УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2023-006652-08
Судья Бахарева
Н.Н.
Дело № 33-1586/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 2 апреля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.
судей Федоровой Л.Г., Санатулловой Ю.Р.
при секретаре Абдрахмановой Р.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 7 декабря 2023 года, по гражданскому делу №2-5946/2023, по которому постановлено:
исковые требования
прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах Фроловой Надежды Ивановны, удовлетворить частично.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить Фролову Надежду Ивановну техническими средствами реабилитации – *** в количестве 2 штук*** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации ***а от 24.01.2013 № 243.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Фроловой Надежды Ивановны компенсацию морального вреда в сумме 12 000 руб. 00 коп.
В остальной части требований отказать.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор Ленинского
района г.Ульяновска, действующий
в интересах Фроловой Н.И., обратился
в суд с иском к Отделению
Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области об обязании
обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации
морального вреда.
Требования мотивировал тем, что Фролова Н.И., *** года рождения, является ***. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации ***а от 24.01.2013
№ 243 предусмотрено предоставление ей *** в
количестве 2 штук, ***. Однако
до настоящего времени Фролова Н.И. указанными
техническими средствами реабилитации
не обеспечена.
Просил суд обязать обеспечить Фролову Н.И. техническими средствами реабилитации, а именно *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации ***а от 24.01.2013 № 243, взыскать компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял
вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы ссылается на Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите ***ов в Российской Федерации», Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в системе закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Указывает, что в отсутствие государственного контракта на поставку указанных технических средств реабилитации обеспечить ими ***а не предоставляется возможным. Отделение проводит анализ рынка на предмет возможности поставки аналогичных ТСР, размещаются в ЕИС запросы ценовой информации на поставку ТСР, принимаются все меры необходимые и достаточные для исполнения обязанностей по обеспечению ***ов ТСР. Считает, что у суда отсутствовали основания для взыскания компенсации морального вреда, поскольку истцом не представлено доказательств причинно-следственной связи между несвоевременным представлением ему ТСР и ухудшением состояния его здоровья, возможностью вести активную общественную жизнь, а так же наличия виновных действий ответчика, нарушающих личные неимущественные права Фроловой Н.И.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Фролова Н.И., *** года рождения, является ***, *** установлена бессрочно (л.д.11-12).
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации 24.01.2013 № 243 Фролова Н.И. подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации, в том числе *** (л.д.20-24). Однако, до настоящего времени Фролова Н.И. указанными техническими средствами реабилитации не обеспечена.
Согласно положениям статьи 10 Федерального закона 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите ***ов в Российской Федерации» государство гарантирует ***ам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых ***у за счет средств федерального бюджета.
Технические средства реабилитации предоставляются ***ам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (часть 14 статьи 11.1 данного Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения ***ов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
В соответствии с абзацем 1 пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет ***а (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) ***у (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение ***а (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) ***у (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи ***ом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Таким образом, предусмотренная законом процедура предоставления ТСР отдельным категориям граждан направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояния физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите ***ов в Российской Федерации» технические средства реабилитации предоставляются ***ам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Таким образом, объем реабилитационных мероприятий, включая технические средства реабилитации, определяется в разработанной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы индивидуальной программе реабилитации или абилитации ***ов, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Истице разработана индивидуальная программа реабилитации ***а от 24.01.2013 № 243, в соответствии, с которой она подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации, в том числе ***, по поводу чего она обращалась к ответчику с заявлением 04.09.2023 об обеспечении ее спорными ТСР, была поставлена на учет, но не обеспечена техническими средствами реабилитации.
В статье 53 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Решение суда в части взыскания с ответчика в пользу ***а компенсации морального вреда, причиненного нарушением его прав на обеспечение техническим средством реабилитации, также основано на нормах закона и является правильным.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Как указано в статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).
Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе в виде обеспечения ***ов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с не обеспечением истца указанными в иске техническими средствами реабилитации, ему были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации причиненного морального вреда в размере – 12 000 руб.
Доводы апелляционной жалобы в части того, что истцом не представлены доказательства причинения нравственных и физических страданий, несостоятельны. Сам факт не обеспечения истца ТСР является доказательством того, что *** причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованных средств реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности ***, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации.
В отсутствие реального обеспечения истца спорными техническими средствами реабилитации принятие ответчиком мер в целях обеспечения *** техническими средствами реабилитации не влечет отмену либо изменение решения суда.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Материальный и процессуальный закон применены судом верно.
Таким образом, решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 7 декабря 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 3 апреля 2024 года