Дело № 2-2745/2023
УИД 91RS0019-01-2023-003559-26
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 ноября 2023 года г. Симферополь
Симферопольский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Томащака А.С.,
при секретаре – Фасон Е.Ю.,
с участием представителя ответчика Носовой Т.К. - адвоката Теплицкого М.И., в порядке ст.50 ГПК РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым к Носовой Татьяне Константиновне, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - администрация Симферопольского района Республики Крым, администрация Николаевского сельского поселения Симферопольского раойона Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю, ОСП по Симферопольскому району ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю, о возложении обязанности произвести отчуждение земельного участка путем принудительной продажи с публичных торгов,
установил:
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым обратилось с суд с иском к Джаин И.О., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - администрация Симферопольского района Республики Крым, администрация Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю, ОСП по Симферопольскому району ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю, о принудительной продаже с публичных торгов земельного участка с кадастровым номером №, площадью 33 229 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, принадлежащего на праве собственности Носовой Т.К., передав Носовой Т.К. денежные средства вырученные от продажи земельного участка, за вычетом затрат на отчуждение имущества и обязательных расходов, связанных с проведением публичных торгов, определив начальную продажную стоимость спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем, в порядке установленном Правительством Российской Федерации.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что Носова Т.К. в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, является собственником вышеуказанного земельного участка, при этом она является гражданином иностранного государства. Учитывая нормы действующего законодательства, ответчик обязан был произвести отчуждение принадлежащего ей на праве собственности земельного участка, однако в добровольном порядке до настоящего времени Ответчиком земельный участок не отчужден, что стало основанием для обращения в суд с указанным иском.
В судебное заседание представитель истца не явился, представив заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме и просит их удовлетворить.
Представитель ответчика просил в удовлетворении иска отказать.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания уведомлены надлежащим образом.
Выслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные исковые подлежат удовлетворению на основании следующего.
В силу ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает "национальный режим" для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.
Исходя из того, что в силу ГК РФ, конкретизирующего конституционный принцип национального режима, правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абзац 4 п. 1 ст. 2), и в соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, ЗК РФ устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории Российской Федерации.
Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 260 ГК РФ), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из ч. 1 ст. 9, ч.ч. 1, 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в ч. 1 ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в ч. 1 ст. 36, согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (ч.ч.1, 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации).
Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.
Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.
В соответствии с п. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Указом Президента Российской Федерации N 26 от 09.01.2011 года "Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками" установлен перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 года N 201 внесены изменения в Указ от 09.01.2011 года N 26, территория муниципального образования Симферопольский район Республики Крым включена в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, расположенными на данной территории.
Положениями п.п. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.
В соответствии с п. 1 ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случае, если имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п. 1 ст. 238 ГК РФ, такое имущество с учетом его характера и назначения по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитают затраты на отчуждение имущества (п. 2 ст. 238 ГК РФ).
Таким образом, земельные участки, расположенные на приграничных территориях, в том числе, на территории муниципального образования Симферопольского района Республики Крым, не могут принадлежать на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам. Если земельный участок в силу закона не может принадлежать на праве собственности ответчику как иностранному гражданину, необходимо его отчуждение.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Носова Т.К. в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 33 229 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование.
Также в соответствии с данными, содержащимися в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, относительно правообладателя земельного участка указано, что Носова Т.К. является гражданином иностранного государства.
По имеющимся сведениям автоматизированной системы Управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым Носова Т.К. паспортом гражданина РФ не документирована.
Учитывая нормы действующего законодательства Носова Т.К. обязана была произвести отчуждение принадлежащего ей на праве собственности земельного участка, однако в добровольном порядке до настоящего времени Ответчиком земельный участок не отчужден.
В случаях, когда предусмотренные п.п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона) (ст.6 ГК РФ).
Из сути заявленных исковых требований, усматривается, что они направлены на принудительное отчуждение иностранным лицом имущества, которое в силу закона не может находиться в его собственности.
Принимая во внимание, что порядок принудительной продажи земельного участка, находящегося в собственности лица, которому он не имеет право принадлежать, прямо законом не урегулирован, суд полагает возможным применить к спорным правоотношениям положения действующего законодательства о принудительной продаже имущества на публичных торгах.
В соответствии с положениями ст. 449.1 ГК РФ, под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.
Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом. (п.2 ст. 449.1 ГК РФ)
Порядок проведения публичных торгов, регламентирован положениями ст.448 ГК РФ.
Таким образом, к спорным правоотношениям подлежат применению положения п.2 ст.238 ГК РФ, ст.ст. 448, 449.1 ГК РФ, то есть о продаже спорного земельного участка на публичных торгах с последующей передачей ответчику вырученной от продажи суммы, за вычетом затрат, понесенных в связи с отчуждением.
Разрешая заявленные требования, на основании вышеприведенных норм права, суд считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования путем принудительной продажи с публичных торгов земельного участка с кадастровым номером №, площадью 33 229 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, принадлежащего на праве собственности Носовой Т.К. с последующей передачей ей вырученной суммы, за вычетом затрат, понесенных Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым на отчуждение имущества.
При этом суд считает необходимым определить начальную продажную стоимость спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд, -
решил:
Иск Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым к Носовой Татьяне Константиновне, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - администрация Симферопольского района Республики Крым, администрация Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю, ОСП по Симферопольскому району ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю, о возложении обязанности произвести отчуждение земельного участка продажи с публичных торгов - удовлетворить.
Принудительно продать с публичных торгов земельный участок с кадастровым номером №, площадью 33 229 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, принадлежащий на праве собственности Носовой Татьяне Константиновне, с последующей передачей Носовой Татьяне Константиновне вырученной суммы, за вычетом затрат, понесенных Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым на отчуждение имущества.
Начальную продажную цену отчуждаемого имущества определить равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано сторонами, прокурором и другими лицами, участвующим в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Крым через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Томащак
(мотивированный текст решения изготовлен 09 ноября 2023 года)
Судья А.С. Томащак