№ 50RS0046-01-2023-001041-93
Дело № 2-1204/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 25 апреля 2023 года.
Мотивированное решение составлено 02 мая 2023 года.
г. Ступино Московской области 25 апреля 2023 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Австриевских А.И., при секретаре Малинине А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области к МУП «Производственно-техническое объединение жилищно-коммунального хозяйства» городского округа Ступино о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по исполнению требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидеомиологического благополучия населения,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области обратилось в Ступинский городской суд Московской области с исковым заявлением к МУП «Производственно-техническое объединение жилищно-коммунального хозяйства» городского округа Ступино, в котором просит признать незаконным бездействие ответчика по неисполнению требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидеомиологического благополучия населения; обязать ответчика исполнить требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидеомиологического благополучия населения, по адресам Московская область, городской округ Ступино, <адрес>, в срок – 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а именно: обеспечить доведение до гигиенических нормативов питьевой воды, подаваемой населению в <адрес>, по показателям - фториды, литий, путём предоставления протоколов лабораторных исследований, подтверждающих факт исполнения решения суда; обеспечить проведение ежемесячного лабораторного производственного контроля качества питьевой воды по микробиологическим, органолептическим показателям из распределительных сетей <адрес>, согласно утвержденной Рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды в лаборатории, аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Представители истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области – Громова С.М. и Каверина А.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании подтвердили изложенные в исковом заявлении обстоятельства и доводы, поддержали исковые требования и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика МУП «Производственно-техническое объединение жилищно-коммунального хозяйства» городского округа Ступино – Кутнякова Н.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полностью признала заявленные исковые требования.
Суд, выслушав объяснения и доводы сторон, проверив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу нижеследующего.
Функции по контролю и надзору в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Московской области выполняет Управление Роспотребнадзора по Московской области, в том числе через свои территориальные органы.
Объектами надзора Ступинского территориального отдела, являющегося структурным подразделением Управления, являются предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности расположенные на территории городского округа Ступино.
В силу ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил, утвержденных и введенных в действие федеральным органом исполнительной власти на территории Российской Федерации, является обязательным для юридических лиц.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; обращаться в органы, уполномоченные на осуществление федерального государственного санитарно- эпидемиологического надзора, в связи с нарушениями требований санитарного законодательства, создающими угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде и угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения; на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области были установлены факты неисполнения МУП «ПТО ЖКХ» обязательных требований, установленных санитарно-эпидемиологическим законодательством Российской Федерации.
МУП «ПТО ЖКХ» городского округа Ступино является гарантирующей организацией в сфере водоснабжения на территории городского округа Ступино согласно Постановления администрации городского округа Ступино от ДД.ММ.ГГГГ №.
МУП «ПТО ЖКХ» осуществляет деятельность по сбору, очистке, транспортировке питьевой воды в <адрес>.
На основании Распоряжения Управления Роспотребнадзора по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУП «ПТО ЖКХ» была проведена плановая выездная проверка с целью исполнения плана проведения плановых проверок Управления Роспотребнадзора по Московской области на ДД.ММ.ГГГГ год.
По результатам плановой проверки было установлено, что юридическое лицо МУП «ПТО ЖКХ» не обеспечило разработку, согласование и утверждение в установленном порядке проектов зон санитарной охраны водозаборных узлов, артезианских скважин для питьевого водоснабжения населения в <адрес>, не обеспечило получение санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов - артезианских скважин <адрес> санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов в конкретно указанных целях. Юридическое лицо МУП "ПТО ЖКХ» не обеспечило доведение до гигиенических нормативов питьевой воды, подаваемой населению, в <адрес> по показателям - фториды, литий. Юридическое лицо МУП «ПТО ЖКХ» городского округа Ступино не обеспечило проведение лабораторного производственного контроля качества питьевой воды из источников водоснабжения и распределительных сетей централизованного водоснабжения городского округа Ступино по адресам: <адрес>; <адрес>, <адрес>, согласно утвержденной Рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды, в лаборатории, аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, что не гарантирует безопасность воды, подаваемой с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, установленные законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством о техническом регулировании.
По выявленным в ходе плановой проверки нарушениям МУП «ПТО ЖКХ» было привлечено к административной ответственности по статьям 6.3 ч.1 и 6.5 КоАП РФ. Постановления о привлечении МУП «ПТО ЖКХ» к административной ответственности не обжаловались.
По результатам плановой проверки МУП «ПТО ЖКХ» было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Предписание в установленном порядке не обжаловалось.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании Решения Управления Роспотребнадзора по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУП «ПТО ЖКХ» была проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля за исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Неисполнение предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, МУП «ПТО ЖКХ» было установлено по результатам контрольных (надзорных) мероприятий - внеплановой выездной проверки (КНМ № от ДД.ММ.ГГГГ), завершенной Актом выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» проведение плановой проверки МУП «ПТО ЖКХ».
Факты нарушений, влекущие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций в ходе проведённой проверки не выявлены, что в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 10.032022г № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» является препятствием для возбуждения административного производства.
Федеральным законом от 07.12.2011г № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Статьёй 25 Закона № 416-ФЗ, установлено, что производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.1, ст. 25 ч. 4 Закона № 416-ФЗ, п.19. Постановления Правительства РФ от 06.01.2015 № 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды» (вместе с «Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды») проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
При эксплуатации подземных источников водоснабжения должны осуществляться мероприятия, целью которых является, сохранение постоянства природного состава воды в водозаборе путем устранения и предупреждения возможности ее загрязнения.
При организации водоснабжения населения МУП «ПТО ЖКХ» обязано выполнять требования действующего законодательства.
При достаточной степени заботливости и осмотрительности, заведомой осведомленности о требованиях закона, обязательности применимости закона и ответственности за невыполнение закона МУП «ПТО ЖКХ» могло и должно было обеспечить выполнение требований действующего законодательства.
Однако, МУП «ПТО ЖКХ» не были приняты все зависящие от него меры по их исполнению.
МУП «ПТО ЖКХ» не представило документальные доказательства, свидетельствующие о том, что не исполнение требований санитарного законодательства обусловлено чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля. Препятствий для соблюдения требований законодательства, возможности контроля по вопросам санитарно- эпидемиологического благополучия у юридического лица не имелось.
Таким образом, бездействие ответчика нарушает право граждан на благоприятную среду обитания, поскольку санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно- эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
При указанных обстоятельствах, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МУП «ПТО ЖКХ» городского округа Ступино по неисполнению требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидеомиологического благополучия населения.
Обязать МУП «ПТО ЖКХ» городского округа Ступино исполнить требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидеомиологического благополучия населения, по адресам Московская <адрес>, в срок – 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а именно:
- обеспечить доведение до гигиенических нормативов питьевой воды, подаваемой населению в <адрес>, по показателям - фториды, литий, путём предоставления протоколов лабораторных исследований, подтверждающих факт исполнения решения суда;
- обеспечить проведение ежемесячного лабораторного производственного контроля качества питьевой воды по микробиологическим, органолептическим показателям из распределительных сетей <адрес>, согласно утвержденной Рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды в лаборатории, аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья Австриевских А.И.