Гражданское дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июля2020 года с. Баргузин
Баргузинский районный суд Республики Бурятия в составе
председательствующего судьи Ивахиновой Э.В.,
с участием помощника прокурора Баргузинского района РБ Цыренова А.В.,
при секретаре Краснослабодцеве О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Баргузинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Баргузинский район», ООО «Промстройресурс» об обязании ввести в эксплуатацию объект инженерной инфраструктуры для обеспечения экологической защиты озера Байкал и с.Максимиха,
УСТАНОВИЛ:
Истец прокурор Баргузинского района РБ обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику. Иск мотивирован тем, что Прокуратурой Баргузинского района проведена проверка соблюдения федерального законодательства в области охраны окружающей среды, по результатам которой установлено следующее.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.Пунктом 1.1 Санитарных правил содержания территорий населенных мест, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88 (далее - Правила) установлено, что организация рациональной системы сбора и временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населенных мест».
Согласно п. 1.2 Правил система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 Правил обезвреживание жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Пунктом 3.2 указанных Правил предусмотрено, что жидкие бытовые отходы следует вывозить на сливные станции или поля ассенизации.
Согласно п. 1 Санитарных правил устройства и содержания сливных станций, утвержденных заместителем главного государственного санитарного врача СССР 10 января 1975 г. № 1216-75, сливные станции предназначены для приема и спуска в канализационную сеть жидких отбросов из неканализованных домовладений. Перед спуском в сеть жидкие отбросы разжижаются водой, освобождаются от песка и крупных механических примесей.
В силу п/п «в» п. 3 Санитарных правил устройства и содержания сливных станций участок для сливной станции должен располагаться возможно ближе к городским канализационным коллекторам, автомобильным дорогам и сетям городского водопровода.
Из анализа указанных положений санитарных норм следует, что жидкие бытовые отходы подлежат вывозу на сливные станции, располагающиеся вблизи канализационного коллектора и очистных сооружений.
Установлено, что между МКУ «Баргузинский районный комитет имущественных отношений» (заказчик) и ООО «ПромСтройРесурс» (подрядчик) заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № на строительство сливной станции к очистным сооружениям в с. Максимиха.
В соответствии с п. 1.1, 1.2 контракта предметом является выполнение строительно-монтажных работ на объекте: «Строительство инженерной инфраструктуры для обеспечения экологической защиты озера Байкал в с. Максимиха Баргузинского района. Первая очередь строительства. Модернизация очистных сооружений. Сливная станция».
Объем работ, оказываемых подрядчиком, требования к выполняемым работам, требования к результатам работ определены в техническом задании (приложение № 1 к контракту), и сметном расчете (приложение № 2 контракту), являющимися неотъемлемыми частями контракта.
Согласно п. 2.1, 3.2 контракта, общая стоимость работ составляет18 900 000 рублей, срок выполнения работ установлен в течение 30 календарных дней с момента заключения контракта. Такимобразом,срокисполнения контрактаустановлендо 27.09.2019.
В силу п. 1.3 результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются строительство объекта капитального строительства, является построенный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Ссылаются на нормы ч.2 ст.55, ч.9 ст.55 Градостроительного кодекса РФ, п. 11,п.24 Положения об осуществлении государственного не строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54. До настоящего времени акт выполненных работ по вышеуказанному контракту не подписан, заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации не получено, ввод в эксплуатацию сливной станции, строительство которой предусмотрено контрактом от ДД.ММ.ГГГГ №, не осуществлен.
Вместе с тем установлено, что фактически работы по строительству сливной станции завершены.
Так, ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «Баргузинский районный комитет имущественных отношений» и ООО «СМП» на основании результатов открытого аукциона заключен муниципальный контракт № № на оказание услуг эксплуатирующей организацией по техническому обслуживанию и охране объекта инженерной инфраструктуры для обеспечения экологической защиты озера Байкал в с. Максимиха Баргузинского района, что свидетельствует о фактическом выполнении работ по строительству вышеуказанных объектов.
Ссылаются на нормы ст.6, ч.2 ст.39 Федерального Закона «Об охране озера Байкал», ст.ст. 22,51 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.27 Водного Кодекса РФ, п.4 ч.1 ст.14, п.2,3, ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Обращениепрокуроравсудвинтересахнеопределенногокругалиц о обусловлено необходимостью защиты конституционных прав граждан на жизнь,здоровье, благоприятную окружающую среду, поскольку отсутствие очистных сооружений влечет сброс загрязненных вод и способно повлечь возникновение заболеваний различных органов в организме человека и иные тяжкие последствия, в связи с чем, прокурором подаётся иск в соответствии со статьёй 45 для ГПК РФ винтересах неопределённого круга лиц. Отсутствие схемы водоснабжения и водоотведения с. Баргузин влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, поскольку отсутствуют утвержденные в установленном порядке мероприятия по снижению сбросов загрязняющих и веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водозаборные площади.Кроме того, нарушаются интересы Российской Федерации, являющейся для собственником водного объекта, на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях иных удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных чиямресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Просят суд :
1. Обязать общество с ограниченной ответственностью «ПромСтройРесурс» принять меры по получению заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов – сливной станции по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ №, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
2. Обязать администрацию МО «Баргузинский район» получить заключение органагосударственногостроительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов - сливной станции по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ № в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
3. Обязать администрацию МО «Баргузинский район» ввести в эксплуатацию объект инженерной инфраструктуры - сливную станцию в соответствии с контрактом от ДД.ММ.ГГГГ №, проектной и рабочей документацией в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Орбодиев Р.Ц. по доверенности иск поддержал в полном объеме, по указанным в иске обстоятельствам. С учетом мнения ответчика просит удовлетворить иск, установив срок до 31.12.2020.
В судебном заседании представитель ответчика Дамбиев Ж.Б. по доверенности суду пояснила, что против иска не возражают, но просят учесть срок исполнения, поскольку данный иск связан с определением суда по отсрочке исполнения решения суда от 15.09.2016, срок отсрочки до 31.12.2020. При этом основные работы завершены, основной объект завершен. Они ждут заключение, имеются замечания.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между МКУ «Баргузинский районный комитет имущественных отношений» (заказчик) и ООО «ПромСтройРесурс» (подрядчик) заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № на строительство сливной станции к очистным сооружениям в с. Максимиха.
В соответствии с п. 1.1, 1.2 контракта предметом является выполнение строительно-монтажных работ на объекте: « Строительство инженерной инфраструктуры для обеспечения экологической защиты озера Байкал в с. Максимиха Баргузинского района. Первая очередь строительства. Модернизация очистных сооружений. Сливная станция».
Срок исполнения контракта до ДД.ММ.ГГГГ. Фактически работы по строительству сливной станции завершены.
Вопросы выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства регламентированы в статье 55 Градостроительного кодекса, в том числе перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 3), основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 6).
В соответствии с ч.1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для полученияразрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Часть 2 данной статьи предусматривает, что для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.Застройщики, наименования которых содержат слова "специализированный застройщик", также могут обратиться с указанным заявлением с использованием единой информационной системы жилищного строительства, за исключением случаев, если в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется через иные информационные системы, которые должны быть интегрированы с единой информационной системой жилищного строительства.
В силу требований пункта 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса, к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагается заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Ответчиком предоставлен акт об окончании строительства, реконструкции объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ, однако данный акт до настоящего времени не подписан, заключение не получено, ввод в эксплуатацию сливной станции не осуществлен.
То есть нарушения не были устранены, доказательств обратного ответчиками в материалы дела не представлено.
Согласно п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.05.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Таким образом, разрешая данный спор, судом установлено, что в ходе проверки на объекте «Строительство инженерной инфраструктуры для обеспечения экологической защиты озера Байкал в с.Максимиха Баргузинского района. Первая очередь строительства. Модернизация очистных сооружений. Сливная станция» выявлены со стороны ответчиков АМО «Баргузинский район», ООО «Промстройресурс» отсутствие первичной документации, акт выполненных работ, ввод в эксплуатацию сливной станции, повлекшее невозможность оформления разрешения на допуск к эксплуатации объекта, нарушения технического характера по эксплуатации объекта. Такие нарушения создают угрозу жизни и здоровья граждан, благоприятной окружающей среде, сбросы загрязняющих веществ.
В соответствии с ч.2 ст. 51 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об охране окружающей среды" запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Следовательно, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Вместе с тем, суд принимает мнение истца по сроку исполнения решения суда, учитывая обстоятельства по делу, доводы ответчика, суд считает возможным установить срок до 31.12.2020.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Баргузинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Баргузинский район», ООО «Промстройресурс» об обязании ввести в эксплуатацию объект инженерной инфраструктуры для обеспечения экологической защиты озера Байкал и с.Максимиха, удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «ПромСтройРесурс» принять меры по получению заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов - сливной станции по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ №, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию МО «<адрес>» получить заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов - сливной станции по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ № в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию МО «<адрес>» ввести в эксплуатацию объект инженерной инфраструктуры - сливную станцию в соответствии с контрактом от ДД.ММ.ГГГГ №, проектной и рабочей документацией в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Баргузинский районный суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья Э.В. Ивахинова