ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Соловьева Н.М..
УИД 04RS0007-01-2023-005084-08
Пост 13.03.2024
дело № 21-223/2024
РЕШЕНИЕ
25 апреля 2024 года г.Улан-Удэ
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Матвеева Н.А., рассмотрев жалобу представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Цыбиковой А.Р. на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 22 февраля 2024 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление заместителя начальника Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей г.Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия Дугаровой А.Ц. от 28 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Улан-Удэ Дугаровой А.Ц. от 28 сентября 2023 года Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 22 февраля 2024 года, постановление по делу об административном правонарушении от 28.09.2023 оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Представитель Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Цыбикова А.Р. обратилась в Верховный Суд Республики Бурятия с жалобой, в которой просит отменить решение судьи районного суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, отсутствие состава административного правонарушения.
Представитель Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, должностное лицо в судебное заседание не явились, извещены.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» также закреплена обязательность судебных постановлений.
В силу статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Федеральный закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 статьи 105 указанного Федерального закона предусмотрено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. №118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 17 марта 2020 года на Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия возложена обязанность предоставить Солдатову В.Б. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилого фонда, отвечающее требованиям действующего законодательства и санитарным нормам.
14.07.2020 судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАП г. Улан-Удэ, на основании исполнительного документа выданного судом, возбуждено исполнительное производство №....
Установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником.
В связи с неисполнением Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, 12.08.2020 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
06.10.2022 должнику вручено требование, срок исполнения которого установлен 30 дней с момента его получения, то есть до 06.11.2022.
Однако в срок, установленный судебным приставом-исполнителем требования исполнительного документа, решение суда, не исполнено.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, копиями исполнительного листа, постановления о возбуждении исполнительного производства, о взыскании исполнительского сбора, требованием и иными материалами дела.
Перечисленным доказательствам, в совокупности с другими материалами дела, должностным лицом УФССП по Республике Бурятия дана верная оценка и обоснованно признано Министерство виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Оценив приведенные доказательства в совокупности, районный суд обоснованно пришел к выводу о правильности оценки действий Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия должностным лицом по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Доводы министерства об отсутствии денежных средств на приобретение взыскателю жилого помещения, о принятии комплекса мер по получению дополнительного финансирования из республиканского и федерального бюджетов для исполнения судебных решений о предоставлении жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внимание не принимаются.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу статьи 2 Жилищного кодекса РФ обеспечение условий для осуществления права на жилище входит в обязанность органов государственной власти.
Право детей-сирот и других лиц из указанной категории на обеспечение жилым помещением гарантировано федеральными законами и не ставится в зависимость от степени формирования специализированного жилищного фонда, наличия или отсутствия бюджетного финансирования и других подобных обстоятельств.
Направление министерством писем в адрес Минстроя Республики Бурятия, ГКУ Республики Бурятия «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия», а также в адрес уполномоченных должностных лиц Правительства Республики Бурятия, Правительства Российской Федерации, Минстроя России, Администрации Президента Российской Федерации не свидетельствуют об отсутствии в действиях Минсоцзащиты РБ состава вмененного административного правонарушения, поскольку представленные привлекаемым к административной ответственности лицом документы не подтверждают отсутствие фактической возможности исполнения конкретного судебного решения, принятого в пользу Солдатова В.В.
Более того, ответы на запросы о предоставлении финансирования из республиканского и федерального бюджетов для приобретения жилых помещений в целях обеспечения ими граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в дело не представлены.
В рамках рассматриваемого исполнительного производства должник не ссылался на конкретные сведения, информацию и данные, указывающие на наличие непреодолимых препятствий для исполнения требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
Доводы жалобы о том, что в полномочия должника не входит создание специализированного жилого фонда, и что закупками и строительством жилья занимаются иные органы, аналогичны доводам, которые были предметом судебной проверки, обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебном решении.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и суд первой инстанции пришли к выводу, что министерство имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оснований не согласиться с указанными выводами не имеется.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. назначено Министерству должностным лицом в минимальном размере, и является справедливым, соразмерным содеянному и отвечает целям административного наказания, установленным статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для изменения назначенного наказания не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 22 февраля 2024 года, постановление заместителя начальника Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Улан-Удэ Дугаровой А.Ц. от 28 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Бурятия Н.А.Матвеева