.
Более того, вопросы выделения бюджетного финансирования на соответствующие цели относятся к процедуре исполнения решения суда и не могут свидетельствовать о его незаконности и неисполнимости.
В силу статьи 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.
Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.
Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы о том, что МКУ Ресурс на решение Безенчукского районного суда Самарской области является ненадлежащим ответчиком, судебной коллегией отклоняются.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции неверно определил началом течения срока, установленного для устранения выявленных нарушений дату вступления решения суда в законную силу, в рассматриваемом случае началом течения названный срок правильно исчислять с даты поступления финансирования.
С учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 19.12.2023 по делу N 18-КГ23-195-К4, от 13.06.2023 по делу N 127-КГ23-4-К4, согласно которой понуждение главного распорядителя бюджетных средств к выделению финансирования является ограничением его права на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей, судебная коллегия полагает необходимым, с целью соблюдения принципа исполнимости судебного акта, отнести материальные расходы на мероприятия по устранению выявленных нарушений на администрации муниципального района Безенчукский Самарской области как на главного распорядителя бюджетных средств.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Безенчукского районного суда Самарской области от 5 декабря 2023 г. изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
административное исковое заявление прокурора Безенчукского района Самарской области удовлетворить частично.
Обязать муниципальное казенное учреждение муниципального района Безенчукский Самарской области «Ресурс» в течение <данные изъяты> месяцев с даты поступления финансирования устранить недостатки структурного подразделения образовательного объекта государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы сельского поселения Ольгино муниципального района Безенчукский Самарской области д/с Журавленок путем установления на входе в здание пандуса.
Отнести материальные расходы на мероприятия по устранению выявленных нарушений на администрацию муниципального района Безенчукский Самарской области.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Мотивированное определение принято ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий –
Судьи -