Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1451/2022 ~ М-1159/2022 от 05.05.2022

                Дело № 2-1451/2022

55RS0026-01-2022-001600-14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Бессчетновой Е.Л., при секретаре судебного заседания Каспер Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 14 июня 2022 года гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора ФИО6 <адрес> ФИО6 <адрес> в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Главному управлению ветеринарии ФИО6 <адрес> о возложении обязанности по ликвидации объекта недвижимого имущества,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально исполняющий обязанности прокурора ФИО6 <адрес> ФИО6 <адрес>, действующий в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в ФИО6 районный суд ФИО6 <адрес> с исковым заявлением к ФИО4 <адрес>, Главному управлению ветеринарии ФИО6 <адрес> о признании права собственности и возложении обязанности по ликвидации объекта недвижимого имущества, указав, что прокуратурой ФИО6 <адрес> ФИО6 <адрес> в рамках рассмотрения доводов обращения федерального инспектора по ФИО6 <адрес>, и.о. руководителя приемной Президента Российской Федерации в ФИО6 <адрес> ФИО9 в интересах ФИО10 о нарушениях законодательства при эксплуатации скотомогильника проведения проверка исполнения федерального законодательства о ветеринарии, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также в части организации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, при содержании мест захоронения биологических отходов, по результатам которой выявлены нарушения законодательства, выразившиеся в следующем. По итогам проверочных мероприятий выявлено ненадлежащее устройство, оборудование и санитарное состояние скотомогильника с кадастровым номером объемом 72 куб.м., расположенного по адресу: ФИО6 <адрес>, ФИО6 <адрес>, Дружинское сельское поселение, примерно в 1000 м по направлению на запад от <адрес>. Размещение указанного скотомогильника требует установления санитарно-защитной зоны и исключает жилищное строительство на территории, входящей в границы этой зоны. В границах территории защитной зоны скотомогильника размещено более 20 объектов недвижимости, являющихся самовольными постройками. Оформление прав на указанные объекты возможно только в случае ликвидации скотомогильника. Вопросы организации мер по содержанию скотомогильников законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. В данном случае скотомогильник относится к государственной собственности субъекта Российской Федерации - ФИО6 <адрес>. Статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиях субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами. Одним из ключевых вопросов надлежащей реализации вышеуказанных полномочий является обеспечение сбора, утилизации, уничтожения биологических отходов в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами. Пункт 2 Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов к биологическим отходам относит трупы животных и птиц. Согласно пункту 29 Ветеринарных правил утилизация умеренно опасных биологических отходов путем захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах должна осуществляться под наблюдением государственного специалиста в области ветеринарии в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, соответствующих требованиям, указанным в пункте 24 Правил, при соблюдении условий, обеспечивающих изоляцию захораниваемых умеренно опасных биологических отходов от объектов внешней среды (почвы, воды) и недопущение к ним посторонних физических лиц и животных. Отсутствие в настоящее время специального правового регулирования обустройства и ликвидации скотомогильников не должно ставить под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Поскольку захоронения животных, хоть и не имеют строений, но неразрывно связаны с землей, в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации они относятся к недвижимым объектам. Учитывая особую опасность захоронений, данные объекты должны быть поставлены на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, поскольку иное может привести к утрате места расположения скотомогильника, его несанкционированному вскрытию и последующему заражению людей и животных. Надлежащее обустройство скотомогильников с учетом их назначения является важнейшей составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Использование гражданами и хозяйствующими субъектами бесхозяйных и необорудованных должным образом скотомогильников создает реальную угрозу возникновения опасных инфекционных заболеваний. Согласно ветеринарно-санитарной карточке на скотомогильник (термическую яму) , скотомогильник не соответствует требованиям к нему, а именно: отсутствуют землеотводные документы, крышка на люке, оканавливание, подъездные пути не окошены. Постановлением администрации Дружинского сельского поселения ФИО6 муниципального района ФИО6 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П, скотомогильник закрыт. Согласно информации филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по ФИО6 <адрес> объект недвижимости принят как бесхозяйный объект недвижимого имущества, не имеющий собственника или собственник которого не известен. Учитывая изложенное, указанный скотомогильник является бесхозяйным имуществом, вопросы по содержанию которого относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации. Прокуратурой ФИО6 <адрес> в адрес ФИО4 <адрес> внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ по фактам не соблюдения требований федерального законодательства об обращении с биологическими отходами, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также при организации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе при содержании и эксплуатации, расположенных на территории ФИО6 <адрес> скотомогильников. Вместе с тем, в ходе проверки было установлено, что ФИО4 <адрес> до настоящего времени не принимает каких-либо действий по принятию вышеуказанных скотомогильников в государственную собственность ФИО6 <адрес> и приведению их в надлежащее ветеринарно-санитарное состояние, что приводит к невозможности реализации полномочия по предупреждению эпидемий, ставит под угрозу эпизоотическое и эпидемиологическое благополучие муниципального образования в целом, жизнь и здоровье людей и животных, проживающих рядом со скотомогильниками, поскольку невозможно проконтролировать оказываемое ими соответствующее негативное воздействие. Вследствие чего нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также предусмотренные статьей 42 Конституции Российской Федерации и гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду. На основании изложенного, просили признать право собственности ФИО6 <адрес> на скотомогильник с кадастровым номером , расположенный на территории Дружинского сельского поселения ФИО6 муниципального района ФИО6 <адрес>. Обязать ФИО4 <адрес> в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации скотомогильника.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ прокурора ФИО6 <адрес> ФИО6 <адрес> от исковых требований к ФИО4 <адрес> о признании права собственности и возложении обязанности по ликвидации объекта недвижимого имущества. Производство по делу в части прекращено.

В судебном заседании старший помощник прокурора ФИО6 <адрес> ФИО6 <адрес> ФИО1 заявленные исковые требования уточнила в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила обязать Управление ветеринарии ФИО6 <адрес> принять меры по ликвидации скотомогильника с кадастровым номером , расположенного на территории Дружинского сельского поселения ФИО6 муниципального района ФИО6 <адрес>, в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика Главного управления ветеринарии ФИО6 <адрес> ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, указав, что полномочия по ликвидации скотомогильников в ФИО6 <адрес> возложены на Главное управление ветеринарии ФИО6 <адрес>. Вместе с тем, описание местонахождения скотомогильника, подлежащего ликвидации, не определяет его границы, не позволяет его дифференцировать, что может затруднить или сделать не исполнимым решение суда в будущем. При этом, срок заявленный истцом к исполнению заявленных требований является недостаточным. Кроме того, у Главного управления ветеринарии ФИО6 <адрес> отсутствует финансирование для исполнения решения суда. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании оставил разрешение уточненных исковых требований на усмотрение суда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, администрация Дружинского сельского поселения ФИО6 муниципального района ФИО6 <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, представили в материалы дела ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства сельского хозяйства и продовольствия ФИО6 <адрес> в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, представили в материалы дела отзыв на исковое заявление, указав на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Россельхознадзора по ФИО6 <адрес> в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, представили в материалы дела отзыв на исковое заявление, не возражая против удовлетворения заявленных исковых требований, просили рассмотреть дело без их участия.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно статье 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что судебной защите указанными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами подлежат права субъектов гражданских правоотношений в случаях их нарушения или угрозы нарушения. По смыслу законодательного регулирования основанием возложения судом обязанности на кого-либо является факт ненадлежащего исполнения такой обязанности.

Часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации предписывает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно статье 42 Конституции России, статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Статья 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Аналогичное положение содержит пункт 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которому прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Статьями 5, 6 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регламентировано, что полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26,3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26 Федерального закона № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.

Вопросы организации мер по содержанию скотомогильников законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников (биотермических ям) в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.

Согласно пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление) объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной принадлежности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

В приложении № 1 к данному Постановлению, в котором перечислены объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности, скотомогильники и сибиреязвенные захоронения не указаны.

Не указаны скотомогильники и сибиреязвенные захоронения и в Приложении № 2 к Постановлению, где перечислены объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

В приложении № 3 к Постановлению перечислены объекты, относящиеся к муниципальной собственности, скотомогильники и сибиреязвенные захоронения в данном перечне отсутствуют.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 13 июня 2006 года № КАС06-193, которым признано недействующим содержащееся в пункте 6.1 утверждённых 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469 Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» положение, в соответствии с которым скотомогильники и биотермические ямы, не принадлежащие организациям, являются объектами муниципальной собственности. Проанализировав действующее законодательство, Верховный Суд РФ пришёл к выводу о том, что вопросы создания и содержания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации; возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.

Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также предусматривает возможность нахождения в собственности субъекта Российской Федерации имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильников (биотермических ям) (подпункт 49 пункта 2 статьи 26.3, подпункт «ц» пункта 2 статьи 26.11).

Скотомогильник - определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов (пункт 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 года № 27).

В круг вопросов местного значения сельского поселения, установленных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не отнесены вопросы по организации скотомогильников, а равно вопрос организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным федеральным законом вопросов местного значения (пункт 1); имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 названного Федерального закона (пункт 2); имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (пункт 3); имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения (пункт 4); имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 указанного Федерального закона (пункт 5).

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее приведенным выше требованиям, в соответствии с частью 5 статьи 50 указанного Закона, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению в порядке и сроки, установленные федеральным законом.

Таким образом, скотомогильники являются собственностью субъекта Российской Федерации, в данном случае - Омской области, поэтому обязанность по его надлежащему содержанию или ликвидации лежит на Омской области в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Учитывая особую опасность захоронений, данные объекты должны быть поставлены на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, поскольку иное может привести к утрате места расположения скотомогильника, его несанкционированному вскрытию и последующему заражению людей и животных.

Надлежащее обустройство скотомогильников с учетом их назначения является важнейшей составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Использование гражданами и хозяйствующими субъектами бесхозяйных и необорудованных должным образом скотомогильников создает реальную угрозу возникновения опасных инфекционных заболеваний.

Федеральным законодательством закреплена обязанность органов государственной власти субъекта Российской Федерации организовывать на территории субъекта Российской Федерации мероприятия по надлежащему содержанию и эксплуатации скотомогильников (биотермических ям), в том числе бесхозяйных.

В судебном заседании установлено, что Прокуратурой Омской области проведен анализ соблюдения органами государственной власти Омской области требований федерального законодательства об обращении с биологическими отходами, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также при организации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в ходе которого выявлены нарушения.

В ходе проверки установлено, что по сведениям Главного управления ветеринарии Омской области в настоящее время на территории Омской области зарегистрированы свыше 400 действующих и более 450 закрытых (законсервированных) скотомогильников. При этом практически все имеющиеся на территории региона скотомогильники не соответствуют ветеринарно-санитарным правилам, в том числе ввиду их строительства хозяйственным способом без типового проекта и комиссионного приема в эксплуатацию, без выбора и отвода земельных участков под их строительство. В первую очередь, скотомогильники не отвечают предъявляемым требованиям по параметрам глубины ямы, облицовыванию ее стен водонепроницаемым материалом, огораживанию 2-х метровым глухим забором. Скотомогильники не имеют собственника и эксплуатирующей организации, на них отсутствуют правоустанавливающие документы. В результате данные объекты зачастую используются населением и хозяйствующими субъектами для стихийного захоронения отходов без соблюдения обязательных требований.

По результатам проверки в адрес ФИО5 <адрес>, ФИО4 <адрес> ФИО11 направлено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений федерального законодательства с требованием принять исчерпывающие меры к устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, привлечь к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 <адрес> в адрес Прокурора ФИО6 <адрес> направлено сообщение с инициацией служебного расследования.

Распоряжением начальника Главного управления ветеринарии ФИО6 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ применено взыскание в виде замечания заместителю начальника Главного управления ветеринарии ФИО6 <адрес> ФИО12

Постановлением Главы Дружинского сельского поселения ФИО6 муниципального района ФИО6 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П скотомогильник в селе Дружино ФИО6 муниципального района ФИО6 <адрес> закрыт.

ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе: заместителя Главы Дружинского сельского поселения ФИО13, руководителя по благоустройству ФИО14, участкового села Дружино ФИО15, главного инженера УК ЖКХ «Мостовик» ФИО16 составлен акт об утилизации скотомогильника в <адрес> ФИО6 муниципального района.

С целью постановки объекта недвижимости на кадастровый учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером по заказу администрации Дружинского сельского поселения ФИО6 муниципального района ФИО6 <адрес> подготовлен технический план сооружения.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, представленной в материалы дела филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по ФИО6 <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за № , сооружение - скотомогильник с кадастровым номером имеет местоположение: ФИО6 <адрес>, Дружинское сельское поселение, примерно в 1000 м по направлению на запад от <адрес>, объемом 72 куб.м., назначение - Сооружения животноводства. Сведения об объекте имеют статус «актуальные». Принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости, ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Главного управления ветеринарии ФИО6 <адрес> утвержден перечень скотомогильников, строительство и ввод в эксплуатацию которых не осуществлены до ДД.ММ.ГГГГ включительно, расположенных на территории ФИО6 <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ начальником Главного управления Ветеринарии ФИО6 <адрес> в адрес и.о. Прокурора ФИО6 <адрес> направлено сообщение о том, что мероприятия по ликвидации скотомогильника, расположенного по адресу: ФИО6 <адрес>, ФИО6 <адрес>, Дружинское сельское поселение, примерно в 1000 м по направлению на запад от села Дружино, с кадастровым номером , Главным управлением не запланированы.

В материалы дела представлена ветеринарно-санитарная карточка на скотомогильник (биометрическую яму) , в которой отражено местонахождение скотомогильника определено: ФИО6 <адрес>, ФИО6 <адрес>. Скотомогильник удален от <адрес> на 1000 м., от бывшей фермы СПК «Дружинский» на 500 м. Первое захоронение биологических отходов было в 1968 году. В 2003-2005 гг. проводились проверки скотомогильника, в ходе которых были выявлены неоднократные недостатки к требованиям, предъявляемым законодательством.

ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе: начальника отдела государственного надзора в области обращения с животными и обеспечения безопасности продукции животного происхождения Главного управления ветеринарии ФИО6 <адрес> ФИО2, заведующего ветеринарной лечебницей ФИО6 <адрес> БУ «ОЦВО» ФИО17, помощника прокурора ФИО6 <адрес> ФИО18, главного специалиста администрации Дружинского сельского поселения ФИО6 муниципального района ФИО6 <адрес> ФИО19 осуществлен выезд на земельный участок, расположенный примерно в 1000 м по направлению на запад от <адрес>, на котором расположен закрытый (законсервированный) скотомогильник. На момент выезда установлено, что скотомогильник площадью 100 кв.м. расположен на земельном участке с кадастровым номером площадью ориентировочно 1500 кв.м. Земельный участок имеет оканавливание по всему периметру. При осмотре территории земельного участка визуального определить местоположение скотомогильника, а также наличие емкости для биологических отходов не представляется возможным. По результатам осмотра составлен акт.

В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок участия субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Статьей 2 Закона Омской области от 05 декабря 2003 года № 483-ОЗ «О Правительстве Омской области» определен статус Правительства Омской области как постоянно действующего высшего исполнительного органа государственной власти Омской области, возглавляющего систему органов исполнительной власти Омской области, который в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Омской области, федерального и областного законодательства на территории Омской области, осуществляет систематический контроль за их выполнением органами исполнительной власти Омской области, принимает меры по устранению нарушений законодательства.

Согласно статье 9 Закона Омской области «О Правительстве Омской области», выполнение функций органов исполнительной власти Омской области осуществляется через возглавляемую Правительством Омской области систему органов исполнительной власти, состоящую из Правительства Омской области, министерств Омской области, главных управлений, управлений, иных органов исполнительной власти Омской области, структура которых определяется Губернатором Омской области. Органы исполнительной власти Омской области осуществляют исполнительные и распорядительные функции в установленной сфере деятельности, координируют в случаях, установленных областным законодательством, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Омской области, обеспечивают реализацию полномочий Правительства Омской области в соответствии со своей компетенцией.

С учетом вышеприведенных нормативных положений в их совокупности, исполнение обязательств Омской области как субъекта гражданских правоотношений обязан осуществлять тот орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление властных полномочий в соответствующей сфере деятельности. На Правительство Омской как высший орган исполнительной власти бремя исполнения таких обязательств может возлагаться в случае отсутствия иного подчиненного ему органа исполнительной власти, наделенного соответствующими полномочиями.

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона Омской области от 05 декабря 2003 года № 483-03 «О Правительстве Омской области» реализацию полномочий Правительства Омской области обеспечивают органы исполнительной власти Омской области в соответствии со своей компетенцией.

Согласно пункту 1 Положения о Главном управлении ветеринарии Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 28 апреля 2004 года № 96, Главное управление является органом исполнительной власти Омской области, организующим деятельность по обеспечению защиты населения Омской области от болезней, общих для человека и животных, по предупреждению болезней животных и их лечению, осуществлению контроля за выпуском безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства.

В силу пункта 2 Указа Губернатора Омской области от 17 декабря 2012 года № 140 «О мерах по совершенствованию деятельности в области обращения с биологическими отходами на территории Омской области» учет вновь открываемых, действующих и неэксплуатируемых скотомогильников на территории Омской области осуществляет Главное управление ветеринарии Омской области.

Финансирование мероприятий осуществляется в соответствии с бюджетной росписью Главного управления ветеринарии Омской области в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Главному управлению ветеринарии Омской области на эти мероприятия в соответствии с законодательством.

С учетом вышеприведенных нормативных положений в их совокупности, исполнение обязательств Омской области как субъекта гражданских правоотношений обязан осуществлять тот орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление властных полномочий в соответствующей сфере деятельности. На Правительство Омской как высший орган исполнительной власти бремя исполнения таких обязательств может возлагаться в случае отсутствия иного подчиненного ему органа исполнительной власти, наделенного соответствующими полномочиями.

Таким образом, в данном случае орган исполнительной власти, к компетенции которого относится ликвидация скотомогильников, Правительством Омской области определен, им является Главное управление ветеринарии Омской области; координацию его деятельности осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области согласно пункта 13 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15 марта 2004 года № 61. Правительством Омской области установлен порядок наделения уполномоченного органа необходимыми для исполнения возложенных обязанностей денежными средствами.

В судебном заседании и не оспаривается сторонами наличие на территории Дружинского сельского поселения ФИО6 муниципального района ФИО6 <адрес> скотомогильника с кадастровым номером , состояние которого не соответствует ветеринарно-санитарным правилам, что создает угрозу возникновения и распространения опасных заболеваний, общих для человека и животных, то есть представляет потенциальную опасность причинения вреда неопределенному кругу лиц.

С целью предупреждения негативных последствий, которые могут быть вызваны ненадлежащим состоянием скотомогильников, с учетом нецелесообразности приведения их в надлежащее состояние и отсутствия необходимости в их использовании по назначению в связи с применением другого способа утилизации трупов животных (путем кремирования) постановлением Правительства Омской области от 22 июля 2020 года № 288-п утвержден «Порядок ликвидации скотомогильников (биотермических ям), расположенных на территории Омской области».

Данный нормативный акт устанавливает последовательность проводимых на территории Омской области мероприятий по ликвидации скотомогильников (биотермических ям), определяет ответственный за организацию проведения на территории Омской области мероприятий по их ликвидации орган - Главное управление ветеринарии Омской области и подведомственные ему учреждения, предусматривает, что финансирование соответствующих мероприятий осуществляется в соответствии с бюджетной росписью уполномоченного органа в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных уполномоченному органу на эти мероприятия в соответствии с законодательством.

Согласно пункту 4 данного Порядка, реализация мероприятий включает в себя три этапа: формирование перечня скотомогильников, их ветеринарно-санитарное освидетельствование и непосредственно ликвидацию.

В силу части 1 статьи 2.1 Закона Российской Федерации «О ветеринарии» ветеринарные правила являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования, в том числе при перемещении, хранении, переработке, утилизации биологических отходов (трупов животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм животным), а также определяют права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, подведомственных им организаций в указанной в настоящей статье сфере деятельности.

Ветеринарные правила разрабатывает и утверждает федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии (часть 2 названной статьи).

В соответствии с нормами Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 26 октября 2020 года № 626, действующих с 01 января 2021 года, утилизация умеренно опасных биологических отходов путем захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах должна осуществляться под наблюдением государственного специалиста в области ветеринарии в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, соответствующих требованиям, указанным в пункте 24 Правил, при соблюдении условий, обеспечивающих изоляцию захораниваемых умеренно опасных биологических отходов от объектов внешней среды (почвы, воды) и недопущение к ним посторонних физических лиц и животных (пункт 29). Утилизация умеренно опасных биологических отходов должна осуществляться путем сжигания в печах (крематорах, инсинераторах) или под открытым небом в траншеях (ямах) до образования негорючего остатка либо захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, строительство и ввод в эксплуатацию которых осуществлены до 31 декабря 2020 года включительно (пункт 24).

Согласно данным Правилам биологическими отходами являются трупы животных и птиц, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты, другие отходы, непригодные в пищу людям и на корм животным (пункт 1).

Ввиду нарушения Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 26 октября 2020 года № 626, Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 года № 27, а также бездействия уполномоченного органа при реализации полномочий, спорный скотомогильник создает угрозу возникновения и распространения опасных заболеваний, общих для человека и животных, то есть представляет потенциальную опасность причинения вреда неопределенному кругу лиц, а, поскольку вопросы создания, эксплуатации и ликвидации скотомогильников отнесены к предмету ведения субъектов Российской Федерации и на территории Омской области входят в компетенцию Главного управления ветеринарии Омской области, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Вопреки возражения ответчика суд полагает, что в материалах дела имеется достаточно сведений, позволяющих локализовать спорный скотомогильник на местности.

Так, в материалах гражданского дела представлен технический план сооружения, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием сооружений, расположенного по адресу: Российская Федерация, ФИО6 <адрес>, ФИО6 <адрес>, Дружинское сельское поселение, примерно в 1000 м по направлению на запад от <адрес>, в котором имеется описание местоположения объекта недвижимости с указанием характерных точек контура объекта недвижимости, что свидетельствует о наличии возможности определения границ скотомогильника для целей его последующей ликвидации.

Во всяком случае, в случае выявления обстоятельств, затрудняющих исполнение обязанности, Главное управление ветеринарии ФИО6 <адрес> не лишено возможности получения дополнительных сведений в отношении характеристик рассматриваемого скотомогильника.

Относительно возражений представителя ответчика в части отсутствия финансирования для ликвидации скотомогильника суд обращает внимание, что недостаточность бюджетного финансирования уполномоченного органа не может служить основанием для освобождения от установленной законом обязанности по ликвидации скотомогильника.

В силу части 1 статьи 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

С учетом временного промежутка, требуемого для совершения необходимых действий по ликвидации скотомогильника, а также требований разумности и обоснованности, суд считает возможным определить срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации скотомогильника.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать Главное Управление ветеринарии ФИО6 <адрес> принять меры по ликвидации скотомогильника с кадастровым номером , расположенного на территории Дружинского сельского поселения ФИО6 муниципального района ФИО6 <адрес>, в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                              Е.Л. Бессчетнова

Мотивированное решение изготовлено 16 июня 2022 года.

2-1451/2022 ~ М-1159/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Омского района Омской области
Ответчики
Главное управление ветеринариии Омской области
Правительство Омской области
Другие
Министерство сельского хозяйства Омской области
Управление Россельхознадзора по Омской области
Администрация Дружинского с/п ОМР ОО
Суд
Омский районный суд Омской области
Судья
Бессчетнова Елена Леонидовна
Дело на сайте суда
omskiycourt--oms.sudrf.ru
05.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.05.2022Передача материалов судье
11.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2022Подготовка дела (собеседование)
24.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2022Судебное заседание
14.06.2022Судебное заседание
16.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.03.2023Дело оформлено
07.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее