Дело № 2-3020/2021 7 апреля 2021 года
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Курилкина А.С.
при секретаре Литвиненко С.В.
при участии прокурора Кинда А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приморского района Санкт-Петербурга, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Приморского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Приморского района Санкт-Петербурга, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском об обязании администрации района организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов на территории земельного участка общего пользования по адресу: <адрес>
Представитель истца в судебное заседание 7 апреля 2021 года явилась, требования поддержала, на их удовлетворении настаивала.
Дело на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие ответчика, извещенного о месте и времени слушания дела надлежащим образом, просившего о рассмотрении спора в отсутствие своего представителя.
Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
При рассмотрении дела установлено, что в ходе выездной проверки прокуратурой Приморского района Санкт-Петербурга выявлено, что на территории земельного участка общего пользования по адресу: <адрес> находится большое количество строительных отходов площадью около 40 куб.м., а именно: ветошь, доски, стекло, пластмасса, мебель и пр. – несанкционированная свалка.
Согласно полученным сведениям в ходе проверки, указанная территория в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок на территории района не включена.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Частями 1 и 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
На основании ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1098 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» утверждено Положение об администрациях районов Санкт-Петербурга, согласно п. 1.1 которого администрация района является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
На основании п. 2.1 Положения к задачам администрации относится, в том числе, проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления на территории района Санкт-Петербурга в сферах: здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; правопорядка; благоустройства и обращения с отходами.
Для реализации данных задач п. п. 3.10.4, 3.10.7 Положения администрации районов наделены полномочиями по организации благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся проведения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости - рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов, на территории района в соответствии с адресными программами, утверждаемыми администрацией, а также по контролю уборки территории района, в пределах компетенции.
На основании п. 2.2 Приложения № 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961, на администрации районов возложены обязанности по контролю за уборкой территории района в пределах своей компетенции.
Поскольку ответчиком надлежащих доказательств устранения нарушения Федерального закона «Об охране окружающей среды» по адресу: <адрес> не представлено, заявленные прокурором требования законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Ссылки ответчика на то, что ликвидация свалки планируется в рамках контракта на выполнение работ по ликвидации очаговых несанкционированных свалок на территории района в 2021 году и будет проведена после проведения конкурсных процедур по определению подрядчика в 2021 году какими-либо доказательствами не подтверждены, сведений о проведении конкурсных мероприятий в материалы дела не представлено.
На основании ст. 204 ГПК РФ суд находит возможным установить Администрации Приморского района Санкт-Петербурга срок для устранения нарушения Федерального закона «Об охране окружающей среды», выявленного по адресу: <адрес>, в течение 180 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 56, 57, 67, 98, 167, 194-199 Гражданского процессуального кодека РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Приморского района Санкт-Петербурга в течение 180 дней с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов на территории земельного участка общего пользования по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья Курилкин А.С.
В окончательной форме решение изготовлено 14 апреля 2021 года.